Общество

Деньги за оценки: аргументы за и против

Тема поощрения за оценки деньгами детей не даёт покоя многим родителям. С одной стороны, родители интуитивно чувствуют, что здесь есть «подвох», но с другой стороны, это очень эффективное средство стимулирования детей. Несмотря на свою эффективность, давать деньги за оценки все же не стоит. Объясняем, почему.

Деньги за оценки
Фото: unsplash.com

Деньги за оценки: почему нельзя мотивировать школьника деньгами

Для родителей вопрос мотивации детей с помощью денег является весьма актуальным. Такая мотивация особенно распространена, когда родители придают чрезмерную ценность успехам в школе. Поощрение детей деньгами может иметь негативные последствия для родителей.

Деньги — довольно распространенный мотиватор в современном обществе. Эта мотивация не особенно эффективна в семье. Родители должны быть готовы к негативным последствиям, которые неизбежно возникнут, если они выберут этот метод мотивации.

Важно
Деньги — это внешний мотиватор, который работает до тех пор, пока кто-то их дает, или пока сумма удобна для обеих сторон. Однако если ребенок увлечен учебой или хобби, внешний мотиватор ему не нужен. Существует достаточно устойчивая внутренняя мотивация, которая побуждает их узнавать новое и достигать своих целей.

Аргументы ЗА:

1. Работа должна оплачиваться.

Часто взрослые объясняют свое решение платить детям тем, что учеба — это труд, который должен быть вознагражден.

2. Деньги — быстрое и простое решение.

Если вы перепробовали все способы, от пряника до кнута, чтобы мотивировать детей к учебе, деньги кажутся вам быстрым и эффективным средством. И поначалу такие средства действительно окупаются.

Но когда материальные стимулы становятся единственной движущей силой, стоит задуматься, так ли хороши ваши методы. Нравится ли вашему ребенку учиться?

Важно
Надо быть готовым к тому, что ребёнок привыкнет к этой системе быстрее, чем вы успеете порадоваться её эффективности, и не захочет от неё отказываться.

3. Материальная мотивация очень понятная.

Хорошая должность в будущем — это не та причина, которая мотивирует детей. Деньги — это нечто другое. Деньги можно использовать для покупки гаджетов, игрушек и развлечений, здесь и сейчас.

Можно выстроить прямую логическую цепочку событий: получил пятёрку — получай и купюру в копилку.

Однако важно убедиться, что деньги не являются единственной мотивацией.

Важно
Если ребенок больше переживает из-за неполучения вознаграждения, чем из-за проблем в школе, это красный сигнал.

Аргументы ПРОТИВ

1. Семейные отношения подменяются рыночными.

Происходит переход от семейных отношений к рабочим отношениям между работодателем (родителем) и работником (ребенком). На работе не бывает душевных терзаний.

Ваш ребенок может поторговаться с вами. Допустим, вы обещаете купить ребенку новый мобильный телефон в том случае, если он успешно завершит учебную четверть. При этом вы имели в виду, что на все пятёрки, а ваш ребёнок считает успехом и результаты попроще. Попробуйте доказать, что никакого гаджета вы не должны! Хорошо, если вы сможете как‑то договориться, иначе из принципа ребёнок может совсем запустить учёбу.

Важно
Для детей важны ваши любовь и одобрение, выраженные в искренних добрых словах и объятиях, а не в денежном эквиваленте.

2. Вознаграждения также подвержены инфляции.

Как и любая другая валюта, деньги за помощь и хорошие оценки имеют тенденцию обесцениваться. Будьте готовы к тому, что однажды за 5 ваш ребенок будет просить не 100, а 200 рублей. И его аппетиты будут возрастать.

Если вы откажетесь повышать плату, бунтов и саботажа не избежать. Если же вы согласитесь, то через некоторое время ваш ребенок может потребовать больше.

3. ‎Метод кнута‎.

Когда ребенок только начинает получать деньги за успешные оценки, его мотивация стремительно взлетает, но после первой же неудачи он понимает систему штрафов и это резко снижает мотивацию.

