Люди и общество

«Я так думаю!» Ирина и Андрей Демидовы (2)

Сегодня в редакции Самара today известные самарские краеведы, писатели, у вас вышло 5 замечательных книг. Мне хотелось бы, чтобы во второй части нашего разговора вы рассказали о том, как появились эти книги, как возникло желание так глубоко войти в историю? Я даже помню свое ощущение, что люди разрыли клад. Они нашли этот клад и сейчас делятся им с нами… /I>

Сегодня в редакции Самара today Ирина и Андрей Демидовы, известные самарские краеведы, писатели, — я могу вас так назвать — у вас вышло 5 замечательных книг. Мне хотелось бы, чтобы во второй части нашего разговора вы рассказали о том, как появились эти книги, как возникло желание так глубоко войти в историю?

— Когда мы учились в университете, реально по истории Самары нам там ничего не давали. Даже мой дед, он был историк, профессор Наякшин, я его как-то спрашиваю: вот на Осипенко что это ворота стоят? Старинные ворота. А он говорит: «Мы ведь их почему сохранили? Возле этих ворот была маевка в 1905 году.» — «А ворота почему там?» — «То ли, говорит, мечеть там какая-то стояла, то ли...»

Может, я зря я про своего деда плохо говорю. Но ему-то это действительно было все равно. «То ли мечеть, то ли храм какой -то, главное — маевка! Рабочие с красными флагами»

Ну, и потом стало как-то очень интересно — а что же на самом деле в нашем городе было? Мы еще ездили в 1988 году с Ириной в Вильнюс и что нас там особо удивило: практически любого человека спроси о любом здании и он может час рассказывать, что на этом перекрестке происходило, Гедеминас где-то ходил, — это просто потрясающе. А мы-то, историки, что? Мы ничего сказать не можем.

И тогда Ирина пошла в архив. Стала работать там, несколько лет работала. Была газета «Самарский губернский вестник», они нас печатали. Мы писали им свои очерки.

Раз Самара — купеческий город, мы решили первым делом написать о различных делах купцов: рыбное дело, хлебное дело, чайное дело, как сахаром торговали, мукомольная Самара… Потом пароходное дело и так далее. Получилось где-то сорок рассказов, мы и решили их собрать вместе и на свои деньги издали книгу. Она называется «Мелодии старой Самары».

Издали мы ее тиражом 10 000 экземпляров. Но вот, что интересно. Никто нам абсолютно не помогал, не финансировал, а денег у нас не было. А тут как раз началась перестройка, свободу торговли Ельцин объявил. Ну, раз свободу торговли объявили, мы и стали на углу торговать водкой. И на эти деньги мы издали свою первую книгу. Печально, конечно, но так это было.

Нас осуждали. говорили: «Смотри, стоят историки, водкой торгуют…Какое безобразие…» Я помню так говорили наши всякие бонзы. Они нас знали и выражали свое презрение… — Но вы-то, ребята, все на госдотациях сидите — вам можно. А у нас не было денег.

Вот так собрали деньги на первую свою книгу.

Потом Самарское книжное издательство заключило с нами договор, в котором предложило издать большую книгу. И мы тогда решили первую свою расширить и издать большим тиражом с помощью Самарского книжного издательства.

А потом оказалось, что куда-то деньги все пропали, условия договора они нарушили. Мы с нмими судиться пытались, но это, как всегда, все бесполезно.

И тогда мы издали вторую свою книгу, как продолжение первой. «Ах, Самара-городок». Тоже опять издали на свои деньги.

Потом было много писем, интересных встреч с читателями. Кстати, потом внуки купцов к нам подходили, мы с ними разговаривали. И некоторые из них относились к нам крайне агрессивно. они говорили: «Какое право вы имеете трогать...

ворошить нашу личную историю.

-Да. «Души наших отцов и дедов, которых замучали, расстреляли, казнили, нас всех ограбили, мы — нищие«…

А тут еще и вы…

— «Прекратите трогать наше прошлое!» Мы говорим: «Извините, но это прошлое, оно же не только ваше. Это прошлое нашего города».

И мы, конечно хотели сделать так, чтобы город снова как-то поднялся, возродился и снова стал «Самара — маленький Париж» — так ее называли. Тогда так было.

Сейчас бы не показалось странным. Потом мы еще взяли несколько тем, это «Государственная власть. Суды. Уголовный мир.

Издали третью книгу «Ее величество Самара». Потом «Горизонты гражданского общества» — о том, как зарождались общественные движения в Самаре, как Самара была связана со всей империей и со всем тем, что в ней происходило.

К 150-летию Самарской губернии мы издали книгу «Теплые руки самарских улиц». Это просто экскурсии по старому городу. Даже были читатели, которые брали нашу книгу и реально шли по конкретным адресам.

— Мы считали, что когда мы беремся за исторический материал, мы должны увидеть душу исторического факта, душу какой-то темы. Не просто показать набор фактов и выдать статистику — это не интересно. Это может сделать любой человек. А показать какую-то эмоциональную историческую волну и отношение нынешних людей к старому времени — это и была наша задача.

