“Я так думаю!” Полтора часа с Сергеем Войтенко (4)
— В прошлом году мы встретились с Леонидом Львовичем Рафельсоном, он пришел ко мне на фестиваль: «Сергей Иванович, у меня для вас есть очень важная информация. Очень важная информация! Это касаемо баяна». Я его отшивал, отшивал, отшивал, но все-таки он пришел. И он начал рассказывать о том, что баян родился в Самаре. Я говорю: «Да чушь это какая-то! Баян родился в Туле и в 1907 году, и это написано во всех энциклопедиях. Он говорит: «Нет, Сергей Иванович, у меня есть данные, которые я нашел». Оказалось, что в 1894 году Павел Чулков, уроженец Тулы, семнадцати лет отроду, приехал в Самару и остался здесь жить. Начал усовершенствовать гармошку, которую до него за двадцать лет создали его отец, Чулков Борис и Белобородов. И вот он в 1897 году поехал в Италию и зарегистрировал, запатентовал это изобретение. И назвали они его баян.
— В редакции «Самара today» мы продолжаем серию наших душевных бесед с замечательным самарским музыкантом и общественным деятелем, деятелем культуры Сергеем Войтенко. И вот вы сказали о том , что баян вообще имеет корни в Самаре.
— Да.
— Точно?
— Да, вот в прошлом году мы встретились с Леонидом Львовичем Рафельсоном, он пришел ко мне на фестиваль в феврале, подошел интеллегентнейший человек до мозга костей такой, прямо очень такой обходительный: «Сергей Иванович, у меня для вас есть очень важная информация». Я говорю: «Какая?». Он говорит: «Я хочу к вам в офис подойти, чтобы мы пообщались». Я говорю: «Мне некогда, я не могу вас принять». «Очень важная информация! Это касаемо баяна». Я его отшивал, отшивал, отшивал, но все-таки он пришел. И он начал рассказывать о том, что баян родился в Самаре. Я говорю: «Да чушь это какая-то! Баян родился в Туле и в 1907 году», — я ему говорю: «И это написано во всех биографиях, во всех энциклопедиях. Мы даже вот столетие баяна праздновали в Кремле». Правда, на два года позже, в 2009 году. 1907 плюс сто – 2007, а он в 2009.Он говорит: «Нет, Сергей Иванович, у меня есть данные, которые я нашел». Мы начали раскручивать этот клубок. Оказалось, что в 1894 году Павел Чулков, уроженец Тулы, семнадцати лет отроду, приехал в Самару и остался здесь жить. Организовал здесь свою фабрику, свой небольшой магазинчик и начал реконструировать, усовершенствовать гармошку, которую до него за двадцать лет создали его отец, Чулков Борис и Белобородов, был такой мастер. И вот он усовершенствовал ее и в 1897 году поехал в Италию и зарегистрировал, запатентовал это изобретение. И назвали они его баян. И он здесь жил до самой смерти, то есть у него здесь был магазин, вот в сквере, где «Три вяза» находятся, гостиница, вот там прямо был магазинчик, вот в этом сквере, на пересечении улиц Некрасовской и Куйбышева.
Я не помню, как они назывались раньше, но там был его магазинчик. Он был композитор, он был меценат, он был фабрикант, он был изобретатель, он был очень разносторонний человек, интересный, он дружил с Шаляпиным.
Почему, собственно, Рафельсон зацепился за это? Он просто писал книгу в прошлом году про Шаляпина и он говорит: «Я начал замечать, что рядом с Шаляпиным один и тот же человек постоянно». Начал копать, что это за человек. Оказалось, что это мастер Чулков и случайно наткнулся на то, что он создал в 1987 году баян. «И, поэтому, — говорит, — я к вам обратился, чтобы вы мне сказали, так это, или не так». Я говорю: «Я же вам сказал, что в 1907». И в итоге получилось то, что он молодец, конечно. Он посидел в архивах, всю документацию, которую тут только можно было, он тут достал. Мы с этим предложением вышли на… не с предложением, а с доказательством того, что баян у нас здесь вот родился, вышли сначала на нашу городскую администрацию. Нас поддержал Завальный, потом Рафельсон поехал… ну, Завальный, как историк, как…
— Краевед.