Тогда в большинстве детских голов созревает план: хорошие оценки любой ценой — списывание, жульничество с дневником и журналом, скачивание готовых домашних заданий и т.д. Качество знаний не волнует школьника, лишь бы получить ‎вознаграждение‎.

4. Заинтересованность родителей в результатах обучения выше, чем у их детей.

Поощрение школьной успеваемости детей деньгами предполагает, что хотят учиться родители, а не дети. Если родители соглашаются монетизировать школьную успеваемость своих детей, это означает, что они больше заинтересованы в достижении лучших результатов, чем их дети. Ребенок не вовлечен в процесс обучения, не имеет подлинного интереса к учебе и не имеет перспектив в учебе.

Для родителей в такой ситуации хорошие оценки важнее, чем устойчивые знания и интерес ребенка к учебе.

Важно
Родители во главу угла ставят престиж, чтобы не стыдно было за успехи ребенка в школе.

5. Пропадает желание стараться просто так.

Когда вы начнете платить за оценки, подумайте о том, что произойдет, если вы захотите прекратить. Для вашего ребенка может быть очень неприятно потерять привычный источник дохода, и это может повлиять на его готовность делать что-то без оплаты.

6. Может начаться подкуп учителей.

Ученик может подойти к учителю и предложить подкуп, а это уже путь к коррупции.

Пример.

Варвара Петровна, вы знаете, что родители платят мне за оценки. Поговорите с учителями, пусть ставят мне 4 и 5, а я половину денег буду отдавать им, а вам буду платить за дополнительные хлопоты, скажем 500 руб. При этом вид у ребёнка простодушный, это не взятка как таковая, это обычное дело с его точки зрения. Ему платят и он готов платить.

В этом случае решение вопроса может дойти до директора.

Выводы:

Платить деньги за успеваемость ребенка:

  • смещает истинные мотивы ребенка на единственный («заработать деньги»);
  • формирует неверные поведенческие модели;
  • вносит путаницу в роли;
  • теряется интерес и энтузиазм к учебе.

Как уйти от практики зарплаты за учёбу

У детей должны быть деньги на личные расходы, и их следует научить правильно использовать эти деньги.

Важно
Лучше всего давать им фиксированную сумму карманных денег, независимо от их оценок. А по поводу учебы лучше выяснить, чего ребенку не хватает, чтобы учиться с самоотдачей и получать пятерки и как ему помочь.

Подростки уже должны знать, как распоряжаться своими карманными деньгами, а родители должны знать, сколько стоит жизнь в мире подростка (поход в кино, чашка чая или кофе).

Важно
Лишать ребенка карманных денег нельзя вне зависимости от его поведения. Инструменты поощрения или наказания должны быть другими.

Если, конечно, вы не хотите, чтобы ваш ребенок воровал для удовлетворения базовых потребностей.

Родители могут предпринять следующие шаги для устранения нежелания ребенка учиться:

  • Обсудите с ребенком в спокойной и доверительной манере, почему он не хочет учиться. Важно задавать вопросы не только об оценках, но и о том, почему они такие. Доволен ли ваш ребенок учебой и какие эмоции он испытывает на уроках.
  • Привлеките учителя и школьного психолога, чтобы полностью разобраться в ситуации. Например, испытывает ли ребенок трудности с выполнением определенных заданий или у него проблемы с концентрацией, вниманием и памятью? Не переутомляется ли он/она? Есть ли проблемы с поведением? Возможно есть проблемы в коллективе.
Важно
Нужно принять меры для устранения причин, связанных с негативным отношением к школе.

Обсуждая чувства, выявляя «болевые точки» и принимая форму разовых выплат или подарков за особые достижения (например, участие в Олимпиадах), может отменить товарно-денежные отношения между родителями и детьми, понять желания самого ребенка и искренне оценить его достижения. Это намного дороже, чем давать просто деньги за оценки.

На нашем сайте есть тест для родителей, который поможет выявить слабые места в развитии финансовой грамотности ребенка и рекомендации, которые помогут скорректировать финансовые привычки.

*

По теме

Back to top button