Блогеры

“Я так думаю” О Самаре/Куйбышеве блогер Евгений Синюков (5)

Что происходит с Самарой? Если обобщить все то, о чем мы говорим, ныряя в самарскую историю, в ее прошлое, в ее настоящее, в ее возможное будущее, то, наверное, можно назвать, одним словом – гуманитарная катастрофа. Все то, что происходит городом?..

Мы сегодня в редакции «Samaratoday» заканчиваем серию рассказов, встреч с известным самарским блогером Евгением Синюковым, в интернете его ник «gon1969». Вы достаточно активно и много, особенно в последнее время я заметил, даете фоторепортажи о том, как это было. И оно еще пока живо, оно еще пока… еще стоит, еще не рухнуло – старые дома, бывшие заводы, какие-то подземные сооружения. Вот, давайте, перенесемся, раз уж у нас «машина времени», мы ею так рулим, перенесемся на сколько-то лет…, на 20 вперед. Какой могла бы быть Самара?

— Самара могла быть на себя похожей прежде всего, если бы мы сохранили то, что стоит как ансамбли: на Самарской площади, около театра оперы и балета все. Потому что раньше все, помните как? Строилась инфраструктура, как-то более-менее соблюдался облик. Вот, например место, вот действительно была помойка, была ярмарка на Самарской площади и улицы-то Ярмарочные остались. Кто приезжает, никак понять не может, как это, две улицы идут параллельно одна другой? На площади Куйбышева… Этот треугольник наш знаменитый, кинотеатр, несмотря даже на то, что назданиях были стеклянные витрины, это как-то вписывалось. Вот городской почтамт, «Главрыба», продуктовый, который номер-то один был. А аптеку, если вспомнить, какая аптека была, угол Ленинградской, по-моему и Галактионовская была…

Да, да, да.

— А что мы получили? Мы получили новые дома, уже не те коробки, которые строили при советской власти в семидесятые годы. А «Габа» чего стоит? Вот был «Горизонт», когда строили Шанхай, опять же, конец 60-х, начало 70-х годов, Дворец спорта, цирк. Дом сам, как корабль был, в самом доме все было предусмотрено. Причем, это была преемственность, ведь дома на Самарской площади, которые могли стать высотным домом, там тоже соблюли то, что в Москве в высотках, как бы, я это называю, «коммунистический рай».

На самом деле это были дома не для простых советских людей, но не только для партноменклатуры. В этих домах жили артисты, журналисты, выдающиеся люди города, ученые и для их удобства в этих домах были и детские сады, и служба быта, различные предприятия, прачечные, или ателье, и продуктовые магазины, и кулинария, все это, чтобы человек спокойно мог заниматься творчеством, наукой, еще чем-то.

То есть, вы хотите сказать, что будущее в прошлом? То есть, чтобы, если представить Самару где-то на машине времени на тридцать лет вперед, нужно оглянуться на то, как это делали в советской власти?

— Да, но опять же совершенствовать, вы понимаете? Вот Шанхай, вы согласны же со мной, Шанхай никак не похож, например, на Самарскую площадь, абсолютно разный.

Конечно.

— Каждый отвечал своему времени. Там же, в Шанхае, и для художников делали. Застройка проспекта Ленина, она не блещет красотой, понятно, но были бульвары, как-то все соответствовало. А что мы видим сейчас? Вот стоит одной архитектуры дом, вкрячили небоскреб и все. Дороги нет, парковки нет, что делать? И не будет никогда!

Вот в Евроквартале люди иногда в три часа дня приезжают на машине, потому что потом не поставишь. У них есть деньги купить гараж, но не хватает этих мест. У нас, если не будут в старой Самаре строить похожее на старое и только малоэтажную застройку, мы придем к тому, что лучше тогда ничего не надо… Надо просто взять бульдозер, все это снести и построить типовые современные микрорайоны. Да, они даже, может быть, будут с инфраструктурой, или мы придем к тому космическому будущему, вот как раньше в фильмах-фантастике, все было круглое там какое-то, болиды летали. Вот это будет, потому что не будет никакого лица, мы ничего не вспомним.