— …краевед, да. Он поддержал, он все посмотрел, он все проверил и говорит: «Да, действительно – это факт». Потом Рафельсон поехал в Москву к жене Альфреда Мирека. Альфред Мирек – это считается у нас самый главный корифей по… ну, как краевед тоже, как историк, который изучал этот вопрос и написал большую энциклопедию по баяну и гармошке. И у него, как раз, написан 1907 год. У Мирека осталась жена, жива еще, она очень сложный человек, с ней очень сложно разговаривать, но Райфельсон ее убедил. Она подняла руки, вот буквально в декабре прошлого года и сказала: «Да, я сдаюсь, баян в Самаре родился». Все. То есть, он ее обрабатывал месяца три, она все никак не соглашалась, потому что говорит: «Мой муж, он все правильно изучил».
— Это все поломало, все представления.
— Это сейчас все переломало, потому что сейчас история заново напишется. Потому, что баян был создан в Самаре и, мало того, Леонид Львович Райфельсон мне позвонил буквально несколько недель назад. Он говорит: «Сережа, у меня для вас еще одна сенсационная новость». Я говорю: «Какая теперь, на этот раз?». Дело в том, что Чулков, Павел Чулков и Паоло Сопрани, они создали этот инструмент в один год. Пауло Сопрани в Италии, Чулков здесь, в Самаре.
— Как радио, да? Попов и…
— Да, да. В один год, не сговариваясь. У них немножко отличается конструкция, но по сути – это тот самый инструмент, на котором мы сейчас играем, этот современный. То есть, правая, левая рука, все голоса здесь, здесь, меха и так далее. И, оказывается, что Чулков создал на несколько месяцев раньше этот инструмент, чем Паоло Сопрани. А Паоло Сопрани является, считается первым изобретателем в мире этого инструмента. То есть, мы сейчас, наша задача в этом году…
— Доказать.
— …доказать, что мы первые. Если мы докажем, ребята, ну, я не знаю, это будет вообще сенсация! Уже сенсация! И мы сейчас стараемся убедить городскую администрацию, чтобы нам отдали вот эту площадку…
— Ну, да, где был магазин.
— …где был магазин. Мы хотим там поставить памятник, мы хотим его поставить в сентябре месяце. Сейчас уже разработки ведутся этого памятника, но они уже кому-то пообещали. Пообещали какому-то автору, который хочет какие-то литературные персонажи запечатлеть. Вы понимаете вес, да? Исторический персонаж и литературный персонаж – это разные вещи. Исторический персонаж, есть место, где это все родилось. Почему бы все там не поставить все это? Было бы здорово! Ну, не знаю, если они уже пообещали, подписали документы, конечно, будет жалко, но…
— Это будет как-то зафиксировано? Вы говорите, в конце года будет такое событие?
— Смотрите, в сентябре мы в Самаре принимаем конкурс. Конкурс международный, который будет впервые в России проводится и в Самаре. 63-й международный конкурс «Трофей мира», на который съезжаются 22 страны-участницы. 63-й раз, 63-й регион, в Самаре, столице баяна, все одно к одному, понимаете? Все вот так.
— Да, да.
— И помогает в этом нам министерство культуры, помогает губернатор наш провести этот конкурс, спасибо им огромное. И вот мы, как раз, в рамках этого конкурса хотим поставить этот памятник, чтобы эта сенсация разлетелась на весь мир, потому что 22 страны участницы, сами понимаете, это сразу разойдется.
— Это здорово, действительно!
