СМС мошенничество: примеры и способы защиты

Неправомерный сбор персональных данных, стремление убедить потенциальную жертву выполнить конкретную финансовую операцию под выдуманным предлогом через рассылку текстовых сообщений, попадает под определение СМС-мошенничество. Примеры, разобранные в статье помогут сохранить бдительность и не угодить в сети аферистов. Вы узнаете, по каким признакам определить мошенников и правильно выстроить защиту от них.

СМС мошенничество: примеры и способы защиты
Фото: pixabay.com

СОЖЕРЖАНИЕ

1. СМС мошенничество: примеры и способы защиты от аферистов
2. Как защитить себя от СМС-мошенничества

СМС мошенничество: примеры и способы защиты от аферистов

Чтобы убедить потенциальную жертву совершить то или иное действие, злоумышленники придумывают самые разные рассылки коротких сообщений: «от имени» ЦБ РФ, служб безопасности или операционистов несуществующего банка.

Все подобные мошеннические СМС имеют одинаковые признаки:

• Подозрительный телефонный номер отправителя СМС. Обычно это нестандартный («кривой») или короткий номер, который зарегистрирован в любом регионе. Естественно, он не совпадает с написанным номером на обороте пластиковой карты или на официальном сайте вашей банковской организации.

• Отправитель сообщения называет себя именем несуществующей компании, созвучной с теми, что у всех на слуху (service-CARD, VISA-SMS, BANKING и т. д). Если получатель сообщения решил перезвонить на указанный номер, за вызов может быть списана плата по завышенному тарифу, либо автоматом оплачивается какая-то «услуга».

• В мошенническом сообщении нет фразы «CARD*XXXX», в которой цифры «XXXX» совпадают с последними четырьмя на номере вашей банковской карты. Текст включает убедительное требование совершить обратный звонок на указанный номер. Он абсолютно сходится с официальным телефоном банка-эмитента.

• Указанные в сообщении сведения не имеют конкретики. Совершенно непонятно, о какой именно карте идет речь, к какому банковскому учреждению она относится.

Если «клиент» начинает задавать человеку на том конце провода конкретизирующие информацию вопросы, «служащий банка» просто бросает трубку. На звонки он больше не отвечает. Надо заметить, что такие телефонные номера, которые используются мошенниками для рассылок, обычно по происшествии трех дней исчезают.

Как работают «мобильные аферисты»?

Несмотря на то, что с виду мошенничество распознать довольно легко, число жертв «мобильных аферистов» остается довольно высоким. Дело в том, что не так все просто, как кажется. Данным видом мошенничества занимаются не заурядные обманщики, а люди со знанием психологии. Они умеют играть на человеческих инстинктах и слабостях. Неосведомлённость в проведении финансовых операций, незнание простых мер безопасности, панический страх потери денежных средств — все это на руку аферистам.

Схема развода через SMS-рассылки может выглядеть следующим образом:

• На первом этапе потенциальной жертве приходит СМС следующего типа: «Совершена попытка несанкционированного доступа к вашей карте. Ваш банковский счёт/карта заблокированы службой безопасности банка. Перезвоните по следующему номеру телефона для верификации».

• Жертва уже начала паниковать и перезванивает по указанному номеру. Все мысли у человека о том, каким образом сохранить свои сбережения. В процессе телефонного разговора аферисты попытаются получить доступ к персональной информации и подобраться к деньгам.

• После получения нужных сведений злоумышленники быстро снимают деньги с карты. Жертва не успевает что-либо предпринять, понять схему мошеннической операции. Отсутствие денежных средств на счету обнаруживается через некоторый период времени, когда человеку нужно совершить платеж.

• Самые доверчивые граждане могут по инструкции мошенников вывести добровольно деньги на «транзитный счёт» через ближайший терминал самообслуживания. Мошенники могут усыпить бдительность тем, что предлагают жертве перевыпустить заблокированную карту, снять наличные по паспорту в банке.

• Мошенники обычно делают перезвон жертве и просят сообщить одноразовый пароль из СМС-сообщения, пришедшего на телефон, к которому «привязана» карта. Этот пароль им нужен для подтверждения онлайн-платежей в интернет-магазине или для совершения денежных переводов. Этот шаг дополнительной аутентификации на языке финансистов называется «протокол 3-D Secure».

Важно
Если вас попросили сказать пароль, значит, преступники начали снимать деньги с вашей карты. Для завершения преступной схемы им нужен только одноразовый пароль.

Есть еще несколько вариантов мошеннических действий:

• Потенциальной жертве приходит сообщение, в котором указывается о выигрыше ценного приза (это могут быть даже «квартира» или «автомобиль».) В сообщении указывается, что для активации «выигрыша» надо перевести незначительную по сравнению со стоимостью приза сумму денег на указанный счет.

• На телефон может прийти SMS-рассылка, в которой говорится, что на ваш счет ошибочно зачислена внушительная сумма денег. Аферист может позвонить от имени служащего банка и сказать, что «зависла» крупная сумма, надо ее разблокировать, для этого отправить несколько цифр с телефона клиента.

Мошенники могут использовать другие способы, чтобы узнать конфиденциальную информацию или выманить деньги. Например, сверка персональных данных, которую будто бы делает по телефону банковский сотрудник.

В последнее время мошенники не акцентируют внимание на пин-коде. Он требуется сейчас только в момент оплаты по карточке в магазине и для снятия наличных в банкоматах. Обычно выуживают информацию о коде CVV2/CVC2, другие реквизиты, которые дают возможность аферистам рассчитаться картой жертвы на торговых интернет-площадках.

Как защитить себя от СМС-мошенничества

Самая надежная защита от мошенничества — быть бдительными и осторожными. Даже при незначительном подозрении на совершение незаконных банковских операций с картой, надо позвонить на бесплатную «горячую линию» банка. Номер указан на обратной стороне карточки или на официальном сайте банка.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

• Не звоните по телефонам, которые присылают в СМС-сообщениях, или на номера, с которых посланы и странные сообщения.
• Ни при каких обстоятельствах не отправляйте ответные короткие текстовые сообщения. Существует большой риск подписаться на платную услугу.

В статье кратко описано про СМС мошенничество: примеры схем и способы защиты от них. Вы узнали варианты СМС-мошенничества, познакомились с примерами схем, выяснили самый надежный способ защиты. Возьмите себе на вооружение следующее правило: не говорите реквизиты вашей карты никогда и никому, в том числе «сотрудникам банка», какие бы доводы вам не приводили. Это предупреждение относится к пин-кодам и одноразовым кодам-паролям, которые могут неожиданно прийти в сообщении на ваш сотовый. Настоящим сотрудникам банка эта информация не требуется ни при каких ситуациях.

*

По теме

Back to top button