ЛюдиНебо

«Из Самары-в космос»! Ракета для первого космонавта планеты

Продолжение новой книги о Самаре и космосе День 12 апреля 1961 года стал событием, изменившим судьбу человечества, — первым полетом землянина в космос. Космический корабль «Восток» был выведен на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем 8К72. Первые две ступени этого носителя — четыре боковых и центральный блоки были изготовлены в Куйбышеве, на заводе «Прогресс». В последующем все пилотируемые космические корабли и запускались на орбиту только куйбышевскими (самарскими) ракетами.

Авторы книги:

Георгий Фомин – действительный член Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, лауреат премии СССР, профессор и Оксана Ефименко

ИЗ САМАРЫ-В КОСМОС!

Сразу после запуска первого спутника начался интенсивный штурм космоса. На орбиту все тем же типом ракеты «Спутник» выведены второй и третий спутники, американцы вывели свой первый спутник «Эксплорер». В плане Королева и его соратников уже были полеты на Луну, Марс, Венеру, а также первый полет человека в космос. Но для этого нужна была более мощная ракета.

Двухступенчатая ракета «Спутник» не могла развить вторую космическую скорость, необходимую для межпланетных перелетов. Не хватало ее энергетики и для того, чтобы впервые вывести на околоземную орбиту тяжелый пилотируемый корабль.

Поэтому в подмосковном королёвском ОКБ-1 (ныне город Королёв) были разработаны трехступенчатая ракета «Восток» для открытия Эры пилотируемой космонавтики и четырехступенчатая ракета «Молния» для того, чтобы поднять автоматические космические станции к Луне, Марсу, Венере, а также запустить первые спутники связи «Молния».

Это были первые в нашей стране многоступенчатые ракеты с запуском двигателей верхних ступеней в космическом пространстве в условиях вакуума и невесомости.

До 1960 года все ракеты космического назначения, т.е. ракеты-носители для вывода на орбиту космических аппаратов (спутников), изготавливали на опытном заводе завод № 88 при ОКБ-1 в Подмосковье. А в это время Д.И.Козлов и ВЯ.Литвинов были заняты исключительно производством боевых ракет.

Но поскольку к тому времени серийное производство «семёрок» МРБ Р-7 в Куйбышеве успешно шло полным ходом, куйбышевцам (заводу № 1 – впоследствии завод «Прогресс», и филиалу № 3 ОКБ-1– впоследствии ЦСКБ) решено было доверить поставку их надёжных серийных изделий не только для военных.

При изготовлении в Подмосковье первых космических ракет-носителей «Восток» и «Молния» куйбышевские изделия стали использовать в качестве первых двух ступеней. То есть их поставляли на завод № 88 при королёвском ОКБ-1 для их переоборудования в космические носители. Понятно, что технологически это было возможно, так как конструктивной основой тех и других ракет являлась базовая Р-7.

День 12 апреля 1961 года стал торжеством человеческого разума, триумфальным событием, изменившим судьбу человечества, – первым полетом землянина в космос. Космический корабль «Восток» был выведен на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем 8К72. Первые две ступени этого носителя – четыре боковых и центральный блоки были изготовлены в Куйбышеве, на заводе авиазаводе № 1(с 1961 года – завод «Прогресс»), а надёжные двигатели для этих блоков – на заводе им. Фрунзе № 24, впоследствии завод «Моторостроитель» (ныне Самарский ОАО «КУЗНЕЦОВ»). В последующем все пилотируемые космические корабли и запускались на орбиту только куйбышевскими (самарскими) ракетами.

Ю.Гагарин в Куйбышеве после приземления

Первым космическим пилотом, как теперь принято говорить, — космонавтом в мире был ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН, который за 108 минут на одноместном космическом корабле «Восток» облетел вокруг Земли и благополучно приземлился на волжской земле. Мировой сенсацией стало то, что впервые в истории нашей цивилизации в космосе побывал не автоматический посланец с «полезной нагрузкой», а сам человек, который стартовал в космическом корабле, находившемся под тонкой оболочкой головного обтекателя ракеты-носителя.

12 апреля 1961 г. Ю.Гагарин через 2 часа после приземления.

Корабль, на котором летал вокруг Земли Юрий Гагарин, весил примерно 4800 кг и состоял из шарообразного спускаемого аппарата диаметром 2,3 м и приборного отсека с тормозной двигательной установкой. Вокруг космического корабля размещались антенны радиотехнических систем, по которым велась двусторонняя связь – передавались на Землю доклады Юрия Алексеевича о полете, о его первых впечатлениях и самочувствии, сообщения о состоянии космического корабля и его систем. С Земли на борт передавались команды по управлению космическим кораблем и пожелания успешного выполнения полета первому в мире космонавту от создателя космического корабля Главного конструктора Сергея Павловича Королева.