Я специально хочу показать нашу фотографию из книги — она как бы ретро-фотография. Сидит супружеская семья с собакой. Это немножко в духе дореволюционном. И вот когда самарцы покупали нашу книгу, они думали, что это переиздание какой-то старой книги, архивное. В голову ведь не могло прийти, что это живые люди. Они думали, что этих авторов расстреляли в 1918 году, когда пришли сюда красногвардейцы. И были удивлены, увидев нас живых.

— Тут еще какая смешная история случилась. Был осуществлен плагиат однажды. Да не однажды, несколько раз. И тот, кто это осуществил, когда с нами встретился, очень удивился: «Как же так! Я думал, что это вообще репринтное издание и вас в живых-то нет. Потому я и использовал текст и не вижу ничего страшного.» А — мы живые вот…

— Мне что еще хотелось сказать — как вообще появились эти книги. Благодаря тому, что газеты раньше печатали исторический материал, с удовольствием. Мы предлагали различные темы разным газетам и нас постоянно печатали. Значит, в этом была потребность передать исторический опыт людям — это с одной стороны. А с другой стороны — это и была материальная поддержка. Потому что работать в архиве довольно тяжело, и здоровье определенное требует. А когда есть материальная поддержка, то есть и желание работать.

А потом наступил период, я бы его определила так: как Ельцин ушел от власти, и начался новый этап в нашей стране и все периодические издания отказали нам в публикации. И мы перестали заниматься историей. И то, что мы наработали, то и осталось у нас в книгах. Я хотела бы на это обратить внимание.

Понятно. А я хотел бы обратить внимание на то, что меня лично поразило, когда я впервые с этим знакомился, — я увидел в этом персонифицированную историю. Когда вы через себя пропускали какие-то эпизоды, жизненные моменты, события. И все это писалось от первого лица. Я даже помню свое ощущение, от которого я даже обалдевал — такое впечатление, что люди разрыли клад. Они нашли этот клад и они сейчас делятся им.

— Это метод, когда человек оказывается в центре тех событий, в том ракурсе. Это метод, и я считаю. что это талант.

Бесспорно.

— Просто нам хотелось писать о том, что нам интересно. И нам, и людям. Старались собрать факты, которые на самом деле оригинальны, совершенно неожиданны. Все книги написаны на архивном материале. есть определенная часть воспоминаний.

Мы и хотели найти материалы, которые по правде удивляют. Например, что нас удивило? Судебная система царской России. Мы знаем все тяжелые времена, «народ страдал», — нас большевизм этому учил.

А что мы выяснили? Что всем неимущим, любому неимущему, полагался бесплатный адвокат. Обязательно. Причем, этот бесплатный адвокат обычно был молодой, активный, и если он это дело выигрывал, то получал как бы «путевку в жизнь», продвижение по службе.

Поэтому эти адвокаты старались с удвоенной, утроенной силой.

Что еще мы увидели? Очень много материалов Ирина смотрела по нашим судебным делам. К примеру, только купец законодательство трудовое нарушает — самые жесткие кары. Вплоть до конфискации имущества. Очень жесткая была система.

Спасибо. Давайте здесь поставим вторую точку, чтобы продолжить наш разговор дальше.

Начало сериала:

“Я так думаю!” Ирина и Андрей Демидовы
18/08/2011

В редакции Самара today известные самарские историки, краеведы, авторы 5 книг о Самаре. Выйдет 3 части беседы. Сегодня говорим о Самаре и ее жителях. Что думают люди, которые так много узнали о городе, как они его воспринимают сегодня? >>>

“Я так думаю!” Ирина и Андрей Демидовы (2)
19.08.2011

Сегодня в редакции Самара today известные самарские краеведы, писатели, – я могу вас так назвать – у вас вышло 5 замечательных книг. Мне хотелось бы, чтобы во второй части нашего разговора вы рассказали о том, как появились эти книги, как возникло желание так глубоко войти в историю? Я даже помню свое ощущение, что люди разрыли клад. Они нашли этот клад и они сейчас делятся им… >>>

«Я так думаю!» Ирина и Андрей Демидовы (3)
Дата: 21/08/2011 23:49
В редакции Самара today третья встреча с самарскими краеведами и писателями Ириной и Андреем Демидовыми. Сегодня такие времена, такие политики, которым не всегда можно верить… Важнейшая тема, и она волнует нас больше всего сегодня – развитие гражданского общества. Как это было в старой Самаре?>>>>

“Я так думаю!” Подарок самарцам от семьи Демидовых
18:33 02.09.2011
Не так давно в нашей редакции состоялась встреча с Ириной И Андреем Демидовыми, историками, краеведами, большими знатоками и ценителями культуры и истории старой Самары. У нас вы можете послушать одну из песен Андрея, иллюстрированную старыми фотографиями из жизни нашего города. >>>

Дополнительная информация:

Сайт Ирины и Андрея Демидовых

Песня Андрея Демидова в авторском исполнении.

Ссылка на песню на сайте авторов

***

По теме

Back to top button