— Вас, кстати, приглашаем туда, чтобы вы тоже были нашими информационными партнерами. Может быть… у нас же конкурс будет идти в течение шести дней и он будет, мне кажется, интересным, если мы будем к вам сюда присылать кого-то…
— Конечно, конечно.
— …из наших членов жюри и участников и так далее.
— Конечно, мы готовы регулярно это освещать.
— Большой бы материал бы набрали.
— Я думаю, что нужно еще, хотя бы очень коротко, но сказать о других ваших замечательных проектах, которые вы начали, которые живут уже и вот эти, «Матреха» уже пляшут на Красной площади, другие какие-то, девченки, забыл, как называется.
— Группа «Невесты».
— Группа «Невесты» на аккордеонах играют. Я знаю, что ваш сын Святослав тоже входит в какой-то детский музыкальный ансамбль, да?
— Да.
— То есть, вы вот такой неугомонный, разносторонний, творческий человек, наплодивший большое вот уже количество очень важных и в культурном смысле и в творческом плане проектов. Это все очень здорово! И мы, конечно, просто гордимся, что вот вы, такой вот, самарец есть.
— Спасибо. «Матреха» – это уроженка Жигулевска, все музыканты, которые там были, они тоже… не здешние, они из разных городов, но все из Самарской академии культуры. Правда, сейчас, в сентябре прошлого года в Москву, потому что Москва – это больше возможностей в раскрутке, здесь есть потолок. Там есть телевидение, там есть радио, ну, как, собственно, и «Баян микс». Группа «Невесты» — это чисто московский проект, я его создал -из тридцати девченок мы отобрали только троих, то есть, надо было отобрать хорошо играющих, а потом среди этих, хорошо играющих, отобрать еще красавиц. Это было очень сложно. Во-первых, хорошо играющих найти оказалось несколько сложно, а потом еще и красавиц среди них – это вообще сложно. Но мы нашли кое-кого, они сейчас на гастролях в Индии. Если вы зайдете в Контакт…
— А детский?
— Детский коллектив «Киндер микс» — наподобие «Баян микса», но это коллектив создан так, для того, чтобы иногда, на каких-то съемках поучаствовать, как краска такая. Мы туда не делаем упора, я хочу, чтобы все-таки дети научились сначала играть, потому что эстрада – это эстрада и сразу детям давать понимание того, что ох!..
— Успех, да.
-…успех, так легко, они перестанут заниматься, поэтому мы это делаем дозированно. И еще у меня сейчас появился новый проект в нашем продюсерском центре, точнее, он новый, но уже давно-давно, что называется, назревший. Мы заключили сейчас контракт, подписали с Женей Кунгуровым, это финалист проекта «Голос». Сейчас он очень интенсивно раскручивается и вот сейчас участвует в новом проекте, который на Первом канале будет с конца февраля, называется проект «Шоу маст гоу он». Там будут участвовать пять звезд мужчины и пять звезд женщин. Они там будут устраивать такие, некие баттлы, то есть, они будут изображать нехарактерные для себя… они будут делать нехарактерные для себя вещи. Например, Женя Кунгуров будет вот… не буду раскрывать всех тайн, короче, артисты там должны изображать других артистов, то есть, там будет специально…
— В пародийном смысле?
— Нет, но кто как.
— Ну, понятно.
— У кого, как получится. То есть, гримеры будут гримировать настолько, что человек будет практически похож, но грим – это одно, а человек еще должен срисовать манеру поведения, голос, взгляд и так далее и так далее. Это такой актерский проект будет. И он сейчас будет, у них будет двенадцать эфиров, до конца мая будет вот эта программа идти на Первом канале. Очень интересно, прямо рекомендую посмотреть. Это вот еще один мой проект, с которым сейчас у нас договорные отношения, контракт, который сейчас мы раскручиваем.
