История Самары: 10 июля. Первый общественный транспорт — конка (1895), гастроли Большого театра (1912), последний приют Н.Щорса (1949)

10 июля 1895 года в Самаре начала работать конно-железная дорога или просто «конка». Ее первая линия протяженностью 6,5 километров, соединила Старый Собор (ныне район Хлебной площади) с Молоканскими садами (район пересечения проспекта Ленина с улицей Первомайской).
10 июля 1912 г. С 10 по 16 июля в Самаре прошли гастроли артистов Московского Большого театра.
10 июля 1949 г. в Куйбышеве состоялось перезахоронение останков героя гражданской войны Н.А.Щорса.

———

Самарская «конка»

10 июля 1895 года в Самаре начала работать конно-железная дорога или просто «конка». Ее первая линия протяженностью 6,5 километров, соединила Старый Собор (ныне район Хлебной площади) с Молоканскими садами (район пересечения проспекта Ленина с улицей Первомайской).

Маршрут пролегал по нынешним улицам Алексея Толстого, Пионерской, Куйбышевской, Самарской, Садовой. Поездка из конца в конец занимала около 40 минут. Движение начиналось в 8 часов утра зимой и в 7 часов летом, а завершалось в 22 часа. Пассажирские вагоны были одно — или пароконные и двигались со скоростью не более 12 км/ч.

Конно-железные дороги стали строиться во всем мире уже после появления паровых машин и железных дорог. Были попытки пуска в городах маневренных поездов на паровой тяге, но они не увенчались успехом по причине их громоздкости и низкой рентабельности. Проезд на лошадях по рельсовому пути оказался намного комфортнее, дешевле и надежнее, чем наем извозчика, и «конка» стала пользоваться в Самаре большим успехом.

В 1895 году по городу ходило 27 вагонов на конной тяге. В каждом могли сидеть 14 пассажиров, а еще 8 — стоять на площадках. Стоимость проезда местами первого класса составляла 5 коп, второго – 3 коп. Полицейские имели право бесплатного проезда на передней платформе вагона. Проезд на новом транспорте был отнюдь не дешевым. В то время за 5 копеек можно было купить фунт хорошего мяса, или полпуда картошки, или пару отборных -«королевских»- сельдей. Ежедневно «конка» приносила ее строителям и владельцам — Бельгийской компании акционерного общества городских и пригородных дорог России — до 150 рублей чистого дохода.

По контракту Бельгийская компания должна была пользоваться прибылью до 1940 года, после чего «конка» переходила в собственность города. Однако уже через пять лет в мире появился трамвай. Он не требовал овса, был проще и удобнее в обслуживании. Рассмотрев проект его строительства, городские власти предложили владельцам «конки» выкупить их пути, чтобы пустить по ним трамвайные вагоны. Однако «конщики» заломили за свое путевое хозяйство такую высокую цену, что от этой идеи пришлось отказаться.

Трамвай был построен в Самаре в 1915 году, и действовал наряду с конкой почти два года. Однажды на пересечении улиц Полевой и Садовой даже произошло столкновение трамвая с вагоном на конной тяге. К счастью, никто не пострадал.

Трамвайщики были признаны виновными в происшествии и уплатили за причиненный ущерб 27 рублей. Но даже шум, поднятый владельцами конки, не смог остановить наступление электротранспорта. В 1917 году, не выдержав конкуренции с трамваем, «конка» разорилась. Впрочем, она оставила о себе добрую память как первый общественный транспорт Самары.

————

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

10 июля 1912 г. С 10 по 16 июля в Самаре прошли гастроли артистов Московского Большого театра.

10 июля 1918 г. По сведениям биржи труда, на 10 июля в Самаре насчитывается 18 619 безработных.

10 июля 1926 г. Рабочие Самарского трампарка первыми в области собрали в фонд помощи бастовавшим горнякам Англии 580 рублей.

10 июля 1949 г. В Куйбышеве состоялось перезахоронение останков героя гражданской войны Н.А.Щорса.

