Люди и общество

«Я так думаю!» Михаил Перепелкин. Самара подземная и метро

Начнем с уникального заявления, прозвучавшего накануне Нового года от нового губернатора и его чиновников о том, что возможно строительство новой линии метро с целыми восемью станциями от площади Куйбышева в сторону радиоцентра. Многие это восприняли скептически, понимая, что тут одну-то станцию «Алабинская» не могут уже сколько лет достроить… Один очень умный человек мне сказал: «Но ведь Меркушкин же не может блефовать! Он же, скорее всего, опирается…»… И вот это как раз «опирается на»что? Все знают, что о Самаре много различных есть сведений о подземных ходах, туннелях, штольнях, переходах, Бог знает каких секретах – бункер Сталина, бункер Берии, бункер на площади Куйбышева…

«Я так думаю!» Михаил Перепелкин. Первая часть

Сегодня мы в редакции «Самара тудей» очень рады приветствовать дорогого нам гостя и интересного человека и, я думаю, его знаю очень многие жители Самары. Это – Михаил Перепелкин. Михаил Анатольевич Перепелкин.

– Совершенно точно.

Доктор филологических наук, известный краевед, журналист. Многие знают ваши передачи. Благодаря им, многие узнали какие-то подробности в истории, вы ввели в курс этой истории, за что вам, конечно, отдельное спасибо от всех тех, кому дорога культура, история Самары и это очень важно. И вот мы так запланировали с вами, что мы поговорим на несколько тем и сделаем такой, сериал, чтобы не спешить, не торопиться в пять минут рассказать все. Нас никто не гонит, у нас «время гонит лошадей», как у Пушкина это говорится, поэтому поговорим неспешно. И начнем, может быть, с самого, как бы уникального, на мой взгляд и даже потрясающего, в том плане, что накануне Нового года от властей области, нового губернатора и его чиновников прозвучала информация о том, что возможно строительство новой линии метро с целыми восемью станциями в сторону от площади Куйбышева в сторону радиоцентра, там, где будет площадка, там, где будут проходить футбольные матчи мундиаля 2018 года. И многие это восприняли скептически, понимая, что тут одну-то станцию «Алабинская» не могут уже сколько лет достроить, потому что, во-первых, дорого, денег нет и там говорилось о том, что «если помогут федеральные власти». Это вызвало сразу некий такой скептицизм, потому что мы прекрасно понимаем, что денег в федеральном бюджете нет. Федеральная политика такова, что региональные программы перекладываются на плечи самих регионов — вам надо метро, вот вы его и стройте. И вдруг говорят о восьми станциях! И некоторые начали возмущаться, что это уход от действительности, что «гонят волну» вместо того, чтобы делать какие-то реальные программы и решать что-то – проблемы с пробками, когда сами люди не могут из точки А в точку В одного и того же города перебраться, а это происходит регулярно, что вместо того, чтобы строить и что-то решать, люди начинают «пудрить мозги», грубо говоря, народу возможным строительством метро.

И не так давно один очень умный человек мне сказал: «Но ведь Меркушкин же не может блефовать! Он же, скорее всего, опирается…». И вот это как раз «опирается на» …что? Это как раз то, о чем мы с вами поговорим. Все знают, что в истории Самары много различных есть сведений о подземных ходах, туннелях, штольнях, переходах, Бог знает каких секретах – бункер Сталина, бункер Берии, бункер на площади Куйбышева…

— Калинина.

…бункер Калинина и так далее. То есть, слухов много, вариантов каких-то много, что-то описано, что-то задокументировано, что-то не очень даже известно. И есть такая, закрытая, по крайней мере, нигде официально об этом не было опубликовано в открытом виде, что существует подземный туннель между площадью Куйбышева, с одной точки, по крайней мере, а, может быть, и даже до вокзала, в другой точке – в районе Красной Глинки, там, где находится в скалах вот этот самый холодильник. И вполне возможно, что вот этот существующий туннель подземный, он может стать основой для сооружения вот этой новой ветки метро. Меня настолько это так впечатлило, я помню, полночи в интернете что только не читал. Я хочу знать вашу точку зрения, как специалиста, как историка, как краеведа. Вообще это реально? Это может быть? Там может быть какой-то подземный туннель и вообще подземные ходы?