— Я, готовясь к этой встрече, поискал в интернете, так вот просто задал «Войтенко Сергей» и нашел очень много про вас интересной информации, интервью с вами. И нашел одну очень заметку, я немножко ее зачитаю и, я думаю, она нам доставит удовольствие. «Мы с господином Войтенко говорили об одежде, отдыхе, гастрономических пристрастиях и мечтах, но было видно, что приятнее всего ему рассказывать о своем доме. И неудивительно, ведь это не квартира и даже не загородная усадьба, а очень симпатичный домик на три семьи, который построили себе Сергей Войтенко и двое других соучредителей компании. Каждая семья занимает один этаж пятиэтажного дома, общей площадью 250 м2…
— Очень интересно.
— …на последнем этаже кухня и мини-ресторанчик, на первом – гараж, сауна, тренажерный зал, бильярд и комната для гостей».
— Может быть, это не тот Сергей Войтенко?
— «Во дворе построили корт и разбили фруктовый сад. Там я, прогуливаюсь среди яблонь, вишен и груш со своими тремя дочурками».
— Ну, это неправда!
— Да, это, конечно, другой Войтенко, вы понимаете, но, я как раз хотел у вас спросить, а вы не жалеете, что в вашей жизни не получилась вот такая картинка? Чтобы был свой домик, дочурки, садик?
— Я к этому стремлюсь,, но, в связи с тем, что у меня все время какие-о проекты, в которые требуется вкладывать деньги, тот же самый проект «Виват, баян!», и все время какие-то деньги, они куда-то утекают. Хотелось бы!
— Ну, все-таки вот в этом году вам будет сорок лет. Для мужика это, для мужчины…
— Это уже да. И я, поэтому, тоже беспокоюсь, я понимаю, что у меня начинается кризис среднего возраста, я понимаю, что у меня практически ничего нет.
— Ну, как ничего? Есть сын, есть дело, есть талант, есть любовь зрителей – это немало на самом деле! Это немало!
— Это много, это больше всего, потому что с собой не заберешь, не заберешь ничего туда. Но хотелось бы все равно уютного гнездышка, хотелось бы дом, который я не могу построить, потому что у меня не хватает средств, хотя люди сейчас могут смотреть и скажут: «Юлит!».
— Ну, да, прибедняется.
— Нет, действительно, потому что из-за того, что я наплодил кучу всяких этих проектов, та же самая «Матреха», и «Невесты», «Баян микс», Женя Кунгуров сейчас – это все неформат, это не берут на радио.
— Нужно продвижение.
— Нужно продвижение, нужны большие вложения, а инвесторы тоже денег не дают, потому что не видят в этом, что это можно раскрутить. Я это вижу, я понимаю, что это можно раскрутить, инвесторы не дают денег. Инвесторы дают денег на группы…
— Ну, конкретные проекты какие-то.
— … «Поющие трусы», например. То есть, вот то, что может отбиться через полтора-два года и принести прибыль и потом выплевывается и делается следующий проект. Я делаю проекты, которые не похожи на что-то остальное, которые новые, которые будут жить долго. Но для того, чтобы их поддерживать… вот у меня сейчас ребята в Москве живут, они снимают там квартиру, им надо помогать, потому что концертов сейчас пока очень мало у них, потому что они в Самаре были известны, а сейчас туда приехали и все, кто они? Никто. Я им сейчас пытаюсь организовывать съемки и так далее и так далее и концерты, но концертов мало и, поэтому, мне приходится просто из своего кармана выкладывать и помогать им, чтобы они не умерли, что называется, с голоду. Это, конечно, плохо, что так все, но, видимо, такой мой крест, потому что у меня все происходит не быстро. Я шел до своей популярности, которая сейчас, я шел несколько десятков лет, то есть, я в четырнадцать лет начал гастролировать и только, грубо говоря, в тридцать с небольшим лет у меня пришла известность всероссийская, то есть сколько я шел лет.
