Культура

В Самаре состоится превью-показ фильма Самуэля Маоза «Фокстрот»

6 июня в 19:00 в Центре Российской кинематографии им. Т.А. Ивановой состоится превью-показ драматического фильма Самуэля Маоза «Фокстрот».

Израильский кинорежиссёр и сценарист С. Маоз – один из самых интересных и амбициозных мастеров военного кино. В 1982 году в период Ливанской войны, будучи призывником, Маоз 45 дней находился в зоне боевых действий (30 дней – в своём танке на месте наводчика орудия). В первый день войны, 6 июня, в 6:15 утра, выполняя приказ, произвёл выстрел по приближавшемуся к его танку пикапу и впоследствии называл этот момент переломным в своей жизни. В 1988 году, окончив израильскую театральную школу Бейт Цви, где изучал кино, Маоз попытался написать сценарий о пережитом, но забросил его, не совладав с эмоциями. В 2006 году началась Вторая ливанская война, что заставило Маоза прервать молчание – его малобюджетный фильм «Ливан», в котором он выступил в качестве сценариста и режиссёра, произвёл сенсацию и был удостоен «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале 2009 года, а также четырёх израильских премий Офир и 14-й премии Рая Сатьяджита.

В 2017 году новый фильм режиссёра — «Фокстрот» (2017, Израиль, Швейцария, Германия, Франция, драма, 1ч. 52 мин., 18+) — получил на 74-м Венецианском кинофестивале Гран-при жюри «Серебряный лев». Картина представляет собой семейную трагедию, сюжет разбит на три действия. В первом родители призывника Йонатана Фельдмана получают известие о его гибели, которое предположительно оказывается ложным из-за путаницы – возможно, в действительности погиб тёзка и однофамилец. Во втором действии зритель видит патруль из четырёх израильских солдат, один из которых Йонатан Фельдман, но остаётся в неведении – тот ли это солдат, о чьих родителях был рассказ в первой новелле. В третьей части автор обобщает взгляд на эволюцию боли и ненависти в израильском коллективном сознании, ведущую к духовной усталости. В Израиле лента вызвала неоднозначные отклики, поскольку армия относится к числу наиболее уважаемых в этой стране институтов. Маоз заявляет в ответ, что не может быть благополучной страна, где критиков объявляют предателями, и что он занимает ту позицию, которую занимает, поскольку испытывает боль за свою родину.

Лента Самуэля Маоза стала триумфатором премии «Офир» – израильского аналога «Оскара». Она выиграла восемь статуэток, в том числе как лучший фильм года. Вместе с тем, фильм вызвал резкую общественную критику – в частности, со стороны министра культуры и спорта Мири Регев. Сразу после того, как стало известно о присуждении награды фильму, Регев опубликовала следующее заявление: «Возмутительно, что израильские деятели искусства вносят вклад в очернение самой моральной армии мира в глазах молодого поколения. Это делается с использованием откровенной лжи и подается как проявление свободы искусства».

На пороге фешенебельной квартиры Михаэля и Дафны появляется военный эскорт с трагическим известием – их сын погиб, исполняя свой воинский долг. Супруги опустошены ужасной вестью. Михаэль пытается совладать с приступами ярости, боли, отчаяния и дурноты, жена находится под воздействием снотворного. А в это время на отдаленном КПП юные солдаты борются со скукой армейской жизни и переживают редкие мгновения смертельной опасности. Среди них Йонатан Фельдман – живой и невредимый сын Михаэля и Дафны…

«Фокстрот» — это танец человека с его судьбой. Это философская притча, пытающаяся реконструировать размытую концепцию судьбы через историю об отце и сыне. Они далеко друг от друга, но, несмотря на расстояния и свои различия, они меняют судьбы друг друга. Задача, которая стояла передо мной, — разобраться с разницей, разрывом между теми вещами, которые мы можем контролировать, и теми, которые не можем», – говорит Самуэль Маоз.

В главных ролях: Лиор Ашкенази, Сара Адлер, Йонатан Ширай, Шира Хаас, Dekel Adin.
Ведущий вечера: киновед Роман Черкасов.

*

По теме

Back to top button