— Вы знаете, вот я когда… Я сначала скажу, как я воспринял эту новость. Сначала она меня чрезвычайно порадовала, я думаю: «Ну, наконец-то около моего дома тоже будет метро и я буду совершенно спокойно туда-сюда добираться!». Потом она меня несколько встревожила, потому что я же видел карты старой Самары и я видел, что вся старая Самара, ну, вот та часть, которая от Постникова оврага и дальше, она же на оврагах.

И она на реках, которые там засыпаны и я не знаю насколько они надежно засыпаны. И встревожь сейчас вот эти вот реки… Ну, а с третьей стороны, если речь идет о том, что уже там существуют некие коммуникации, этот «кот в мешке» и власть вот тут вот решила этого «кота в мешке» нам предъявить… Вообще, я думаю, этот наш разговор с вами, волей-неволей будет почти как у Островского странница Феклуша-то говорит: «Я по немощи своей мало где бывала, но много чего слыхала», вот в этом жанре развиваться.

Ну, понятно.

— Мы с вами мало где бывали и, конечно, нас туда не пускали, но много чего слыхали, а, с другой стороны, мы много чего не слыхали. И вот то, что мы много чего не слыхали, а это происходило, мы с вами, если копнуть, что мы знаем про Самару в годы войны? Я вот несколько раз брался читать самарские газеты военных лет в архиве у нас в музее, я понимаю, что я из этих газет ничего практически про самарскую жизнь понять не могу, то есть газеты выходили достаточно регулярно, но в них не писали ничего.

Ну, с учетом, что «вторая столица», что вообще не Самара, а Куйбышев и, понятно, что не об этом была речь.

— Ну, после войны, слава Богу, лет сколько уже прошло, и после тридцатых годов и так дальше, но там очень аккуратно рассказывают о том, что происходило в Самаре и в тридцатые годы и в сороковые и в пятидесятые. Нам рассказывают то, что мы могли и не в девяностые и не в нулевые годы и узнать. Вот повесили эти таблички, где был дипломатический корпус.., но мы не знаем еще огромной глыбы!

И вот то, что мы не знаем, что здесь происходило, мне кажется, вот лично меня убеждает в том, что такой ход может быть. Мы понимаем, что тысячи, миллионы человеческих жизней, они где-то оборвались. Оборваться… в никуда люди уйти не могут, они оборвались здесь, на этой земле. Это почти каждая вторая семья, это многотомная Белая книга существует, мы знаем, что далеко все уезжали куда-то, что многие оставались здесь и сюда привозили.

И поскольку власть не торопится нам объявить, что тут собственно происходило и где эти люди погибли, я думаю, что ей до поры, до времени, этого и не нужно было. Поэтому меня вот этот «кот в мешке», честно говоря, не удивляет, я думаю, что это очень может быть. Очень может быть этот ход.

Я читал всю эту литературу, там то, что пишут, она фантастическая, или полуфантастическая, мне рассказывали какие-то вещи, причем мне их рассказывали, так сказать, очевидцы.

Я рассказывал как-то в нашей беседе, в Зубчаниновке мне рассказывают жители, говорят: «А вы знаете, а вот эта вот улица, целый ряд домов, что все эти дома стояли на Управленческом, вообще говоря. А в годы войны все эти дома разобрали по бревнышку и перевезли в Зубчаниновку».

Вот все эти вещи они с чем-то были связаны и поскольку никто не рассказал, не объяснил и ни в какие архивы нас не пустили и никто не сказал ни «да», ни «нет», я думаю, что это не случайно и вот эти вот «коты в мешке» они лежат и ждут своего часа.

Ну, да. И вы же знаете теорию, которую описывает Суворов в своей книге, что вообще в районе Жигулей, в каменных штольнях, вообще там столица человечества могла бы быть размещена и, собственно, самое главное, что вызывает изумление, что мы знаем о том, что здесь начинали строить ГЭС на Волге, в районе Управленческого городка.

