Культура в России

Российские педагоги по вокалу взяли на вооружение методику преподавания израильского коллеги

После всестороннего изучения и анализа российские педагоги по вокалу стали использовать в своей работе методы своего израильского коллеги Анны Курзинер-Фишкиной. Разработанная и первоначально адаптированная в Израиле эта методика заслужила самые хвалебные отзывы, а ее автор удостоилась не только международного признания, но и эпитетов «гениальный» и «единственный в своем роде».

Анна Курзинер-Фишкина признается: «Моя методика преподавания направлена, в первую очередь, на высокие требования к самому педагогу, мобильность и грамотность которого должны быть направлены не только на то, чтобы отбирать таланты, но и удерживать интерес ребёнка к предмету на протяжении всего пути, сформировать его музыкальный вкус.

Анна, с чего стоит начать?

— Начнём с того, что петь хочет практически каждый ребёнок. Как научить его не кричать, не рвать связки, а петь правильно, так, чтобы пение не только доставляло удовольствие самому поющему, но и не навредило развивающемуся вокальному аппарату ребёнка? Специализируясь на индивидуальном подходе, и работая с каждым ребёнком отдельно, отслеживая его личностное отношение к звуку и одновременно поправляя ошибки, я считаю очень важной возможность педагога вокально продемонстрировать ребёнку — что было плохо, что хорошо, и как должно быть. Кроме того, компьютер сегодня – это не роскошь, а необходимость. Необходимо использовать на уроке позитивные возможности Интернета, а также слушать музыку — вокалистов, способных увлечь и качественно поднять уровень ребёнка, расширять его кругозор. Обязательно давать задания на дом. Сегодня, когда у каждого ребёнка есть дома компьютер, необходимо слушать, как можно больше хорошей музыки, как можно больше петь стилистически различных мелодий, чтобы формировать свой вкус. (Правда здесь надо быть очень осторожным, чтобы не переусердствовать и не сорвать свои связки путем их сильного перенапряжения). Также стоит добавить, что изучая ту или иную песню, я всегда советую ребёнку ознакомиться не только с нотами (хорошо, если он их знаeт), но и с оригинальным исполнением – а точнее со всеми версиями и исполнителями. Это очень развивает слух! Будет хорошо обсудить с учеником, есть ли, по его мнению, разница в исполнениях, чьё исполнение его затронуло больше, чьё оказалось ближе и кто, на его взгляд, что-то добавил или изменил, придал характер и за счёт чего (темпа, аранжировки, произношения).

А дальше?

Дальше нужно спеть мелодию вместе с оригиналом (как упражнение) — чтобы было похоже, но не подражать полностью, а добавить что-то своё. Cледует помнить, что не всегда урок вокала базируется на знаниях музыкальной школы. Зачастую — наоборот. Поэтому все песни я разучиваю с детьми по слуху. Тем более, что сегодня есть возможность распечатать текст на принтере — крупными печатными буквами, чтобы было наглядно и хорошо видно и работать над ним, вместе с учеником, научить его не только правильно читать текст, но и видеть фразы, расставлять дыхание и нужные смысловые акценты.

Все это вовсе не отменяет необходимость педагогом владеть фортепиано. Главное — надо уметь выбрать самую удобную для ребёнка тональность, ту, в которой его голос зазвучит. При необходимости — написать гармоническую цифровку к песне в нужной тональности, а а не довольствоваться нотами или плейбеком, которые уже есть. Каждый ребёнок – это индивидуум! Об этом нельзя забывать! Необходимо искать подход, информационно заинтересовывая ученика на уроке!

Какие домашние задания стоит давать ребенку?

— Я всегда записываю репетиционный аккомпанемент (playback), что даёт возможность ребёнку повторить навыки, полученные на уроке, дома, что подогревает его интерес к песне. Для этого необходим клавишный инструмент, желательно с наличием секвенсора (для возможности записать аккомпанемент, предварительно выверив тональность). Такой аккомпанемент можно «перебросить» в компьютер, отправив его затем по электронной почте или вручив на любом из носителей.

Оперные певцы всегда распеваются перед выступлением или репетицией. Стоит ли учить ребенка этому?

— Первая часть урока направлена на обязательный разогрев голосового аппарата, так как голосовая нагрузка в случае неподготовленности аппарата может вызвать у певцов любого возраста заболевания связок. Разогрев включает в себя: выпрямление осанки, хорошее кровообращение и вентиляцию легких (несколько специальных упражнений), упражнения для грудной клетки, плеч, живота, дикционно-артикуляционные упражнения – для челюсти, языка, лицевых мышц, губ, вокальную растяжкy – использование разных техник для достижения необходимой звуковысотности. Для этого необходимо фортепиано для тональной поддержки ребёнка и ориентации в ней. После того, как размят артикуляционный аппарат и выпрямлена осанка, перехожу к упражнению на дыхание. Здесь я использую приём: «подыши как собачка» (высунув язык, быстро-быстро, ощущая брюшное дыхание), при этом очень хорошо работает диафрагма. Затем делаем упражнение на взятие дыхания. Как известно, оно при пении бывает плотным и коротким, одновременно через нос и через рот. Это упражнение мы называем — «всхлипывание».