— Но есть еще один, очень большой плюс, вот вы об этом начали говорить, о том, что все больше и больше появляется людей, которые благодарны вам за ваше творчество и которые помогают вам и по жизни, и по бизнесу, и которые возят и не берут денег, да?
— Да.
— Кормят и не берут денег и еще.
— Я благодарен этим людям на самом деле.
— Это действительно очень важно, потому что не все в этой жизни можно перевести в денежный эквивалент. Хотя, конечно, кто против был бы больших денег и домика, пусть даже не в пять этажей, можно и поменьше. Но, мне кажется ,у вас есть главное, у вас есть… вы уже столько сделали, что, наверное, вас уже и так не забудут.
— То есть, можно остановиться, подумать о себе?
— Нет, нет, останавливаться нельзя, конечно. Останавливаться нельзя, да вы и не сможете, мне кажется, вы не сможете. Вы такой человек, что… немножко такой космический, как я понимаю, что вам все время хочется вот этим своим пространством, в котором вы сами находитесь, в пространстве музыки, культуры, образов, творчества, контактов вовлекать все больше и больше людей, чтобы все вместе это несло в себе и, наверное, это здорово!
— Спасибо, спасибо!
— Я благодарю вас за участие в нашей встрече. Я думаю, что наши беседы будут интересны всем, кому захочется подробнее узнать о личности, какой являетесь вы, Сергей Войтенко. В редакции «Самара today» мы принимали нашего замечательного самарского музыканта. Спасибо.
— Спасибо.
——————————
— О Сергее Войтенко.
Сергей Войтенко – виртуозный баянист, чемпион мира по баяну. Его исполнительское дарование и артистичность, создающая музыкальные образы, поставила этот инструмент на новые уровни восприятия массового слушателя. В 2005 году наступил новый этап в творческой жизни Сергей Войтенко. Поиски нового звучания для баяна, привели его к союзу с другим талантливым самарским баянистом Дмитрием Храмковым. Дуэт Сергея и Дмитрия, получивший название «Баян микс», стал настоящим прорывом в российской эстраде.
Небывалая энергетика, великолепная техника исполнения, палитра используемых стилей, классика современности сделали этот коллектив уникальным, а Сергей и Дмитрий стали настоящими звездами российской эстрады.
Концерты дуэта «Баян микс» проходят не только в России, но и далеко за ее пределами. В городах Германии, Франции, Великобритании, в Канаде, Швеции, Китае, Коста-Рике. Они были почетными участниками многих правительственных программ, став визитной карточкой России на пяти президентских саммитах, в том числе на саммите большой восьмерки, который проходил в Петербурге. Дуэт неоднократно принимал участие в концертах, посвященных Дню Победы, Дню милиции, Дню МЧС.
Самые престижные залы страны, такие, как зал «Россия», «Форум холл» кремлевского Дворца съездов открыли свои двери Сергею Войтенко и его сотоварищу. Многогранные таланты Сергея Войтенко позволяют ему реализовать успешные проекты и за рамками дуэта «Баян микс».
Сергей успешно соединяет в себе таланты музыканта и продюсера, являясь идейным вдохновителем и организатором многих итересных, масштабных и живущих проектов: международного фестиваля «Виват, баян!», который в 2012 году отметил свое десятилетие, ежегодной стажировки детей и преподавателей лучших музыкальных заведений и группы, с 2002 года и по настоящее время, всероссийского конкурса баянистов и аккордеонистов «Виват, баян!», с 2002 года и по настоящее время.
Кроме дуэта «Баян микс», Сергей Войтенко создал и продюссирует еще несколько музыкальных коллективов: группа «Невесты», состоящую из виртуозных красавиц-аккордеонисток, группа «Матреха», играющую в новом стиле джаз-фолк, группу «Мама раша», группу юных баянистов «Киндер микс».
