МошенникиОбщество

Как защитить телефон от мошенников: виды мошенничества и способы защиты

С каждым днем появляется все больше способов мошенничества с использованием мобильных устройств. Именно поэтому важно знать, как защитить телефон от мошенников. Ведь внедрение новых способов защиты для гаджетов давно вошло в привычку, но иногда распознать преступные схемы довольно сложно.

Чем восстанавливать уже украденные учетные записи, легче сохранить над ними контроль. Но для этого нужно быть в курсе последних уловок и знать, как не попасться на удочку.

Как защитить телефон от мошенников: виды мошенничества и способы защиты
Фото: pexels.com

СОДЕРЖАНИЕ

1. Как защитить телефон от мошенников: виды мобильного мошенничества
2. Как не попасться на мобильное мошенничество
3. Что делать, чтобы не попасться на мобильное мошенничество

Как защитить телефон от мошенников: виды мобильного мошенничества

В последнее время смартфоны стали важной частью нашей жизни. Самые ценные данные мы храним в них: пароли от электронных почтовых ящиков, учетки банков, иную персональную информацию. Мошенники прекрасно осведомлены об этом и целенаправленно охотятся за мобильными устройствами.

Главной целью киберпреступников в наши дни становится не физическое похищение телефона, а кража информации. Они стараются убедить владельца сотового телефона добровольно поделиться ценными сведениями или установить на свое устройство вредоносную программу.

Рассмотрим ниже одни из самых распространенных видов обмана.

1. Сообщения о заражении мобильного телефона вредоносной программой

В этом случае пользователь смартфона видит сообщение о появлении на устройстве какого-либо вредоносного программного обеспечения.

Часто подобное происходит при поиске в интернете и переходе по страницам сайтов. Обычно сообщение гласит, что на устройстве появился зараженный файл и с этим срочно нужно что-то сделать!

Конечно, проще всего использовать «антивирусную программу», ссылка на которую будет в этом же сообщении. В действительности же, предложенный «антивирус» и является нежелательным ПО. Как только подобная программа попадает на смартфон, преступники получают доступ к мобильному устройству. Они смогут не только извлечь данные, но и совершать атаки на другие устройства.

Важно
Хорошей защитой от таких атак будет превентивная установка проверенного антивируса на ваш смартфон.

2. Мошенничество с помощью телефонных звонков («вишинг»)

Склонение к каким-нибудь действиям во время телефонного звонка, называется «вишингом».

Как правило, преступники в этой схеме обмана представляются именами существующих людей или компаний. Подобный ход призван заполучить ваше внимание и доверие. Мошенники станут убеждать владельца телефона в том, что для получения выгоды или, наоборот, для предотвращения беды, требуется сообщить им какие-то сведения, перевести денежные средства. И все это нужно успеть сделать до завершения разговора.

Важно
Паника и неуверенность — лучшие друзья преступников. Именно поэтому они станут подгонять свою жертву, настаивать на немедленном выполнении действий или сообщении сведений. Когда эффект неожиданности пройдет, владельцу телефона будет проще собраться с мыслями и оценить ситуацию. После разговора он может и не выполнить просьбу мошенника.

Примеры телефонного вишинга

1. Чтобы узнать номер банковской карты и секретный код с её обратной стороны, преступники любят выдавать себя за сотрудников банка. Мошенники начинают разговор издалека и сообщают о подозрительном переводе большой суммы денег с карты жертвы. Владелец карты опровергает это. Что ж, тогда нужно срочно инициировать протокол безопасности, чтобы сохранить деньги на счете. Это подразумевает передачу личных данных. Уточнить, с какой именно карты происходит списание, злоумышленник, конечно же, не сможет.

2. Преступник может представиться и сотрудником сотового оператора. В этом случае он заявит о недавнем сбое на линии связи и ошибочном подключении абоненту пакета платных услуг. Для отключения услуги нужно продиктовать текст из пришедшей недавно СМСки. На самом деле, никакого сбоя и случайного подключения услуг не было, а код, содержащийся в сообщении, позволит мошеннику списать средства с лицевого счета.

3. SMS-фишинг («смишинг»)

«Смишинг» или СМС-мошенничество предполагает использование коротких текстовых сообщений. Мошенник может отправить вам в СМС-ке ссылку на скачивание вредоносного ПО или вируса-шпиона.

Важно
Преступники могут уговорить или вынудить жертву перезвонить на платный короткий номер, оформить подписку на различные услуги и прочее.

Пример SMS-фишинга

1. Сообщения, приходящие нам от банков, чаще всего оказываются отчетами о проведенных операциях. Мы получаем их довольно часто, поэтому-то мошенники и пытаются ввести людей в заблуждение, имитируя подобные сообщения. Банки доставляют сообщения через СМС, но преступники чаще пользуются популярными мессенджерами. К сожалению, взволнованный человек может не обратить внимания на подобное несоответствие. Конечно, ведь в сообщении говорится о значительной сумме, готовой к списанию! И все, что нужно сделать для отмены операции — это перезвонить по прилагающемуся номеру телефона. Звонок в таком случае окажется платным и не приведет ни к чему, кроме уменьшения баланса.

