ЛюдиСлово редактора

«Я так думаю!» Ирина и Андрей Демидовы

В редакции Самара today известные самарские историки, краеведы, авторы 5 книг о Самаре. Выйдет 3 части беседы. Сегодня говорим о Самаре и ее жителях. Что думают люди, которые так много узнали о городе, как они его воспринимают сегодня?

Сегодня в редакции Самара today очень дорогие для меня гости. Я этих людей только сегодня увидел воочию, когда мы познакомились, но о них, об их творчестве, я знаю уже много-много лет. Я очень рад, что наконец эта встреча произошла и я думаю, что она будет приятна и интересна не только мне. Это Ирина и Андрей Демидовы.

Люди, написавшие 5 книг, одна из которых у меня есть и попрошу автограф — «Мелодии старой Самары». Эти книги разошлись на цитаты, разодраны на интернет-сайтах, в различных изданиях, и очень часто без ссылки на авторов т существуют как бы сами по себе. Но авторы есть, они живы. Они историки, а Ирина даже политолог, кандидат исторических наук. И сегодня мне первый вопрос вам хотелось бы задать такой: «Вы так много узнали о Самаре, как вы воспринимаете ее сегодня?»

— Когда мы начали писать свои книги, это было самое начало девяностых годов, начинались реформы. И, конечно, многие жили какой-то надеждой, что что-то изменится и в Самару войдет новая свежая жизнь, свежая струя. И казалось, что так много еще есть из той, дореволюционной Самары, много интересных зданий. Была надежда, что появятся деньги, финансы и все это как-то обновится, улучшится. И вот на таком энтузиазме мы начали заниматься самарской историей. Нам попадались дореволюционные открытки, мы любили читать, хоть и нехорошо читать чужие письма, но это уже история, это уже документ. И там пишут: «Прекрасна Самара, жизнь бьет ключом». — Человек просто с парохода сошел и описывает. Или другой пишет: «Я шел по Дворянской, — это просто маленький Париж». Так просто писали о Самаре. И мы думали, что развитие, конечно, пойдет по этому пути. Но — увы. Все оказалось гораздо хуже.

Гораздо хуже — можно сегодня сказать.

— Мы несколько лет работали с иностранцами, водили их по городу, показывали достопримечательности. И они нам говорили: «Как можно было испортить такой прекрасный город, такую чудесную архитектуру, такие улицы? Такое ощущение, что сюда пришли какие-то варвары, дикари, кочевники»…

И сознательно разрушили…

— «Где эти люди, которые все это построили? Где эти дома в стиле модерн, площади, где они? Где эти люди? — Их нет. Значит здесь живут кочевники. Они бьют бутылки, разбивают фонари, бумагу кругом разбрасывают, грязь… Ужасно все». Очень неприятно было это все слышать, но приходится с с этим мириться.

У нынешних властей денег нет, и нет представления о том, что можно было бы все-таки сохранить то достояние нашего города, которое было, оно бросалось в глаза. У меня дочь, ей сейчас 14 лет, я иногда с ней гуляю по старой Самаре. Она просто в ужасе от нее. Она говорит: «Здесь отовсюду пахнет крысами. Все разбито, разгромлено. Что же это такое? Как-будто ее только что расстреляли эту Самару , бомбами, гранатами…» И ничего ей на это не могу возразить.

Но отметим, что немножко восстановили улицу Панскую, немножко восстановили. Немножко восстановили самарские парки.

Панская — это ныне Ленинградская.

— Да. Но в целом город в состоянии разрухи. Мне очень не нравится то, что сейчас делают с нашей самарской набережной. Там был розовый гранит. Можно было бы все это сохранить. Мы просто сами видели, как приходили рабочие и кирками выбивали этот розовый гранит. Он, кстати, очень дорогой. Бесценный, можно сказать. Они его вышибали! «Зачем же вы это делаете?», — спрашиваю. «Да это все ерунда! Мы здесь все плиткой обложим, все другое привезем!»… Странно это все. Вторая очередь набережной была не настолько плохой, чтобы все там разбить. И в то же время посмотрите на нашу улицу Соборную (Молодогвардейскую), на нашу Троицкую (Галактионовскую), на ту же Дворянскую — улицу Куйбышева и другие старые улицы. Тяжелое впечатление.

Вот вы говорите: денег нет. Но вы наверняка знаете или слышали о том, что реконструкция набережной вообще ведется на кредитные деньги? 250 миллионов взято в кредит у областного Правительства и кому-то к какому-то красному дню готовится момент перерезания красной ленточки..

— Я слышал об этом. Вроде в конце сентября должны это сделать, Я не знаю. что там получится, но когда вырывали розовый гранит, я видел, как люди плакали. Жители Волжского проспекта просто плакали. Говорили: «Мы здесь прожили жизнь, здесь наша молодость прошла — шестидесятые-семидесятые годы. И это все вырывают». А зачем? Зачем это-то делать? Ну хорошо, не нравится асфальт, ну замените его на плитку, это можно. Но зачем же гранит выбивать? Куда его дели — неизвестно.

Еще мне не нравится, что сейчас наша площадь центральная, Соборная (площадь Куйбышева), там сейчас по ночам устраивают гонки на джипах. Гонки на джипах устраивают и около самого Белого дома. Там, например, есть будка милиционеров. Но они когда видят, что такие молодцы на машинах летают — они прячутся в будку. Они просто боятся, что какой-нибудь сын чиновника большого едет — они смеют ничего с ним сделать.