А вот Суворов описывает, что вообще это был отвлекающий маневр, что… это ж было до войны еще, где-то в тридцатые годы началось строительство и что никакой ГЭС там и не планировали строить, это должно было быть прикрытие, куда могли быть эшелонированы, или этапированы тысячи людей, каменные грузы, перевозки, железные дороги и так далее., потому что реальная Жигулевская ГЭС, она строилась в другом месте и, как бы, изначально ясно, что здесь не место для плотины. Вот такая теория же существует, наверняка не все о ней знают?

— Вы знаете, вот меня что в этой истории интересует? Вообще я с одной стороны ученый, я привык с чего начинать рассуждать? Сначала собрать факты, причем максимум фактов, а потом эти факты систематизировать, классифицировать и через них проводить прямую. Всех этих фактов, к которым Суворов имел отношение, у меня нет, я не могу… но у меня есть другой факт, что книжки Суворова вышли, значит…

И никто не опроверг.

— …значит, кому-то это было нужно. Это и не опровергли, ну, а потом мы с вами прекрасно знаем, что, если бы они и должны были появиться, если бы это не было кому-то интересно утку какую-то такую вот забросить, или общественное мнение, резонанс, значит, они бы не появились, или вышло бы опровержение, еще что-то.

Но вот теория эта есть, ее считает кто-то фантастической, кто-то в нее серьезно совершенно верит и убежден, что это так и есть, книжки существуют, для чего-то они появились. Может быть нас готовят к чему-то, что «ребят, вы тут особенно не удивляйтесь», может быть наоборот, чтобы мы вот в этой массе абсурда, если принять, что это все абсурд, мы бы пропустили какие-то вещи, которые на самом деле существуют. Ну, это Суворов, это суворовщина, так сказать, это фантастика и нам тогда придется закрыть рот, вот почему-то книжки появились. Как филолог, я понимаю, что ни один рассказ не пишется случайно, а тут не рассказ, тут целая книга.

Есть же безусловные вещи, мы знаем, что есть реально много чего, не знаю, можно ли так сказать, построены объекты с многокилометровыми ходами внутри, в скале выстроенные сооружения и до этого есть другие скальные сооружения, они же не просто так появились. Есть заброшенные железнодорожные ветки, вот сейчас, благодаря интернету, можно много видеть и сверху, и сбоку, и снизу, и как угодно, что есть какие-то определенные коммуникации и вот в этом же контексте и складывается, что была проложена линия между Красной Глинкой, вот этими местами и центром Самары, пл. Куйбышева. Есть даже теория, что и под Волгой даже мосты есть, в сторону Рождествено, много чего есть.

— Но я могу только сказать, прошу прощения, одно. Я отдыхал летом в военном санатории, это восьмая у нас просека получается и там работали диггеры, и один из них предложил мне, там есть два выхода к Волге, он мне предложил, он сказал, что они там спускались, обследовали, исследовали там известная дача генеральская, видимо, туда этот ход идет. Ну и, естественно предположить, что этот корпус, там подразумевалось, я читал об этом, что и там семья Сталина должна остановиться была, как бы тут она останавливалась, в городе, но и там готовилось, что, наверное, это как-то подземными коммуникациями как-то связано с центром города, если предполагалось, что верховный главнокомандующий будет на восьмой просеке находиться.

Да, да, но тут-то понятно, что есть же много свидетелей, что люди фотографировали эти затопленные помещения, перекрытия, двери, это все реально существовало, это можно было потрогать, а разговоры о том, что бункер Сталина, который случайно стал известен и есть даже версия, что командующий того времени дал по шапке, или вообще лишил работы того человека, который об этом проговорился и то, что это стало предметом общей гласности. Есть же ведь еще теория, что бункер Сталина нам показывают не весь, что он откуда-то идет и он куда-то продолжается. И не только он, потому что, самое главное, говорится о том, что очень большое подземное сооружение находится под площадью Куйбышева и ведь свидетельством тому – вытяжные вот эти колонны…

— Которые мы видим.