Вклад Сергея Войтенко в развитие баянной музыки в России, был по достоинству оценен в музыкальном сообществе. В 2010 году он был удостоен престижной российской общественной награды, серебряного ордена «За заслуги перед Отечеством». В 2011 году он был избрал вице-президентом межрегиональной ассоциации баянистов и аккордеонистов России.
Глядя на творческий путь Сергея Войтенко, можно с уверенностью сказать, что, во многом благодаря его мастерству, его вкладу в развитие музыкальной культуры, баян поднялся на новую высоту и сегодня это музыка, интересная и серьезным искусствоведам и широкой публике.
————————-
Начало сериала:
“Я так думаю!” Полтора часа с Сергеем Войтенко (1)
История дуэта Сергея Войтенко и Дмитрия Храмкова, о начале творческого пути, о том, как живется сейчас в Москве Сергею Войтенко, о новых проектах в Самаре, обо всем интересном, что происходило и происходит в творческой жизни замечательного самарского музыканта, деятеля культуры Сергея Войтенко в серии встреч «Самара today».
— Почему-то спортсмены стараются для страны, а музыканты стараются для себя. Мне вот это непонятно. Сейчас проходит фестиваль, который я уже одиннадцать лет тяну на себе. Все думают, что я стараюсь для себя, а на самом-то деле я стараюсь-то, по большому счету для нашего общего дела. У нас есть единственные в России и в Самарской области конкурсы при поступлении на класс баяна и аккордеона, единственное, ребята! Это все благодаря этому фестивалю, потому что у нас это все бурлит и люди хотят отдавать своих детей учиться на этих инструментах. Но это никто не ценит! К сожалению.
“Я так думаю!” Полтора часа с Сергеем Войтенко (2)
— Понимаете, история нашего взлета в Москве, она пошла не по стандартному сценарию. Я никогда не предполагал, что так будет, я думал, что так будет, но не предполагал даже, даже я об этом не мечтал. Нам помогла Катя Шаврина, которая нас свела с режиссером Кремля, который нас на Саммит большой восьмерки послал, а там уже нас увидел В.В.Путин и просто затаскал на все саммиты…
“Я так думаю!” Полтора часа с Сергеем Войтенко (3)
— Баян зазвучал по-новому. Мы сделали «Виват, баян!»- гала-концерт в Кремле с участием звезд российской эстрады. Канал ТВЦ, который снимал тот грандиозный концерт, уже транслировал его раз пятнадцать за все это время. Мы собрали сто пятьдесят баянистов на сцене, это вошло в Книгу рекордов Гиннеса, на сцене Кремля большего состава не было, не выступало никогда.
— У нас еще один проект есть, который будет в сентябре. Это большой международный конкурс «Трофей мира». Впервые в истории России международный конкурс в шестьдесят третий раз в шестьдесят третьем регионе будет проводиться у нас в России, в Самаре, в сердце России, где родился баян. Что в Самаре родился баян в 1897 году, вы этого не знали? Я вам расскажу, вы обалдеете!..
“Я так думаю!” Полтора часа с Сергеем Войтенко (4)
— В прошлом году мы встретились с Леонидом Львовичем Рафельсоном, он пришел ко мне на фестиваль: «Сергей Иванович, у меня для вас есть очень важная информация. Очень важная информация! Это касаемо баяна». Я его отшивал, отшивал, отшивал, но все-таки он пришел. И он начал рассказывать о том, что баян родился в Самаре. Я говорю: «Да чушь это какая-то! Баян родился в Туле и в 1907 году, и это написано во всех энциклопедиях. Он говорит: «Нет, Сергей Иванович, у меня есть данные, которые я нашел». Оказалось, что в 1894 году Павел Чулков, уроженец Тулы, семнадцати лет отроду, приехал в Самару и остался здесь жить. Начал усовершенствовать гармошку, которую до него за двадцать лет создали его отец, Чулков Борис и Белобородов. И вот он в 1897 году поехал в Италию и зарегистрировал, запатентовал это изобретение. И назвали они его баян.
————————-
***