Ведь вся соль не в том, что развалины сносят какие-то, часть их и надо действительно снести, они, во-первых, в экологическом плане, да антисанитария там… Но за ними же никто не смотрит. А если взять по Куйбышевской, параллельно к Волге, параллельные улицы, там тоже целые дома сносятся. Там какие-то современные гостиницы появляются, но оно пускай будет, современное, но можно же архитектуру сохранять… Мы же видим примеры, когда сохраняют, когда что-то строят. Вот от мединститута по Чапаевской если идти, там типа Газпрома, или Трансгаза какая-то компания, они построили особняк современный из красного кирпича, он очень туда гармонично вписался, он похож на то. Люди же построили!

То есть, получается, что на машине времени нам с вами и катиться-то некуда, да? Либо это будет незнакомый город, застроенный типичными какими-то домами, либо не знаю что, что-то другое, не Самара.

— Вы знаете, изначально чуть-чуть абстрагируйтесь, а потом вот смотрите, очень приятное на вид здание «Москва» в Самаре, вот не остальные там, а именно «Москва» в Самаре.

Это около автовокзала там, да?

— Да, да. Но, если мы поедем вот от кольца, где Аврора встречается с Московским шоссе к выезду из города и представим себе, что с одной стороны уже стоят дома и с другой, мы что получим? Мы Нью-Йорк получим, вот этот сквозняк и все остальное. Будут стоять с двух сторон от дороги высокие дома, деревьев не будет, они не смогут просто выживать в таких условиях, будет ветер, ну и еще осталось бумаги кинуть как бы какой-то, в веб-камеру смотришь Америку, вот и все…

Но вы очень хорошо сказали, мне очень понравилось, что ездить уже негде, дышать уже нечем. И я еще два слова скажу. У меня был как-то случай, у меня один знакомый, работающий за рубежом, попросил дать несколько фотографий сегодняшней, современной Самары для того, чтобы они готовили там какой-то материал и попросили им помочь. Я им послал несколько фотографий, которые я сам снял, плавая по Волге. Вид с Волги на Самару потрясающий, то есть это такой космический вид, какой-то урбанистический, как вообще на проектах какого-то архитектора. Они написали мне в ответ: «Не обманывай, это фотошоп». Как-будто бы я сидел и фотошопом, значит, там все исправлял…

То есть, небоскребов настроено очень много, но самое страшное как раз заключается в том, о чем вы сказали, что когда корабль приплывает к пристани и когда люди выходят на берег, им нужно ехать, а ехать уже…

— Все…

И кроме разговоров, ведь по-моему, ничего не делается.

— Кроме разговоров есть у нас улица Авроры, перегруженная, все это знают. Там есть чудесный комплекс «Аврора», внутри которого ездит трамвай.

Да, да, да.

— Я не знаю, это взаимосвязано, или нет, но я знаю точно, что эскалатор очень часто ремонтируют, как раз в том месте там у них, как бы у них первый этаж.

От вибрации трамвая.

— Опять же, это к инженерам вопрос, но я не видел ни одного торгового центра, в котором так часто ремонтируют эскалатор, причем это началось до трагедии в Парк-Хаусе. Теперь вы видите, как он дальше строится? Он уже как бы на дорогу наседает. Ну, был общественный туалет, была автостанция.

С чего все и начиналось.

— А они все так, а «Триумф» же тоже на месте общественного туалета. Это, так сказать, это имидж уже.

А говорят, что и владельцы этих туалетов, собственно, являются застройщиками этих торговых центров.

— Собственно, да. Теперь мы видим, теперь там автостанцию то ли под магазин, то ли под землю хотят загнать и у нас уже получается, что от Аэродромной до Партизанской будет идти один магазин, там кусочек дома этого будет, который серенький, более-менее современный и все. А дорогу-то уже расширять куда будут? В сторону к хрущевкам? А там земля, здесь-то ровная была, а там неровная. Вот и все. Вот так мы все и строим.
Вот так мы и живем.

Городская власть сразу ничего не решит, новый мэр, которого избрали, он не может сразу решить все вопросы, все наследие.

Город будущего.

— Ну, да, кругом небоскребы и мы летаем, да, уже летать пора на летающих тарелках.

Пора уже, да, потому что ездить уже проблематично.

