Исполнительный директор проекта Алексей Хромов: «Виват, Баян!» — это особенный конкурс»
Международный конкурс «Виват, Баян!» уже в начале сентября в Самаре снова выявит самых талантливых музыкантов из разных уголков страны и зарубежья. А пока идет сбор заявок на участие в конкурсе, познакомим вас с новым исполнительным директором этого проекта, замечательным аккордеонистом Алексеем Хромовым, который от бывшего участника различных музыкальных состязаний дорос до члена жюри и одного из руководителей оргкомитета международного конкурса.
Как давно вы начали заниматься музыкой и почему выбрали именно этот инструмент?
Музыкой я начал заниматься с шести лет, играл на фортепиано, но не очень это любил, так как преподаватель наказывал за любую ошибку. Однажды я нашел у бабушки в комнате старенький детский аккордеон. Так как клавиатура была мне уже хорошо знакома, надел ремни на плечи и, вышагивая с гордым видом с инструментом по комнате, играл разученные на фортепиано мелодии правой рукой. Понял, что мне это нравится больше, чем фортепиано, и в восемь лет перешел учиться в класс аккордеона. Во время обучения в музыкальной школе я не особо серьезно занимался, иногда вспоминал про домашнее задание за день до урока, а бывало так, что просто повторял на слух пьесы за педагогом: подбирать мелодии у меня всегда получалось хорошо.
Вы выросли в музыкальной семье? Как обнаружился ваш талант к музицированию? Кто вас направлял в учебе?
Я вырос в Таганроге. Профессиональных музыкантов до меня в семье не было, но музыка в доме звучала постоянно. Я помню, как в детстве заслушивал «до дыр» компакт-диски с классикой, особенно любил музыку Баха. А талант к музицированию родители обнаружили, когда мне было два года, потому что я легко узнавал знакомые мелодии и любил петь. Честно, никогда не думал, что пойду после школы учиться в музыкальный колледж и консерваторию. Меня больше вдохновляли компьютерные технологии и футбол. Однако музыкой продолжал заниматься параллельно со всеми увлечениями: пел в хоре, играл на гитаре.
Но всё изменил день, когда я впервые попал в стены Таганрогского музыкального колледжа. Там была особая атмосфера, как другой мир, как «Хогвартс» для Гарри Поттера, и тогда я впервые подумал о том, что мне хочется там учиться. Однако не все было так просто, потому что до вступительных экзаменов оставалось полгода, а моя программа и особенно теоретические знания были далеко не на высшем уровне.
Тогда я и познакомился с замечательным человеком, заслуженным работником культуры РФ, педагогом и наставником Игорем Михайловичем Овчаренко. Я пришел к нему на прослушивание, сыграл свою программу, как мне казалось, на «отлично», и с довольным видом стал ждать его комментарии к исполнению. Он улыбнулся и сказал: «Ну что, играешь ты быстро, бестолково, будто бы на тебя мешок картошки закинули и бежать заставляют, но я знаю, как это исправить!». И действительно под его руководством я смог поступить в музыкальный колледж, где стал заниматься целенаправленно. Именно он мотивировал меня, за что я всегда буду ему благодарен!
Сколько раз и насколько успешно вы участвовали в конкурсе «Виват, Баян!»? Что вам дало участие в этом проекте?
«Виват, Баян!» — это особенный конкурс для меня. Впервые я подал заявку на участие в 2010 году, но результат был не очень хорош: третья премия. В 2011 году я приехал на «Виват, Баян!» уже с серьезными намерениями выиграть его, но, увы, заслужил только второе место. После этого я взял перерыв и вернулся в Самару как участник только в 2015 году, зато получил долгожданную первую премию и рекомендацию на участие в международном конкурсе «Кубок мира», который проходил в Финляндии.
Затем я еще дважды становился победителем в 2016 и 2017 годах. Лично мне участие в этом конкурсе дало уверенность в своих силах, преодоление боязни сцены. А самое главное — это возможность знакомиться с новыми людьми. Кстати, именно здесь я встретил девушку Аню, которая впоследствии стала моей женой, и это была моя главная победа.
Ранее вы были конкурсантом, а теперь являетесь исполнительным директором конкурса. Насколько сложно было переключиться? Это будет ваш первый проект в этой должности? Как вы к этому шли?
В этом году мне исполнилось 30 лет, до этого я занимался в основном исполнительской деятельностью. Объездил множество конкурсов, где чаще всего становился лауреатом. Успел поработать в Самарской филармонии, давал сольные концерты в нескольких городах России и Европы, недавно вернулся из Китая. Сейчас в основном преподаю частным образом, потому что не согласен со стандартами в учебных заведениях… Опираясь на свой опыт, стараюсь давать нужные знания, которые пригодятся молодому исполнителю.
В январе этого года меня пригласили принять участие в фестивале «Душа баяна», в рамках которого концерты прошли по всей Самарской области. За два месяца мы совместно с Сергеем Войтенко, Сергеем Адайкиным и другими яркими исполнителями посетили каждый уголок губернии, сыграли около 40 концертов. Именно в этот период мне поступило приглашение поработать в оргкомитете международного конкурса «Виват, Баян!».
Для меня большая честь, что бессменный художественный руководитель и основатель этого проекта Сергей Иванович Войтенко доверил мне быть исполнительным директором конкурса. Конечно, с новой должностью появилось много обязанностей, связанных с организационными вопросами, но, благодаря слаженной работе оргкомитета, проблем не возникает. Команда работает как часы. Еще бы, за плечами уже 15! проведенных конкурсов «Виват, Баян!». Это мой первый опыт в подобного рода деятельности, надеюсь, мы продолжим работать вместе и дальше. Есть много идей по модернизации конкурса, привлечению новых участников и слушателей.
Чего ждете от будущего конкурса? Сложно ли оценивать выступления музыкантов? Что самое важное в этом процессе?
Ранее меня приглашали в жюри международных конкурсов, таких как «Аккордеон Плюс» (г. Ростов-на-Дону), «АртМиссия» (г. Ижевск), «Premia Citta Stradella» (Италия) и других. Работа в жюри даёт посмотреть на все происходящее с другой стороны сцены. Когда участвуешь в конкурсе, то думаешь, что жюри так и ждут твоих ошибок, ищут, к чему бы придраться, но это не так, ведь они тоже переживают за конкурсантов.
Всегда хочется оценивать хорошее выступление. Очень жду, что в этом году зажгутся новые звезды баяна, аккордеона, гармони! Думаю, что конкурсы способствуют появлению новых талантливых исполнителей и дают возможность их дальнейшему продвижению в музыкальной карьере. Хочется выразить слова благодарности Правительству Самарской области и Администрации г.о. Самара за многолетнюю поддержку, которую они оказывают при проведении конкурса «Виват, Баян!». Приятно, что на таком высоком уровне признают это событие культурной визитной карточкой региона.
Что вы пожелаете участникам и особенно новичкам конкурса?
Конкурсантам желаю показать максимум своих возможностей, забыть о волнении и просто наслаждаться музыкой на сцене. Мне всегда это помогало. И, конечно, завести новые знакомства с единомышленниками, почерпнуть как можно больше опыта и чудесно провести время в Самаре.
«Виват, Баян!» ждет всех: и участников, и слушателей с 3 по 6 сентября в Самарском музыкальном училище имени Д.Г. Шаталова по адресу: ул. Куйбышева, 102. Подробнее о проекте на странице: https://vk.com/vivatbayan.