Гагарин полностью выполнил программу полета и на практике смог доказать не только возможность пребывания и работы человека в космосе, но и надёжность средств приземления, то что ученые и конструкторы считали главной задачей первого полёта.

За 108 минут космический корабль совершил вокруг Земли оборот (один виток, как говорят ракетчики), потом была включена тормозная двигательная установка, и он сошел с орбиты, то есть вошел в плотные слои атмосферы и начал снижаться. На высоте около 7 км первый космонавт в скафандре с помощью катапультируемого кресла покинул спускаемый аппарат и на парашюте приземлился на Землю. Не все знают, что местом запланированной, то есть штатной посадки «Востока», был определён Пестравский район на юге Куйбышевской области. Этот выбор был обусловлен тем, что трасса полета корабля «Восток» проходила над территорией нашей области и, что в Куйбышеве к тому времени было подготовлено все необходимое для встречи первого космонавта.

Поисково-спасательный отряд (специальное подразделение) из состава войск Приволжского военного округа задачами которого были поиск, обнаружение и эвакуация приземлившегося космонавта и спускаемого аппарата, дислоцировался на аэродроме Кряж. Там же находился и оперативный отряд медицинской службы для немедленного обследования космонавта после приземления и оказания первой помощи в случае необходимости. В одной из районных больниц на юге области накануне был развернут специализированный медицинский пункт экстренной реабилитации космонавта.

Однако из за того, что импульс тормозного двигателя был выдан чуть больше расчетного, что, правда, не помешало надежной посадке, Юрий Гагарин и спускаемый аппарат космического корабля приземлились несколько южнее, вблизи деревни Смеловка Саратовской области.

Несомненно, саратовцы вправе гордиться тем, что первый в мире космонавт приземлился на их земле. Они помнят и о том, что задолго до этого в Саратовском аэроклубе Юра Гагарин впервые учился летать на самолете и прыгать с парашютом. С места приземления Ю.А.Гагарин вертолетом был доставлен на военный аэродром в г.Энгельс Саратовской области, а оттуда самолетом на специальный аэродром «Трёхгорка» заводов куйбышевского авиационного и «Прогресс».

12 апреля 1961 г. Командование Приволжского военного округа приветствует Ю.А.Гагарина на аэродроме завода Прогресс

Здесь его горячо встретили, прибывшие накануне в город Куйбышев, товарищи из отряда космонавтов, заводчане, руководители области и командование Приволжского Военного Округа. На следующий день Гагарин стал героем планеты.

12 апреля 1961 г. Аэродром завода Прогресс. Ю.А.Гагарин и корреспонденты военной газеты Красная звезда

За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. День этот и имя человека, который первым рискнул разорвать цепи земного притяжения, навсегда вошли в память человечества.

С 1962 года 12 апреля был объявлен всенародным праздником — Днём космонавтики.

С 2011 года Генеральная Ассамблея ООН объявила его Международным днем полета человека в космос, признавая, что это историческое событие открыло путь для исследования космического пространства на благо всего человечества.

Сегодня День космонавтики – не просто профессиональный, это национальный праздник, олицетворяющий триумф мысли, воли и мужества наших космонавтов, ученых, конструкторов, технологов, рабочих, всех кто вложил частицу своего самоотверженного труда в освоение космоса.

В те апрельские волнующие дни на сотрудников Управления КГБ по Куйбышевской области возлагалась ответственная задача по обеспечению охраны и безопасности первого в мире космонавта в первые послеполётные часы и дни его пребывания на волжской земле.

На Первой просеке под контролем областных и городских властей был подготовлен комфортабельный по тем временам служебно-жилой комплекс, где первые три дня после возвращения из космоса жил и работал Ю.А.Гагарин. Здесь же прошли и первые послеполетные заседания Государственной комиссии, на которых он сделал первые доклады Главному конструктору С.П.Королеву и откуда сообщил по специальной правительственной связи Первому секретарю ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР Н.С.Хрущеву об успешном выполнении задания, дал самые первые интервью нескольким представителям аккредитованной прессы.

Здесь же были сделаны первые снимки и даны бесценные теперь первые автографы первого космонавта. Утром 14 апреля 1961 года на заводском аэродроме «Трёхгорка» первого космонавта провожали в Москву десятки тысяч работников предприятий города.

Конечно же, после этого удачного запуска наших ракетостроителей тогда не мог не волновать вопрос, почему на гагаринской ракете Королёв решил использовать первые две ступени именно куйбышевского изготовления? Как потом стало известно, серийные ракеты, созданные на волжской земле, демонстрировали более высокую надёжность по сравнению с их аналогами на опытном заводе Королёва в Подмосковье. И это естественно, поскольку при серийном производстве внедряется более совершенное технологическое оснащение и контрольное оборудование, устраняются многие ручные операции и в целом осуществляется более строгий контроль при приёмке изделия заказчиком.