И, конечно же, способы обмана могут быть совмещены.

Пример с использованием и SMS-фишинга и телефонного вишинга

1. Маскируясь под банковского сотрудника, мошенник может поступить следующим образом. Сначала держатель карты получает сообщение с просьбой о переводе средств на другую карту. Но в сообщении прописано следующее: либо потерпевший должен отправить код подтверждения, либо платеж будет произведен автоматически через некоторое время.

И выбор у человека невелик: или отправить код из сообщения прямо сейчас, или же смотреть, как деньги будут отправлены чуть позже.

Но тут на помощь растерянному и шокированному человеку приходит «банковский сотрудник», который сообщает о «попытке мошенничества» и обещает помочь с отменой несанкционированного перевода. Все, что нужно сделать — переправить код из сообщения с пометкой «отмена перевода». Но средства спишутся именно после того, как владелец карты выполнит требуемые действия.

2. Еще один вариант обмана предполагает переход на поддельный сайт. Назвавшись работником какого-либо магазина или сотрудником «Единой системы бонусов» (конечно же, подобной организации не существует), мошенник сообщает, что у жертвы есть начисленные, но непотраченные бонусные баллы. Но в середине разговора о баллах, скидках и магазинах, обязательно выяснится, что учетная запись для получения баллов у жертвы «вообще не активирована».

Решение найдется сразу же: просто перейдите по ссылке, которую пришлет «специалист». Отличить поддельный сайт от настоящего сайта интернет-магазина довольно сложно. Поэтому лучше обращать внимание на адрес страницы.

4. Сбрасывающиеся звонки

Сбрасывающиеся звонки – это вызовы с неизвестного номера, которые длятся всего пару секунд. Это сделано для того, чтобы вынудить вас перезвонить на этот номер.

Нужно помнить, что любопытство не должно победить здравый смысл. Суть обмана в том, что номер, на который человек перезвонит, будет платным.

Повысить шансы на ответный звонок позволяют оставленные в голосовой почте сообщения.

Важно
Стоит проявлять особенную осторожность, отвечая на звонки с неизвестных номеров или прослушивая сообщения голосовой почты.

Как не попасться на мобильное мошенничество

Все способы обмана индивидуальны, каждый будет отличаться от другого. Но угрозы для конечного пользователя можно выделить в схожие категории. Конечно, усиление защиты мобильных устройств и установка антивирусного ПО будет очень кстати, но лучшей защитой будет настороженность. Нельзя предугадать все преступные схемы, нельзя заранее просчитать, в какое русло свернет разговор с мошенником. Но относиться к телефонным звонкам и просьбам незнакомцев с опаской — можно и нужно.

Как понять, что вы столкнулись с мобильным мошенничеством?

Страх и доверие — вот основные черты, к которым обращается мошенник. Задача любого вида мошенничества – сыграть на эмоциях и заставить вас доверять мошеннику. Вот некоторые ниточки, за которые любят дергать киберпреступники:

1. Чувство надвигающейся опасности. Страх потерять ценность или попасть в неприятную ситуацию побуждает людей делать что-то. Если в разговоре с незнакомцем у вас возникает чувство беды и хочется сразу предпринять какие-то действия, не уточняя деталей, надо срочно остановиться.

Реальный сотрудник банка, настоящий специалист любой организации сразу ответит на ваши вопросы и не станет нагнетать обстановку. Необходимость выполнения любого действия будет подтверждена. Преступники же будут настаивать на быстрых действиях.

Важно
В наиболее распространенных преступных схемах особый акцент делается на срочность и безотлагательность, в противном случае, начнутся проблемы с налогами, коллекторами или правоохранительными органами.

2. Эмпатия. Эмоциональное сочувствие (эмпатия) появляется у людей, к которым обращаются за помощью. Отклонить призыв к помощи сложнее. Преступники могут прикрываться названиями известных благотворительных фондов или упомянуть недавно произошедшую аварию или катастрофу с многочисленными жертвами. Это может казаться правдоподобным, но следует ответственно взвесить все за и против, обдумать, почему обратились именно к вам. Не стоит чувствовать вину за свои сомнения на этот счет

3. Обещания большего. Преступник может сыграть на желании человека обладать чем-то большим, чем имеет сейчас. Ощутив азарт выигрыша или предвкушение получения награды от поступившего предложения, нужно снова все обдумать. Мошенники могут пообещать льготный тур в санаторий или сообщить о победе в конкурсе.

Но для получения награды придется выполнить несколько простых действий.

Среди наиболее часто встречающихся просьб, к которым следует отнестись с повышенным вниманием, такие:

1. Оплатить товары или услуги подарочным сертификатом или наличными деньгами. Возврат средств после такого будет проблематичен.
2. Предоставить конфиденциальную информацию. Номер страхового полиса, учетные данные, номер счета в банке.
3. Использовать ссылку для перехода в личный кабинет или получения информации
4. Загрузить файл или программу, например, антивирусное ПО

Важно
При поступлении звонка или короткого сообщения с просьбой выполнить один из этих пунктов, отнеситесь к такому предложению с особым вниманием. Как правило, рекомендуется сразу отказаться от подобных действий, или хотя бы отложить их до выяснения подробностей.