…которые мы видим, которые… в сквере стоит какая-то будочка, ясно, что это вентиляция, которая тянет куда-то воздух, куда-то. Куда? Мы не знаем. Говорили, что существуют какие-то другие бункеры и вот ту скандальную ситуацию, в которую попал господин Хрущев, когда он еще не было господином, а был руководителем Советского Союза и где куйбышевцы его освистали, я слышал эту историю, что он ушел и какими-то…

— Чуть ли не прямо с трибуны.

…да, ушел и какими-то ходами и вообще он потом уехал. Понимаете как? То есть Самара, конечно, напичкана и легендами и реальными какими-то вещами и, конечно, хотелось бы, чтобы, во-первых, это пошло на службу нам, дай Бог, чтобы это было открыто и реализовано, а во-вторых, чтобы мы узнали, насколько это вообще реально. С одной стороны говорят – все пронизано карстовыми пустотами, оврагами и Бог знает чем, а тут какие-то многокилометровые подземные ходы.

— Вы знаете, мне кажется, что может быть реальностью, постольку, поскольку все это строилось и сооружалось, во-первых в годы, когда психоз войны будущей, он был не выдумка, а с другой стороны, миллионы вот этих вот человеческих жизней, о которых не надо было заботиться, которым не надо было платить и кормить, собственно, не надо было. И вот когда одно к другому, то, наверное, это становится уже не фантастикой, а реальностью. это становится уже не фантастикой, а реальностью. Конечно, хотелось бы, чтобы это работало. Если это может работать, чтобы уж…

С каким бы удовольствием мы бы покатались на этом метро! Представляю, что это не просто ведь обычный туннель, а это сооружение как машина времени.
Спасибо. Мы здесь с вами поставим точку, это будет первая часть нашего разговора, который мы продолжим и начнем его с новой темы.

Продолжение следует

—————————-

Начало сериала:

“Я так думаю!” Михаил Перепелкин. Самара подземная и метро

Начнем с уникального заявления, прозвучавшего накануне Нового года от нового губернатора и его чиновников о том, что возможно строительство новой линии метро с целыми восемью станциями от площади Куйбышева в сторону радиоцентра. Многие это восприняли скептически, понимая, что тут одну-то станцию «Алабинская» не могут уже сколько лет достроить… Один очень умный человек мне сказал: «Но ведь Меркушкин же не может блефовать! Он же, скорее всего, опирается…»… И вот это как раз «опирается на» … что? Все знают, что о Самаре много различных есть сведений о подземных ходах, туннелях, штольнях, переходах, Бог знает каких секретах – бункер Сталина, бункер Берии, бункер на площади Куйбышева…

“Я так думаю!” Михаил Перепелкин (2)

Для многих вы уже стали таким непререкаемым авторитетом, даже говорят: «Вот сказал Перепелкин!. А с чего это у вас началось? В каких точках истории Самары вы уже побывали и пытались ее всколыхнуть снова, открыть для себя и для других? Для вас не секрет, что понятие цензура, хоть оно уже не в таком виде, как было когда-то, но оно существует. У вас что-нибудь отрезали?

«Я так думаю!» Михаил Перепелкин (3)
Какая удивительная все-таки Самара, какой ужасный все-таки этот город Самара. Человек, совершивший во имя этого города подвиг, и потом как обошлись с продолжателем его дела? Продолжателем дела М.П.Лимаровой стал сын, Андрей Геннадьевич Романов, потом в силу «новых веяний, новых представлений о культуре», его вообще выгнали на улицу, понимаете? Это настолько по-самарски, скажем так, но это настолько ужасно!..

“Я так думаю!” Михаил Перепелкин (4). Власть и памятники в Самаре

Мы заговорили о самарской власти, о том, какая она есть, какая была и какая может быть. В самарцах всегда живет мечта, чтобы появился идеальный какой-то губернатор ли, мэр, или градоначальник, кто угодно… -У меня есть утопический проект. Человек, который избирается главой города, лишается права когда-либо, куда-либо уезжать из Самары. Вот, если он согласен, тогда, пожалуйста, баллотируйся…

============================

***

По теме

Back to top button