Теперь все знают, что именно надежность и предопределила работу «семёрки», сделанной в этом городе, во всех будущих пилотируемых программах. Тогда, буквально на следующий день после отлета Гагарина в Москву, куйбышевцы ПЕРВЫМИ В СТРАНЕ, решением Куйбышевского горисполкома от 15 апреля 1961 года, присвоили имя первого космонавта планеты одной из новых строящихся улиц города, переименовав Черновское шоссе в улицу Юрия Гагарина.

Пребывание Юрия Алексеевича в Куйбышеве в эти дни, во многом стало фактором, определившим дальнейшее развитие города и формирование самосознания его жителей в причастности к мировой космической истории. После выполнения исторического полёта 1961 года все работы по модернизации, отработке и эксплуатации ракет-носителей семейства Р-7 королёвское ОКБ-1 полностью передаёт своему филиалу в Куйбышев. Первый космонавт планеты затем не раз бывал в нашем городе.

Впоследствии здесь же проходили послеполетную реабилитацию и многие другие космонавты гагаринского отряда: Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. С тех пор вся дальнейшая программа запуска пилотируемых космических и транспортных кораблей снабжения как в бывшем СССР, так и в современной России, выполняется исключительно с помощью ракет-носителей, созданных в Самаре.

Теперь самарские ракеты, в основе которых находится базовая конструкция королёвской «семёрки», называются семейством ракет-носителей «Союз». Созданные в традициях непревзойдённой надёжности они являются признанным мировым космическим брендом. День первого в истории космического полёта нашего соотечественника признан днём ОТКРЫТИЯ ЭРЫ МИРОВОЙ ПИЛОТИРУЕМОЙ КОСМОНАВТИКИ. Он относится к числу неоспоримых, абсолютных достижений человечества, как и первый запуск Советским Союзом искусственного спутника Земли четырьмя годами раньше.

Оба эти события, как писали позже газеты того времени «стали своеобразным вызовом для всех ученых, военных и политиков во всём мире и послужили началом мировой космической гонки за право называться ведущей космической державой». Первый полёт Гагарина и запуск Первого искусственного спутника Земли – вечный приоритет нашей страны.

Да, велик подвиг первого космонавта планеты. Но сегодня, спустя 50 лет, и уже многое узнав из того, что было до некоторой поры скрыто, мы отчётливо понимаем, что без подвига всех участников работ, без многомиллионной ракетно-космической отрасли страны не было бы этого прорыва человечества в космическое пространство.

Продолжение следует

(Начало)

Дата: 11/04/2011


«Из Самары-в космос!»
Сегодня мы начинаем публикацию новой книги о Самаре и космосе. Можно сколько угодно спорить, считать или не считать сегодня Самару космической или ракетной столицей страны. Пожалуй, это время ещё не пришло. А вот звание Города главной ракеты мировой космонавтики Самара имеет по праву и навсегда. Книга адресована юным читателям, но все мы пока так мало еще об этом знаем, что книга будет полезна всем. >>>

Дата:12/04/2011


«Из Самары-в космос»! Ракета для первого космонавта планеты
Продолжение новой книги о Самаре и космосе День 12 апреля 1961 года стал событием, изменившим судьбу человечества, – первым полетом землянина в космос. Космический корабль «Восток» был выведен на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем 8К72. Первые две ступени этого носителя – четыре боковых и центральный блоки были изготовлены в Куйбышеве, на заводе «Прогресс». В последующем все пилотируемые космические корабли и запускались на орбиту только куйбышевскими (самарскими) ракетами. >>>

Дата: 13/04/2011


«Из Самары-в космос»! Город Куйбышев – новая судьба (продолжение книги)
Сегодня третья публикация глав из новой книги «Из Самары-в космос»! В конце 50-х– начале 60-х С.П.Королёв приезжал в Куйбышев почти каждый месяц. Здесь шла работа над грандиозными проектами, которые требовали внимания Генерального конструктора. В эти годы город Куйбышев становится крупным центром ракетно-космической промышленности. >>>

Дата: 15/04/2011


«Из Самары-в космос!» В 2011 году дан старт новой космической гонке!
Сегодня мы публикуем четвертую часть новой книги о Самаре/Куйбышеве и космосе. Самара – первая в мире по числу космических запусков! Прогнозируется 25 запусков самарских ракет >>>

Право публикации в интернете эксклюзивно представлено только «Самара today«. Перепечатка, републикация, цитирование в любом виде запрещены авторами.

*
Метки

По теме

Back to top button