Что делать, чтобы не попасться на мобильное мошенничество

Самой надежной защитой от преступных схем будет ваше внимание и осторожность при телефонном общении. Кроме раскрытия обмана, могут пригодиться и иные способы защиты личной информации.

Защитить смартфон или иное мобильное устройство помогут несложные советы:

1. Лучше пользоваться VPN (виртуальные частные сети), если подключаетесь к беспроводным сетям в общественных местах.

VPN использует шифрование данных. Это защитит информацию от постороннего внимания. Для защиты личной информации дома или в дороге можно пользоваться сервисом VPN-сервис Kaspersky Secure Connection.

Как защитить телефон от мошенников: виды мошенничества и способы защиты
Фото: pexels.com

2. Используйте более сложные пароли.

Не следует использовать одинаковый пароль в нескольких сервисах. Самыми стойкими и сложными будут пароли из случайной последовательности символов. Нужно использовать не только буквы, но и цифры и специальные символы, а также менять регистр. Используя в качестве пароля секретную фразу из коротких слов, которые легко запомнить, попробуйте заменить в ней часть букв на цифры или символы.

3. Используйте длинный ПИН-код.

Задайте на вашем мобильном устройстве шестизначный пин-код экрана разблокировки, вместо стандартного четырехзначного (если устройство позволяет это сделать). Это усложнит жизнь мошенникам, пытающимся взломать ваше устройство, так как подбор шестизначных комбинаций отнимет гораздо больше времени. Не стоит использовать в качестве пароля памятные даты и прочую личную информацию. В попытках подобрать ваш пароль, преступники будут в первую очередь использовать информацию, которую можно собрать о вас в открытых источниках, в интернете. Простые комбинации цифр типа «1234» иои «0000» также стоит исключить.

4. Храните свои пароли в безопасном онлайн-хранилище.

Если вы опасаетесь, что надежный, но труднозапоминающийся пароль вылетит у вас из головы, попробуйте использовать надежное хранилище паролей. Например, Kaspersky Password Manager. Не стоит хранить пароли и пин-кода в записной книжке или в заметках на мобильном устройстве, это не может считаться надежным местом. Используйте специальные менеджеры паролей, которые не только хранят ваши пароли и пин-коды, но и шифруют их. Сколько бы паролей ни содержалось в хранилище, вам нужно помнить только один, от самого хранилища. Естественно, этот пароль должен быть стойким к угадыванию и максимально надежным. В противном случае вся затея теряет смысл.

5. В настоящих розыгрышах никто не будет требовать с вас денег.

Правильно будет отказаться от получения приза, если с вас просят заплатить какую то сумму. Почти наверняка вы общаетесь с мошенниками.

6. Установите приложение, блокирующее звонки.

Подобная программа заблокирует входящие звонки от роботов и некоторых иных видов телефонного мошенничества. Но стоит знать, что подобные программы иногда отправляют в черный список реальные номера. Для удобства пользователя такая программа сначала помечает входящий звонок как нежелательный и позволяет вам выбрать дальнейшие действия: принять звонок или отклонить.

7. Не вступайте в разговор и положите трубку, если вам звонит незнакомец.

Ответ на звонок и любое общение с мошенником может повлечь за собой новые звонки. Откажитесь от разговора с оператором-человеком, не переходите по пунктам голосового меню, если у вас есть сомнения в подлинности вызова. Если вам интересно, что же вам предлагают и просят сделать, завершите звонок и попробуйте отыскать в интернете информацию о звонящем.

8. Пользуйтесь только официальными приложениями.

Иногда нам не нравится официальное приложение того или иного сервиса. Но использование неоригинальной программы для входа в личный кабинет банка или в любимую социальную сеть значительно повышает шансы злоумышленников на скрытый доступ к вашему устройству. Можно лишиться данных, став жертвой фишинга после предоставления личных данных сторонней организации. Если есть выбор между одним официальным приложением для какого-то сервиса и прочим мультисервисным приложением, всегда выбирайте официальное.

9. Проверяйте телефонные счета.

При обнаружении в телефонном счете непонятных списаний со счета, стоит задуматься: а не попались ли вы в сети мошенника? Сразу после обнаружения нестыковок в счете следует обратиться к вашему сотовому оператору и потребовать возврат средств. Даже в том случае, если факт мошенничества не подтвердится, вы отключите ненужные услуги, за которые платите.

10. Установите защиту на свой телефон.

Чтобы сохранить свою личную информацию на мобильном устройстве и неприкосновенность в интернете нужно защищаться.

Злоумышленники постоянно реализуют все новые и новые мошеннические схемы. Их упорству и изощренности можно позавидовать. Новый способ отъема денег у населения появляется в тот же момент, как люди узнают о предыдущем. Поэтому важно понимать кто такие аферисты и как защитить телефон от мошенников. Важно знать и помнить о способах защиты своей информации. Потерять сбережения или даже оказаться в долгах можно всего лишь после одного неосторожно принятого телефонного звонка или короткого сообщения.

*

По теме

Back to top button