— Если ты живешь, в центре, если тебе далеко не надо, пешком это быстрее получается гораздо, причем это началось уже достаточно давно. И когда-то мы ездили в Москву, стояли в этих многокилометровых пробках, теперь мы стоим и здесь.

И никакого выхода конкретного не предвидится.

— А какой может быть выход? Что, на проезде Масленникова дома снести? На Советской Армии жилые дома снести? Так вопрос не стоит. Телецентр снести, а, ну, с этой стороны телецентр, с другой дома жилые. Еще построить пару торговых центров. Вот Московское шоссе. Ладно, про эти дома, проезд Масленникова, они давно были, здесь власть на самом деле абсолютно не виновата, что они такие существуют. Ну, возьмем Московское шоссе.

Последний раз пробка самая большая, которая была, не буду кривить душой, там около ИКЕИ дорогу делали, она начиналась с Мичурина и заканчивалась за ИКЕЕй. Это нормально?

Плотное движение до Уфимской на Тольятти и вплоть до развязки. Что мы видим? Парк-Хаус и дальше, дальше, дальше. Новые, новые и новые торговые центры. Но они же строятся прямо на дороге. Вот как с одной стороны «Империя», я с той стороны уже не знаю как они называются. Около самолета они не думали, так «Самолетом» и назвали, вот тебе – самолет, «Самолет».

Если так обобщить все то, о чем мы говорим, как бы ныряя в самарскую историю, в ее прошлое, в ее настоящее, в ее возможное будущее, то, наверное, можно назвать, как бы, наверное, одним словом – гуманитарная катастрофа. То, что происходит городом.

— Я думаю, что эта катастрофа повлечет затем техногенные какие-то катастрофы. Понимаете, вот эти все подземные сооружения, которые частично брошены. Вот, правда, можно отдать должное, начали что-то делать, начали немножко, потому что и под КИНАПом что-то сделали, где-то, как-то, вяло что-то начали делать.

Опять же, я не знаю, я путаюсь в этом, мне всегда говорят: «Это не городская собственность, это – федеральная». Вот мне-то без разницы, я – гражданин этой страны, я плачу налоги в этой стране, этой стране, я еще должен разбираться, кому я их плачу, какому бюджету? Я думаю, мне бюджет любой должен делать. Потом, есть адекватный президент, есть адекватный премьер-министр, по крайней мере, говорят адекватные слова, которые народ понимает. При этом, должны, наверное, что-то делать?..

То есть, мы с вами должны подытожить и, наверное, сделать такой вывод, что отсутствие знаний об истории, о культуре своего родного города, своей малой родины, оно и оборачивается вот этой гуманитарной катастрофой, то, о чем мы сейчас говорим.

— И даже уже не малой родины, а вообще истории страны.

То есть, глядя на малое, мы должны, собственно, думать о большом, если так подытожить наш сериал, то, о чем мы с вами говорим, ностальгически вспоминая, как было, понимая, что не все было прекрасно и раньше. Но мы пошли вперед, но мы должны идти вперед, но не должны забывать о том, что было: людей, историю, промышленность, ракеты, заводы, лодки, корабли, замечательные достижения человеческой мысли… А сейчас такое ощущение, что это все на одной ножке стоит.

Главное то, что раньше был лозунг: «Мы старый мир разрушим до основанья, а затем…!». А теперь лозунга нет, но тема-то продолжилась. Мы разрушим, а свое построим. Но ты построй хорошее тогда…

Спасибо! Мы в течении нескольких дней вели беседы в нашей редакции, где встречались с известным самарским блогером Евгением Синюковым, он известен в интернете под ником «gon1969». Мы ныряли в прошлое, мы на «машине времени» катались вперед, мы задумывались о том, что происходит сегодня и надеемся, что наши мысли и размышления были интересны и вам. Мы на это надеемся, потому что понимаем, что мы и вы, — мы все вместе, должны Самару сохранить.

— Все жители этого города.

Самару сохранить! Спасибо.

