Здравствуй, самарский народ

Хореограф Виталий Ульбаев о языке тела

Что вообще для тебя значит танец? И чем именно танцы тебя привлекают? Справедливее считать танец спортом или все же искусством? — «Кстати, 29 апреля, в мой День рождения, еще и международный День танца — судьба у меня, видимо».

Виталий, говорят, что танец – это язык тела. Так ли это, по-твоему? И если да, то что ты прежде всего хочешь выразить, сказать зрителю танцем? Может ли этот язык в каких-то ситуациях быть более точным и верным, нежели вербальный?

— Да, конечно, танец — это язык тела. И так же, как обычная речь, которая может быть красивой, литературной, чёткой или, наоборот, некультурной, и язык тела может быть очень разнообразным, ведь есть великое множество стилей танца. Что касается меня, то зрителю танцем я могу говорить разное. Всё зависит от конкретной идеи: порой идеи в ее обычном понимании нет совсем, есть лишь безудержный позитив, который ты хочешь передать зрителю. Часто это удается, судя по отзывам тех же зрителей. И это самое важное из того, что я хочу донести – радость жизни, позитив и улыбку. Но иногда не упускаю возможности пообщаться со зрителем на языке танца и на серьёзные философские темы. Конечно же, этот язык порой может быть более точным, чем вербальный, потому что эмоции, чувства, переживания бывают ближе зрителю, чем слова. Но это требует большой отдачи и профессионализма танцора. И возможно, это уже вопрос профессионализма не технического, а артистического. Ведь профессиональный танцор – это не только хорошая техника, но и харизма, артистичность, чувственный опыт и многое другое.

Как и когда ты начинал заниматься танцами, где получал базу, у кого тренировался?

— Я начал заниматься танцами не так давно, мне было 15 лет. Поначалу танцевал в любительском коллективе «Кураж», много опыта получил именно там, от руководителя Ильясовой Л.З.. Было стремление, я постепенно нарабатывал и свою базу. Если что-то не получалось, еще и самостоятельно отрабатывал дома. Часто выезжали на различные конкурсы, что несомненно наложило свой отпечаток: общение с другими коллективами, наблюдение за их творчеством. Затем поступил в Самарскую государственную академию культуры и искусств на отделение современной хореографии, где получил основную базу как педагог-хореограф. Но с самого первого года обучения постоянно участвовал во всевозможных мастер-классах у педагогов со всего мира и до сих пор не останавливаюсь, посещаю всяческие мастер-классы. Именно это и не даёт стоять на месте. Моё мнение: «Танцор никогда не должен останавливаться в своём росте!»

А как формировался твой стиль? Кто-то был для тебя примером для подражания на первых порах?

— Мой стиль до сих пор формируется и постоянно меняется. Иногда вижу видео двух- или трехлетней давности и удивляюсь, что я так танцевал — сейчас всё совсем по-другому. Ведь посещая различные мастер-классы, ты работаешь над своим стилем, и непременно меняешься, остаётся неизменным лишь одно – харизма. У меня всегда были примеры для подражания — и в начале моего танцевального пути, и сейчас — и на них я равняюсь, стараюсь достичь такого же уровня. Перечислять кумиров не буду, потому что их много, да и к тому же со временем один сменяется другими, ведь ты двигаешься дальше, профессионально развиваешься. Дело в том, что кумиры дают нам возможность расти. Часто убеждаюсь: когда танцор говорит, что ему не нужны кумиры и он будет работать над своим стилем, с течением времени на него становится неинтересно смотреть, так как он зацикливается на себе и больше не растёт творчески.

Что вообще для тебя значит танец? И чем именно танцы тебя привлекают?

— Часто звучат такие фразы, прописные истины, которыми можно это объяснить: «Танец – это жизнь», «Танец – это движение» (причем движение как в прямом, так и в переносном смысле), «Танец – это твоя душа и эмоции». Но ведь так оно и есть. Существует ещё множество других выражений, которые передают моё ощущение танца, но мне ближе всего первое – «Танец – это жизнь», потому что действительно танец занимает большую часть моей жизни, в нем меня привлекает абсолютно всё: здоровье, эмоции, возможность отдать и получить позитив.

Как ты считаешь, справедливее считать танец спортом или все же искусством?

— Достаточно философский вопрос. Можно ответить по-разному, чёткого определения нет. Для каждого танец – это своё. Всё зависит от того, что человек пытается получить от танца. Соревновательность, достижение успеха, получение первых мест на конкурсах – это всё, конечно же, больше спорт. Однако передача личного эмоционального опыта посредством танца – это, разумеется, искусство. Ведь художник, музыкант, актёр занимаются именно тем, что передают свой эмоциональный опыт через свои творения. С такой позиции танец для меня и спорт, и искусство. Но если ставить вопрос ребром, то я отвечу, что танец это в первую очередь искусство, ведь изначально он и возник как вид искусства, и лишь недавно бальные танцы стали претендовать на вид спорта и называться спортивными бальными танцами.

Ты помнишь свое первое выступление перед зрителями? Когда ты почувствовал себя творческой личностью?

— Своё первое выступление помню очень чётко, именно тогда пережил неимоверные эмоции, которые дарит нам сцена. А вот творческой личностью почувствовал себя позже, когда сам начал ставить хореографию. Ведь само определение «творческая личность» подразумевает под собой «личность, которая творит». Когда мы танцуем то, что нам показали и сказали станцевать, мы лишь инструмент, мы не творим сами. А вот когда я начал ставить что-то свое, тогда и почувствовал себя «творцом». Эти первые творческие шаги я сделал, будучи ещё в средней школе, не имея специального образования.

В чём источник твоего вдохновения?