Первые распевки идут в объёме 3-х ступеней вверх и вниз. Далее увеличиваю диапазон до квинты и октавы, используя различные приемы (легато, стаккато). Для меня очень важно развить у ребёнка высокую правильную позицию звука и освоить навыки кантилены (так как именно наличие кантилены говорит о степени овладения певческим мастерством).

Вторая часть урока направлена на раскрытие творческого мышления ребёнка и изучения песенного материала. В подготовку к уроку входит зрительная обработка текста — по форме «припев-куплет» и расстановка дыхания. Знакомство с песней начинается с oбязательного знакомства с авторами музыки, текста и исполнителей данной песни. И конечно смысловой элемент — о чём мы поём?

На моём столе всегда под рукой лежит диктофон, и я широко использую возможность записать какой-то музыкальную фразу, или всю песню, чтобы сразу дать прослушать ученику или переслать ему позже. Сегодня, когда есть столько доступных технических возможностей, я советую — обязательно записывайте себя, потом слушайте, что не так. Только так проходит работа над ошибками, её обсуждение с учеником, и только так можно научиться чему-то.

Что важно при работе над песней?

Я выделяю следующие важные аспекты:

  • Выбор песни, должен соответствовать возрасту конкретного ребёнка и его вокальным возможностям.
  • Bосприятие данной песни ребёнком и подбор ему нужной или более выигрышной для него тональности.
  • Сталкиваясь с проблемами восприятия уже в процессе, имеет смысл оставить конкрентную песню и вернуться к ней через какое-то время.
  • Разучивание мелодии, расстановка дыхания и вокально-интонационная работа.
  • Запоминание слов и яркая подача текста.
  • Драматургия песни — её развитие от куплета к куплету.
  • Художественное исполнение, включая движение или поведение на сцене, соответствующее характера песни. При этом движения — не самоцель, они не должно отвлекать от песни.

Детям надо всё показывать очень чётко и точно: и качество звука, и необходимые штрихи, и когда брать дыхание, и логику развития музыкальной фразы. На начальном этапе обучения я требую от них утрированного и более яркого произношения слов: большая, чем обычно протяжность гласных звуков при пении и яркая и чёткая подача согласных. Пусть во время репетиционной работы это утрированно, но зато потом звуки слиты воедино в свободно льющийся, естественный вокальный звук и живое выразительное слово.

Перед началом разучивания любого — самого простого произведения я всегда в партитуре (или тексте ребёнка) проставляю все требования к исполнению: дыхание, снятие, динамику, фразировку. Считаю, что без тщательной проработки материала нельзя начинать работу: надо заранее продумать и проанализировать все сложности произведения и определить путь разучивания. То есть ещё до начала общения с учеником учитель должен проанализировать всё: и интонационно-ритмическую структуру произведения, и текстовые сложности, и форму, и фразировку, и дыхание, и динамику развития песни. Начиная разучивать песню, считаю неверным «гонять» её с начала до конца. Столкнувшись с какой–то интонационной или ритмической проблемой необходимо остановиться – пройти или прохлопать в ладоши это место, обыграть его, как вокальное распевание, как упражнение. Ученик может спеть сам, а саррellа или в сопровождении фортепьяно; с учителем в унисон. Полезно бывает поставить конкретную задачу, например: «Покажи движение мелодии рукой», «Найди главный звук фразы», «Определи графически структуру мелодии» и т.д.

Я часто предлагаю ученикам нарисовать волну, олицетворяющую вибрацию на последних, угасающих нотах спокойных, медленных мелодий. Увидев эту волну своими глазами и нарисовав её своими руками, иллюстрируя льющиеся звуки мелодии, ребёнок переосмыслит своё отношение к звуку. Никогда уже не будет выдавливать из себя горлом длинно и громко, обрывая звук в конце. Надо всячески изменять политику подачи звука ребёнком, который с детства привык утверждаться криком. “Звук надо любить – его нельзя раздавить или обидеть!” — говорю я детям.

И, конечно же, всё начинается с тона и спокойного голоса педагога, встречающего ученика, пришедшего на урок. С его примера и с его первого слова.

Ольга Вайс

*

По теме

Back to top button