PS. Сделаем здесь еще одно дополнение. Работа в интернет-газете — дело коллективное. Есть немало людей, которые не на виду, но их вклад в общее дело бесценен. Большую помощь в подготовке к выходу в свет этого сериала, и других публикаций рубрики, оказала наш ассистент Светлана Владимировна Кашикова. Заканчивая свою работу над подготовкой текстовой версии сериала, она высказала свое мнение о материале:

Спасибо за материал, я просто получаю истинное удовольствие, смешанное с грустью, конечно, но тем не менее, речь же идет о таких, я бы даже сказала, святых вещах, ведь святое бывает не только в церковном храме, а и просто в жизни нашей, это одно из этого…

Дополнительно по теме:
Итоги большого пути в Самаре
Итоги жизни г.Самары и области

————————————-

НАЧАЛО СЕРИАЛА


Самара today предлагает стать участниками неспешного разговора с блогером Евгением Синюковым, человеком, близко к сердцу принимающим проблемы и заботы города, в котором мы живем. Его внимательный взгляд подмечает многие важные детали, мимо которых иные проходят не задумываясь. «Почему такой разрухе подвергся оборонный комплекс, бывший гордостью, бывшей страны под названием СССР? Почему никому не придет в голову собрать и сохранить свидетельства былой мощи Куйбышева/Самары в индустриальном музее? Какие еще тайны хранят подземелья города, бывшие объекты гражданской обороны (как сказали бы мы сегодня) — бомбоубежища? Почему никому из властных структур не придет в голову сохранить артефакты самарской старины, создав музей под открытым небом? Почему бы не создать музей истории Радио — в годы войны слова «Говорит Москва» -звучали здесь, в тыловом Куйбышеве. И много других «почему» вы узнаете в нашем сериале, который состоит из 5 частей.

«Я так думаю» О Самаре/Куйбышеве блогер Евгений Синюков (1)
Мы зашли, но зрелище было жуткое на самом деле, потому что пограбить-то там ерунду пограбили, а именно то, что, я не знаю, какие-то личные вещи на столе стояли, вот этот, я повторюсь, чай, который не допили, потому что, как он объяснил, люди встали и больше они сюда не вернулись, больше это не работало никогда. Это на самом деле, если мы посмотрим, в «Сталкере» такое можно было увидеть и любой фильм-катастрофа, жизнь после людей, вот это так оно и есть.

Я так думаю” О Самаре/Куйбышеве блогер Евгений Синюков (2)
Мы теряем свою историю, если мы посмотрим Соединенные Штаты – очень маленькая история, но у них, если в каком-то городишке, который похож на наш Красный Яр, село, был Эдгар По, там существует стул, где он в этом кабаке сидел и есть стакан из которого он пил, так каждое поколение это знает… Если мы приедем в Красный Яр и спросим молодых, они никогда не расскажут, они не знают когда Красный Яр основан…

Я так думаю” О Самаре/Куйбышеве блогер Евгений Синюков (3)

– Если ничего не делать, то вообще ничего не будет. Будет какой-нибудь Гондурас, или Зимбабве. Я, конечно, не хочу эти страны обидеть, но будет так, потому что ездить нельзя, ходить нельзя, что делать? Дышать пока еще можно, но хотя я с месяц назад с Петра Дубравы заезжал в город, смог висит страшный! – Хорошо, скажем, что Самара – это не Гондурас и не Зимбабве, мы хотим дышать свежим воздухом! – А вообще, река Самара, или Самарка, как ее здесь называют? >>>

“Я так думаю” О Самаре/Куйбышеве блогер Евгений Синюков (4)

Вот Дом промышленности, уже никто не помнит, что там должна была быть парковка для дирижаблей на крыше здания. – Вертолетная площадка, сказали бы сегодня… – А сегодня на фоне проблем старины, мы видим, как достаточно активно возрождаются, развиваются культовые сооружения различные. Но когда видишь, что в приспособленном помещении, бывшем железнодорожном вагоне, стоит купол и расписание служб, как расписание поездов, это я видел в вашем репортаже, это просто оторопь берет!..

Я так думаю” О Самаре/Куйбышеве блогер Евгений Синюков (5)

Что происходит с Самарой? Если обобщить все то, о чем мы говорим, ныряя в самарскую историю, в ее прошлое, в ее настоящее, в ее возможное будущее, то, наверное, можно назвать, наверное, одним словом – гуманитарная катастрофа. Все то, что происходит городом?..

***

По теме

Back to top button