Рождество. Начало святок. Народные приметы на 7 января

Рождество Христово — 7 января (ст. стиль 25 декабря). На этот день приходится празднование второго по значимости для православных людей события — Рождества Христова. История данного праздника насчитывает несколько веков.

7 января христиане вспоминают евангельскую историю явления на свет Иисуса Христа. Время с Рождественского сочельника до Крещения принято называть Святками. Для православных эти дни связаны с очищением души и тела. Святки ‐ славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты. Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней

Рождество в России ‐ государственный праздник, связанный с памятью о Рождестве Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской Православной Церкви.

Рождество является началом Святок, дней почитания мёртвых. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января).

Святки

Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.

Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, котоый горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование — комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли «духов предков», проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.

При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты.

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий — узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий — узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: «Кому поём — тому добро, тому сбудется, не минуется» и припевы: «Слава», «Слово моё», «Ладу», «Свят вечер», «Илею» (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос.

Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными поцелуйными песнями, представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели агропродуцирующее значение «Цалуй в уста, чтобы рожь густа…»

Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения, основываясь на постановлении Шестого вселенского собора: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимии. … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок.»

Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в «ердани» — проруби, сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших личины, гадавших) купали в проруби.

Фото: Александр Блинов

*
Back to top button