Как разрешить конфликт между детьми в школе: советы родителям
Жизнь детей школьного возраста, как и жизнь взрослых, никогда не бывает ровной и бесконфликтной. В ней всегда есть противоречия и разногласия. Однако для ребенка конфликт со сверстниками является большим потрясением и может повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Именно поэтому родителям важно знать, как разрешить конфликт между детьми в школе и как это лучше сделать — бросаться спасать их, защищать или наблюдать со стороны? Об этом в статье.
Как разрешить конфликт между детьми в школе: отличие конфликта от травли (буллинга)
В СМИ с пугающей регулярностью появляются статьи о конфликтах между учениками, иногда с определенными последствиями. И мы всегда задаемся вопросом, можно ли было предотвратить такие ситуации.
Невозможно найти человека, который бы не сталкивался с конфликтными ситуациями. Если взрослые люди имеют определенный опыт, как противостоять «атаке» в их сторону, то дети не всегда могут с ней справиться. Особенно это касается такого опыта в школьные годы. Конфликты между учениками в классе могут возникать с самых первых дней учебы.
Буллинг (травля) — это систематическое проявление агрессии по отношению к определенным детям. Сегодня это глубокая проблема в школах. Буллинг развивается на основе «неравенства сил». Она не всегда проявляется в физической агрессии. Часто наблюдается психологическая травля.
Конфликт не предполагает систематических насильственных действий. Они развиваются на основе противоречий и разногласий между участниками. Конфликты между учениками считаются разрешенными, когда проблема улажена.
Виды конфликтов в школе: деструктивный и конструктивный
Конфликты детей в школе предполагает враждебное отношение друг к другу, противостояние мнений, несовместимость интересов, несоответствие целей, разные взгляды на поведенческие нормы. Каждый конфликт вырастает на основе инцидента (конфликтной ситуации).
Рассмотрим основные элементы конфликтной ситуации:
- стороны конфликта;
- предмет конфликта.
По особенностям поведения конфликтующих сторон различают 2 вида конфликтов:
- Деструктивный. В этом случае одна или обе стороны спора недовольны его исходом. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисами в отношениях и недопониманием.
- Конструктивный. Этот тип конфликта приводит к тому, что участники получают определенную выгоду для себя и некоторое удовлетворение от исхода конфликта.
Плюсы и минусы конфликтов в школе
Плюсы:
- Конфликтные ситуации выявляют слабые места в отношениях.
- Конфликт раскрывает «невидимую» сторону отношений (один человек может демонстрировать хорошее отношение, но говорить или делать плохие вещи «за спиной»).
- Негативные эмоции высвобождаются, и напряжение в отношениях ослабевает. Когда возникает потенциальный конфликт, внутри человека накапливаются негативные эмоции. Когда они высвобождаются, возникает чувство облегчения.
- Конфликтные ситуации заставляют людей пересмотреть свои взгляды, мнения и привычки.
Минусы:
- Сильные переживания и негативные эмоции.
- Ухудшение взаимоотношений.
- Нарушение микроклимата в классе.
- Снижение успеваемости и качества учебы.
- Нежелание ходить в школу.
Решение конфликтов в школе: советы родителям
Некоторые моменты:
1. Если ребенок приходит из школы со слезами на глазах и жалуется не игнорируйте его рассказ, говоря, что это ерунда и со временем станет лучше. Само ничего не решится. Напротив, усугубится, особенно, если это не разовый эпизод, а система. Поймите, что пустяком подобная история может показаться только вам, взрослому. Для ребенка – это трагедия, из которой он не видит выхода, иначе бы и не сказал бы вам ничего.
2. Не спешите осуждать поведение людей. Дайте ребенку высказаться. Дайте ему понять, что вы не просто слушаете, а именно слышите — что вы понимаете и готовы разобраться в ситуации.
3. Не нужно, выслушивая мнение детей о конфликтах, обесценивать его. Их чувства и опасения должны быть приняты во внимание. Позвольте им выразить их и вслух объяснить, что происходит.
Например, попросите их сказать, как и когда они злятся, что их раздражает, боятся ли они чего-то или кого-то и что они думают о ситуации.
Высказавшись, дети, как правило, успокаиваются.
4. Прислушайтесь к тому, как ребенок воспринимает ситуацию. Важно проговорить с ребенком и его виденье решения проблемы. Например, какое решение он видит, чего боится, о чем переживает.
Внимательно следите за тем, что говорит ваш ребенок, каждый день спрашивайте его, как у него дела в школе, обращайте внимание на малейшие изменения в настроении или поведении.
Урегулирование конфликтов в школе: единый алгоритм
Конфликты между учениками — явление, нормальное для человеческой коммуникации.
Пример
У Киры и Кати произошел конфликт из-за того, что они поспорили, кто будет сидеть на первой парте рядом с учителем. Кира аргументировала, что сидеть должна она тем, что учится на отлично. А Катя тем, что у неё плохое зрение. Подружки поссорились и не смогли поделить место.
Совет
Взрослые должны вмешиваться, только если ситуация в школе заходит слишком далеко, например, если Кира и Катя применяют физическую силу или если начинается коллективная травля кого-то. Однако если конфликт не выходит за рамки разумного, важно, чтобы Кира и Катя научились разрешать конфликт самостоятельно. Это поможет им развить социальные навыки.
Существует всего пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях, которые важно донести до детей:
- Уклонение.
Пример: Я не хочу сейчас спорить с тобой, давай лучше поиграем.
- Противоборство
Пример: Я сказала будет по моему значит будет так.
- Уступчивость
Пример: Хорошо, давай сегодня будет по-твоему.
- Компромисс
Пример: Я тебе уступлю в этом, а ты мне в этом.
- Сотрудничество
Пример: Мы действуем вместе помогая друг другу.
Нет плохих и хороших стратегий. Каждая может быть полезна в определенных обстоятельствах.
Если ребенок выработает правила поведения в конфликтной ситуации, то уже сможет выбирать: где стоит дать отпор, где уступить, а где пойти на компромисс.
Общий алгоритм поведения в конфликтной ситуации с участием взрослых:
- Первое, что может оказаться полезным, когда назревает проблема, — это спокойствие.
- Второе — проанализировать ситуацию, не раздувая из мухи слона.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, выслушать мнения собеседников и спокойно изложить свою точку зрения на конфликтные вопросы.
- Четвертый пункт — определить общие цели и методы решения проблемы, позволяющие к этой цели достичь.
- Пятый и последний пункт — сделать выводы, которые помогут избежать ошибок в дальнейшем общении и взаимодействии.
Не все родители понимают, как разрешить конфликт между детьми в школе, а это крайне важно. Дав ребенку алгоритм поведения в тех или иных ситуациях он сможет с ними справится. Ведь конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.
*