— Источник вдохновения может быть во всём: в какой-то жизненной ситуации, в прочитанной книге, увиденном фильме и т.п. За всё время, что я танцую, я понял одно: вдохновение там, где ты испытываешь яркие эмоции, они могут быть позитивными, негативными, но обязательно яркими, запоминающимися.

Сейчас как творческий человек ты наверняка часто путешествуешь. В каких городах тебе уже довелось выступать? И какие из них запомнились больше всего?

— Да, мы часто выступаем в различных городах. Мне запоминаются даже не города, а те эмоции, которые переживаешь во время путешествия. Так, например, очень хорошо запомнились путешествия в Казахстан, в города Актобе, Аксай, Уральск. Эти поездки проходят всегда очень весело. Также запомнился Питер — на выступление мы ехали 2 дня на поезде, отвыступали 1,5 часа в городе и опять 2 дня ехали обратно, вот это было весело. Также очень интересные впечатления остались от выступления в Турции, в Анталии, в Индии, в штате Керала.

На твой взгляд, как проще заниматься танцами — в одиночку или в команде?

— Для меня совершенно не имеет значения, занимаешься один или в команде. Но здесь есть несколько моментов. Первое — когда сочиняешь что-то, тогда лучше это делать одному. Но и в этом случае бывают исключения, когда лучше сочиняется в команде, потому что в танцевальном классе в этот момент есть определённая атмосфера. Ну и второй момент — работа в команде всегда требует компромиссов, умения общаться.

Сильно ли отличается работа в зале и работа на зрителя?

— Да, работа в зале и на зрителя отличается. В первую очередь отличается ощущениями. Когда танцуешь в зале, ты танцуешь для себя, пробуешь, ищешь, двигаешься. А когда я танцую на зрителя, у меня до сих пор перед выходом на сцену всегда появляется мандраж, несмотря на то что я уже очень много раз выступал в различных местах, перед самыми разными зрителями. На этот счёт у меня есть чёткое мнение: мандраж перед сценой должен быть, просто нужно уметь справиться с ним, когда ты уже находишься на самой сцене. За долгое время своей деятельности я, конечно, научился с ним справляться, но вот перед сценой он по-прежнему есть. Если его нет, то танцор «умер как артист», по моему мнению.

А в каком танцевальном стиле ты чувствуешь себя комфортнее всего?

— За всё время, что занимаюсь танцами, изучал огромное количество танцевальных стилей. Однако комфортнее всего чувствую себя в таких стилях, как hip-hop, house, funk, jazz-funk, dancehall, а также эксклюзивный индийский классический танец.

Помимо того, что ты сам танцор, у тебя есть ещё и опыт преподавания. Где ты преподавал, преподаешь? И что тебе самому приносит обучение других?

— Да, я преподаю у себя в танцевальной студии «DNC», а также в детском коллективе «Задумка», еще несколько лет тренировал команду по хип-хоп аэробике Самарского Медицинского университета и много других мест было и есть. Само преподавание мне приносит лишь удовольствие, порой я многому учусь у своих же учеников, ведь не зря говорится в древней мудрости: «Тот педагог, который не только учит, но и учится у своих учеников».

Сколько же времени ты отводишь танцам в своем расписании?

— Танцам я уделяю почти все свое время. Точнее было бы даже сказать, что немного времени остается для «поесть и поспать».

А чем еще все-таки успеваешь заниматься помимо танцев?

— Занимаюсь духовными практиками и изучением Древней Ведической мудрости. Люблю также путешествовать по миру. Ну и, разумеется, много времени уходит на различные организационные вопросы моих коллективов и моей танцевальной студии.

Если не танцы, то чему бы посвятил свою жизнь?

— Не знаю, потому что такого вопроса я себе не задавал. Танцы – это моя Дхарма.*

Расскажи, когда и как ты серьезно задумался над тем, что хочешь открыть свою студию?

— У нас долгое время был свой коллектив, и все профессиональные танцоры моего коллектива, в том числе и я, преподавали в разных других местах города. И вот однажды пришла мысль, что стоит объединить всех в одном месте, что мы и осуществили. Самое важное в моей студии то, что все педагоги — профессионалы своего дела, которые ценят свою работу и любят ее. Это, конечно же, чувствуют ученики, которым мы стараемся передать свой профессионализм. Танцевальная студия «DNC» — это, по сути, то место, где каждый может найти для себя приятное общение, замечательных педагогов и уютные залы, что немаловажно. Студия существует не так давно, идет третий год, но наши ученики уже украшают различные мероприятия города, кроме того, раз в полгода мы устраиваем отчётные концерты, на которых убеждаемся в том, что наши ученики творчески растут. Можно много и долго рассказывать о студии, но если кому-то будет интересно, загляните на наш сайт: www.dnc-site.com

Что больше всего ценишь в своих учениках?

— В своих учениках ценю стремление, когда горят глаза. И то, что порой они стимулируют меня самого, так сказать, «дают пинки» для движения вперёд.

Как много действительно талантливых танцующих людей ты встречал в своей жизни?

— Действительно талантливых людей я встречал много, лишь потому, что постоянно общаюсь с танцующими людьми.

А каких высот еще хочешь достичь в танце, и вообще в жизни?

— У меня много разных мечтаний: относительно танцевальной жизни, относительно личной жизни. Что касается танца, хочу потанцевать в различных уголках планеты, что постепенно и осуществляю. Относительно жизни вообще, хочу стремиться к духовности, улучшать качества личности.

Сабина Давыдова

* Дха?рма — индийский философский и религиозный термин, подразумевающий некую установку, положительный образец, которому надлежит следовать как норме.

*

По теме

Back to top button