(Подробнее об этом:
Краеведофф | История Самары)

10 июля 1969 г. Драматическому коллективу Новодевиченского Дома культуры Шигонского района присвоено звание Народного театра.

10 июля 2000 г. Стартовала двухнедельная экологическая экспедиция «Оберег». Ее организаторами стали Жигулевский государственный заповедник и самарский лицей-интернат «Школа спасателей». Маршруты экспедиции пройдут по всей территории заповедника от Бахиловой поляны до Каменной Чаши.

О чем писали самарские газеты

10 июля 1941 г. На митинге в драмтеатре артист Алексеев сообщил об организации в театре группы по подготовке ворошиловских стрелков, дружин ГСО и ПВХО. «Пока мы еще играем спектакли, — сказал он, — обслуживаем сборные пункты, но, если понадобится, с винтовкой в руках будем бить фашистов. Коллектив театра до 1 августа обязуется выпустить 4 премьеры – «Ключи от Берлина» (8 июля), «Шел солдат с фронта» (12 июля), «Слава» (19 июля), «Парень из нашего города».
(«Волжская коммуна»)

——

О событиях этого дня из других источников:

——

Архивы Самарской области
10 июля в истории губернии и области:

1855, 7-10 июля. В пригороде Ерыклинск Ставропольского уезда впервые проведена ярмарка, ставшая впоследствии ежегодной.

1914 год. В г.Самаре состоялся матч между командами футболистов железнодорожников и дачников. Матч выиграли дачники при счете 4:3.

1918 год. В г.Самаре на заседании губернской земской управы и правления Самарского педагогического института принято решение просить Комитет членов Учредительного собрания рассмотреть вопрос о преобразовании института в университет. 10 августа этот вопрос решен положительно.

1926 год. Рабочими самарского трампарка первыми в губернии собрано 580 руб. в фонд помощи бастующим горнякам Англии.

1942, ранее 10 июля. Среди числа рабочих, мобилизованных в Пензенской области на завод №1 им.Сталина, началось массовое дезертирство.

1942, на 10 июля. На авиационные заводы г.Куйбышева направлено 5448 учащихся ремесленных училищ, эвакуированных из Ленинграда, и 5216 взрослых ленинградских рабочих. На завод №1 – 977 учащихся и 1063 рабочих, на завод №18 – 858 учащихся и 1420 рабочих, на завод №24 – 2417 учащихся и 1683 рабочих, на завод №35 – 104 учащихся и 276 рабочих, на завод №145 – 326 учащихся и 545 рабочих, на завод №165 – 353 учащихся и 79 рабочих, на завод №207 – 300 учащихся и 75 рабочих, на завод №545 – 113 учащихся и 75 рабочих. Не все ремесленники были сразу обеспечены общежитием на заводах №1 и 35, но потом это положение было исправлено. Все ремесленники обеспечены работой, общежитиями и питанием в заводских столовых. Больные и слабые ученики с завода №18 направлены для поправки и излечения в заводской совхоз.

1949 год. В г.Куйбышеве с воинскими почестями состоялось перезахоронение останков героя гражданской войны Н.А.Щорса на новом городском кладбище. В сентябре 1919 года гроб с телом Н.А.Щорса был привезен в г.Самару и захоронен на старом Всехсвятском кладбище, впоследствии ликвидированном.

По документам центрального архива области, архива социально-политической истории, материалам губернской прессы.

———-

1928 — 10 июля родился диктор Куйбышевского радио Б.Е. Гинзбург (1928-1987).

1993 — В Самаре открыт памятник Герою Советского Союза генерал-майору авиации И.Гейбо, первому из советских летчиков-истребителей, открывших счет сбитых вражеских самолетов. Свой первый бой он провел утром 22 июня 1941 года на 20 минуте войны, сбив немецкий самолет Ю-88.

2002 — В поселке Сердавино (пригород Сызрани) произошла серия взрывов, которая вызвала крупный пожар на военных складах.

*
Back to top button