История Самары: 23 июля. День рождения «Прогресса» (1959), известные киноартисты выступали с концертами (1970), сборка новой ВАЗ-21011 (1974)
23 июля 1959 Образован отдел № 25 филиала № 3 ОКБ-1 (позже Центральное специализированное конструкторское бюро — ЦСКБ).
23 июля 1970 Первый концерт прибывших в Куйбышев известных артистов кино – народной артистки СССР М.А.Ладыниной, заслуженных артистов РСФСР А.Д.Ларионовой, Н.И.Рыбникова, З.А.Федоровой.
23 июля 1974 Началась сборка новой модели автомобиля ВАЗ-21011
——
Рождение ЦСКБ
23 июля 1959 года был образован отдел № 25 филиала № 3 ОКБ-1 (ныне Центральное специализированное конструкторское бюро — ЦСКБ). 23 июля теперь ежегодно отмечается как дата основания предприятия.
В 1958 году, когда в нашем городе полным ходом шло перепрофилирование авиационного завода № 1 имени И.В. Сталина на серийное производство ракет Р-7, первым руководителям страны стало понятно, что Куйбышев буквально на глазах становится одним из главных научно-технических и конструкторских центров СССР в сфере ракетно-космических технологий. В связи с этим в первой половине 1959 года началась подготовка к созданию в нашем городе сначала отдела, а затем – и филиала возглавляемого С.П. Королевым Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1).
В своей докладной записке № 863сс от 5 марта 1959 года, направленной в ЦК КПСС и Совет Министров СССР, Королев обосновал причины создания такого филиала в Куйбышеве. По мнению Главного конструктора, уже в то время оно здесь было крайне необходимо для контроля над серийным производством изделий, разработанных ОКБ-1, а также для проведения опытно-конструкторских работ по вновь создаваемым изделиям. При этом Королев сразу же внес предложение назначить руководителем филиала ОКБ-1 заместителя Главного конструктора Дмитрия Ильича Козлова.
Но еще раньше, не дожидаясь официального решения вопроса, Королев подписал приказ № 74 от 23 июля 1959 года о создании в составе ОКБ-1 серийно-конструкторского отдела в количестве 100 человек с его постоянным нахождением на заводе № 1 в Куйбышеве и с непосредственным подчинением его заместителю Главного конструктора ОКБ-1 Д.И. Козлову. Перед отделом в то время ставилась главная задача – оперативное решение технических вопросов, связанных с освоением серийного производства изделий на заводе № 1. Поэтому день 23 июля 1959 года в ЦСКБ теперь ежегодно отмечается как дата основания предприятия.
Приказом Д.И. Козлова № 1 от 17 ноября 1959 года вновь образованному отделу был присвоен номер 25 и определена его структура. Руководителем отдела он назначил А.И. Апексимова, ранее работавшего начальником группы в конструкторском отделе завода № 1. Заместителями начальника отдела № 25 тогда же стали: по конструкции изделия — П.А. Гридчин, ранее работавший заместителем начальника того же конструкторского отдела, и по испытаниям изделия — Л.Ф. Шумный, ранее работавший начальником отдела цеха № 55 завода № 1.
Окончательно вопрос о создании в Куйбышеве подразделения ОКБ-1 был решен только после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-296 от 23 июня 1960 года, согласно которому при заводах № 1 и № 24 открывались филиалы ОКБ-1 и ОКБ-456 соответственно. Вслед за этим С.П. Королев издал приказ № 25сс от 20 июля 1960 года, в котором он обязал Д.И. Козлова в срок до 1 августа 1960 года разработать и представить для утверждения в вышестоящие инстанции предложения о численности сотрудников и фонде заработной платы новой организации, которую он возглавил. Впоследствии приказом председателя ГКОТ К.Н. Руднева № 413сс от 31 августа 1960 года филиалу ОКБ-1 в Куйбышеве был присвоен номер 3. По состоянию на 1 октября 1960 года в новой организации уже работало 176 человек.