— Сегодняшняя Самара представляют из себя печальный облик. Мы недавно ездили в Пензу, у меня ребенок недавно вернулся из Оренбурга. Эти города меньше Самары. Они считаются, как и Самара, провинциальные города, с меньшим количеством населения. Но это чистенькие города, дворики ухожены. Огромное количество памятников. Кругом цветы. Недорогая выпечка. Я от Пензы в полном восторге. Там восстановили Драматический театр на 1200 мест, у нас примерно 800 мест. Получился прекрасный стеклянный, хрустальный дворец. Меня поразило что? Само население Пензы. Люди идут по улице и, если они выпили кока-колу, они бросили в мусорку.Нигде бумаг не валяется. Я сегодняшнюю Пензу сравниваю, например, с Львовом, или даже с Таллинном, — с цивилизованными городами. Но простите, когда мы приезжаем в Самару… Я могу Самаре дать не статус города, а статус населенного пункта. Населенного пункте, где пробежали кочевники.Ведь у них как было: они пробегали, использовали территорию и уходили дальше. Вот я так и воспринимаю наше место проживания как территорию, которую используют.

Причем, каждый на свой лад.

— Вывозят отсюда деньги, кто имеет доступ к ресурсам — тот и использует это все для себя.

— Самара — «машинка» по производству денег. Вот и все.

— Нет вообще ощущения города. Нет его!

Вы знаете, у меня такая мысль, что и в советское-то время Куйбышев тогда, он во многом был как ступенька, как плацдарм для многих чиновников. В том числе и Воротников, и Орлов, они замечательные, говорят, были руководители, но они все равно уходили в Москву, а мы оставались тут.

— Но в чем особенность все же того, советского, периода, я считаю: большевики сам город, Самару, они не трогали. Они ее так не «бомбили». А сейчас?.. Прекрасные особняки разрушаются, разрушаются. Может, и время еще позволяло терпеть им, сохранялись. А сейчас, сто лет проходит, они и разрушаются и ничего не восстанавливается, ничего не ремонтируется. И сейчас это отчетливо видно.

А потом еще и вот что. С теми же иностранцами, показываем им новые дома, вот еще новые… Видите, новое построили, в овраге Подпольщиков, к примеру. Они говорят: «Извините, эти дома нам не интересны. Нам интересен модерн конца 19 века. А эти дома из стекла и бетона нам не интересны. Потому что в Токио там дома такие более интересные. Или в том же Нью-Йорке. А у вас это все третично, четверично»…

Все вторично… Не оригинально.

— Да. Им это не интересно.

— Дело в том, что иностранцев и вообще приезжих, интересует только духовная жизнь, которая выражена в тех же домах, улицах, отношении людей к своему городу, друг к другу. Но здесь мы столкнулись с проблемой: практически отсутствует понятие нравственности. Я уже не говорю о культуре, о духовной культуре — просто нет нравственности. Может быть, это брюзжание, когда мы вот учились в университете, было понятие нравственности: «нельзя воровать»… А сейчас как люди разговаривают между собой? «Не пойман — не вор! «, «Деньги не пахнут».

— «Рынок — это воровство».

— «Сумел украсть из кармана друга или товарища — хорошо!» И это не осуждается. Для нас отсутствие понятия нравственности — это трагедия. И не только нашего города, это трагедия страны. Поскольку я политолог, скажу, что это трагедия этноса. Когда нет понятий, которые как бы огораживают человека, значит человек может делать все что угодно. Значит можно стрелять в людей, как это было недавно в Норвегии. События в Англии о чем говорят? О том, что люди потеряли нравственность, какие-то барьеры, ориентировки в жизни. Просто их нет.

— Вместо культуры кругом одна попса. А что это значит? — Все строится на деньгах. Песню можешь продать за большие деньги, — значит хорошая песня. А если произведение не продается, значит это ерунда. Нельзя искусство, культуру строить только на деньгах. Это совершенно ужасно, мне кажется. Вот отсюда начинается безнравственность.

Давайте мы здесь поставим точку. Потому что наш разговор мы сделаем в нескольких частях и это будет конец нашей первой части. Мы сегодня общаемся с Ириной и Андреем Демидовыми.

Начало сериала:

“Я так думаю!” Ирина и Андрей Демидовы
18/08/2011

В редакции Самара today известные самарские историки, краеведы, авторы 5 книг о Самаре. Выйдет 3 части беседы. Сегодня говорим о Самаре и ее жителях. Что думают люди, которые так много узнали о городе, как они его воспринимают сегодня? >>>

“Я так думаю!” Ирина и Андрей Демидовы (2)
19.08.2011

Сегодня в редакции Самара today известные самарские краеведы, писатели, – я могу вас так назвать – у вас вышло 5 замечательных книг. Мне хотелось бы, чтобы во второй части нашего разговора вы рассказали о том, как появились эти книги, как возникло желание так глубоко войти в историю? Я даже помню свое ощущение, что люди разрыли клад. Они нашли этот клад и они сейчас делятся им… >>>

«Я так думаю!» Ирина и Андрей Демидовы (3)
Дата: 21/08/2011 23:49
В редакции Самара today третья встреча с самарскими краеведами и писателями Ириной и Андреем Демидовыми. Сегодня такие времена, такие политики, которым не всегда можно верить… Важнейшая тема, и она волнует нас больше всего сегодня – развитие гражданского общества. Как это было в старой Самаре?>>>>

“Я так думаю!” Подарок самарцам от семьи Демидовых
18:33 02.09.2011
Не так давно в нашей редакции состоялась встреча с Ириной И Андреем Демидовыми, историками, краеведами, большими знатоками и ценителями культуры и истории старой Самары. У нас вы можете послушать одну из песен Андрея, иллюстрированную старыми фотографиями из жизни нашего города. >>>

Дополнительная информация:

Сайт Ирины и Андрея Демидовых

Песня Андрея Демидова в авторском исполнении.

Ссылка на песню на сайте авторов

*
Метки

По теме

Back to top button