Завод № 1, переименованный с 1 января 1962 года в «Прогресс», очень быстро стал головным предприятием страны по выпуску ракет Р-7, а филиал № 3 ОКБ-1 – головным предприятием по созданию модификаций Р-7. Как известно, впоследствии на это предприятие также была возложена еще одна важнейшая оборонная задача – создание автоматических космических аппаратов по наблюдению за земной поверхностью.
Впоследствии постановлением Совета Министров СССР № 758/316 от 8 сентября 1966 года филиалу № 3 ОКБ-1 с 1 января 1967 года были присвоены новые наименования: Куйбышевский филиал Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) – открытое наименование; предприятие п/я Г-4213 – условное наименование. А еще позже в соответствии с приказом Министра общего машиностроения СССР № 252 от 30 июля 1974 года предприятие окончательно отделилось от ЦКБЭМ и стало полностью самостоятельным, получив название, под которым мы его знаем и сейчас – Центральное специализированное конструкторское бюро (последнее названия РКЦ «Прогресс»)
——-
Другие события этого дня в разные годы истории Самары:
23 июля 1879 г. Министр путей сообщения телеграммой известил городскую думу Самары, что строительство железнодорожной ветки к реке Волге можно остановить, если город примет на себя все убытки от прекращения работ. После жарких дебатов гласные пришли к выводу, что возместить убытки город не в силах. Необходимо хлопотать о переносе железной дороги с берега Самарки. Отстаивать такое предложение в столице поручили городскому голове Е.Т.Кожевникову, гласному П.В.Алабину. За содействие в решении этого вопроса дума нашла нужным обратиться к почетным гражданам города К.К.Гроту и Н.П.Мансурову.
23 июля 1932 г. В Сызрани открылась детская техническая сельскохозяйственная станция.
23 июля 1941 г. В Сызрани создан полк народного ополчения.
23 июля 1970 г. Состоялся первый концерт прибывших в Куйбышев известных артистов кино – народной артистки СССР М.А.Ладыниной, заслуженных артистов РСФСР А.Д.Ларионовой, Н.И.Рыбникова, З.А.Федоровой и других.
23 июля 1972 г. В Куйбышевской филармонии завершились концерты (20-23 июля) Азербайджанского народного театра песни под руководством и при участии народного артиста СССР Рашида Бейбутова.
23 июля 1974 г. На первой линии главного конвейера Волжского автозавода началась сборка новой модели автомобиля ВАЗ-21011.
23 июля 1976 г. В Автозаводском районе Тольятти состоялась торжественная регистрация 200-тысячного жителя.
О чем писали самарские газеты
26 июля 1858 г. О распространении грамотности в простом народе
…Западные народы могут думать и о всеобщем образовании: у них подготовлены к этому большие средства в самом народе. Во Франции из 100 человек только 40 не умеют читать и писать; в Англии только 25, в Пруссии уже не найдется почти таких людей… А как же нам думать о всеобщем распространении образования, когда недавно еще начали думать о всеобщем распространении грамотности, когда у нас на 100 человек… – и пяти человек не придется грамотных? Не лучше ли прежде встать на нижнюю ступень, чтоб тем удобнее войти на высокую?
…В отношении административном одно распространение грамотности в ожидании других спутников истинного просвещения было бы само по себе чрезвычайно полезно… Оно предотвращало бы часто неверные, а иногда и злонамеренные толки о распоряжениях правительства…»
(«Самарские губернские ведомости»)
23 июля 1918 г. В Самаре под председательством французского вице-консула Л.Комо состоялось совещание представителей заинтересованных кругов по вопросу о мобилизации промышленности и возможностях использования ее для нужд армии Комуча. Присутствующие на заседании инженеры и деятели Земгорсоюза и военно-промышленного комитета заверили, что возможно быстро возродить заводы и мастерские при условии соответствующего финансирования и «урегулирования рабочего вопроса».
(«Волжский день», орган самарской организации кадетов)
————
О событиях этого дня из других источников:
———
1929 — В Самаре начал работу первый областной съезд членов общества бывших политкаторжан.
——
*