Люди и общество

«Я так думаю!» А.Виноградов (4)

В редакции Самара today мы продолжаем серию выступлений Анатолия Валентиновича Виноградова, известного ученого — биолога, краеведа, историка, академика двух академий, человека неравнодушного и знающего очень много. Мы сегодня продолжаем тему «О проблемах культуры». — «Интеллигенция народу нужна. Но об этом знает только интеллигенция»…

Вы сторонник такой традиционной формы организации музейного дела, я, кстати, тоже. Но мы не можем же с вами не видеть, что есть и другие подходы, другие тенденции: организации всевозможных перформансов, представлений в музее, где, как мне кажется, сам дух противоречит всему этому.

— Я говорю: ради Бога, при сохранении этих традиционных форм! То есть, нужно развитие музейного дела. В каком слысле? — «Вот сейчас мы уничтожим все в Струковском саду и поставим Луна-парк! Здесь будут самые последние аттракционы. Деньги будем зарабатывать! Да, ресторан поставим, гостиницу многоэтажную!» — А другие говорят: «Нет, будет только Струковский!»

— Оставьте вы Струковский сад в покое! Он является сердцем города. Выделите еще место! Сделайте там Луна-парк. Зачем вы уничтожаете то, что наши предки делали? «Ломать — не строить«. Развитие музейной сети — это значит создание еще других, новых музеев. Не на базе старых, а при сохранении старых. Также как и парки должны быть разные. Пожалуйста, а тут у них возникают вопросы типа: «А как же Детский парк, а там нельзя пиво продавать?» — «Убрать статус детского парка!»…

Пиво важнее…

— А потом выясняется, что рядом, при всем моем уважении к различным конфессиям, одинаковом, что к исламу, что к христианству, — рядом мечеть. Что же предыдущая Администрация Лиманского это захотела подарить этой общине? Или как-то они договорились еще? Я не знаю точно, но, в угоду кому-то, за счет детей…. Не хочу противопоставлять, я просто хочу сказать, что должно быть и то, и другое, и третье.

Ну, и вопиющий случай, о котором мы говорим столько, сколько хватает сил, когда уволен был, выброшен на улицу, сын Маргариты Павловны Лимаровой, создательницы музея Алексея Толстого…. B теперь музей есть, — а Андрея Романова там нет!

— Это нарушение всех договоренностей и всех этических норм. Семья потомков Толстых, они по предварительной договоренности со всем руководством области и города, они предлагали, чтобы Андрей Романов, в знак уважения к его матери, создателя музея, я, кстати, участвовал в ее похоронах тогда, и с Андреем Геннадьевичем знаком очень хорошо — мы как коллеги бывшие. Договренность была такой, чтобы он оставался там работать до конца своих дней. И он работал неплохо, и с душой, и для него это была сама жизнь. Он, кстати был избран членом-корреспондентом общественной Самарской гуманитарно-эстетической академии. И это, несмотря на это — как раз в этот момент, когда он был избран, в этот момент происходило его некрасивое увольнение. Очень некрасивое! Выбросили и все.

Я разговаривал с сотрудниками, теми, кто там остался, — люди переживали, им не нравился уход Андрея Геннадьевича, то есть, коллектив был «за». Но кому-то, кто пытался руководить, разруливать эту ситуацию, грубо говоря, а я слышал это выступление по радио, что «вроде бы это все согласовано, все нормально!» Ничего здесь не согласовано! Я считаю, что это…

Это позор!

— Это большая глупость, это позор, и нужно вернуться к решению этого вопроса. Нужно уважительно подойти к решению судьбы уважаемого человека, постараться, чтобы он опять занял свое место.

После этого, кстати говоря, хорошее место работы для директора такого музея стать руководителем кружка, в школе?. Просто «замечательное» место работы… Я с ним в контакте. Я знаю, что это такое. Я считаю, что это некрасивая ситуация.

Ну, и давайте подытожим. Вот это — одна из историй культурной жизни Самары, жизни культуры в Самаре. Мы начали с вами разговор с того «Нужны ли нам музеи, нужна ли нам культура?» А, может быть, она и не нужна? Нужна она десяткам, тысяче людей, а остальным-то она, может, и не нужна?

— Я на это могу сказать афоризмом, который, может, я придумал, а, может, я это где-то прочитал или подслушал, но у меня такое ощущение, что это я его придумал. И когда я его сообщил Евгению Фомичу Молевичу, известному нашему философу, в университете, он был тоже очень доволен и сказал, что полностью согласен. Фраза такая: «Интеллигенция народу нужна. Но об этом знает только интеллигенция»…

Народ это не осознает. И вот, я думаю, что такая же ситуация с культурой. У народа другие интересы. Другое образование. Разное образование. Может, недостаточное образование. Может, недостаточное врожденное понимание ситуации. Люди разные. Есть поглупее, есть поумнее, прямо скажем. Но они все равно это начинают ощущать, даже на уровне самой необразованном, низко культурном, что называется — кожей. Начинают ощущать, что где-то как-то стало хуже. И где-то уже неуважительно относятся к детям. Не строят детских садов. Вот в Японии, знаете, всегда говорили, что в Японии есть только один привилегированный класс — это дети. По-моему, так говорили и в советское время.

Ну да…

— Теперь дети у нас оказываются изгоями. Они не нужны в этой стране.

Здесь много, кто не нужен…

— Начнем с детей. Про пенсионеров — ладно. Пенсионеры «сами виноваты». Построили государство а, еще и живут… Еще чего-то требуют. Пусть пенсионеры не обижаются на меня, есть люди разные, есть просто никто, пожилые люди. Мы здесь имеем ввиду возраст. К пожилым людям во всех обществах мира всегда было уважительное отношение. Это тоже был определенный уровень культуры, независмо от того, кто где работал. А все-таки про детей обиднее всего. То начинают там говорить: «Вот мы поможем матерям!» — Это все — проявление недостаточного уровня культуры.

Культуры власти!

— Культуры власти, культуры общества. Даже те люди, которые говорят: «Зачем нам музеи?», они не видят связи с детскими садами. А это общий уровень, когда начинают уважительно относиться. И еще говорят: «Зачем мы будем защищать животных, собак бездомных, кошек, когда люди у нас бездомные есть«. А вот, если бы было отношение к животным, тогда бы уже чисто автоматически не было бы такого дикого отношения — дикого — не в природном смысле, а в социальном, отношения к людям! К изгоям, бомжикам, бичам, как говорят в Сибири, бродягам. Внедряемое есть отношение: если человек несчастлив…

Типа: виноват сам…

— Да, не подать ему руку, а подтолкнуть его, чтобы он упал.

Или пройти мимо.

— Да. Вот это все — низкий уровень культуры. Человек, который так делает, он не думает, что он может оказаться на его месте. И вот сейчас есть даже слово такое — «Это неудачники!«.

Я все время говорю студентам: «Вы при мне такого не говорите!» Что значит неудачник? Подай ему руку, раз ты «удачник»! И идеология такая, чтобы его затоптать, отнять последнее, что у него есть… На государственном уровне это тоже проявляется. — У людей нечем платить за квартиру. — «Выгнать людей из квартиры!» — А вот если бы сзади поставить такой культурный социальный предел: «Человек имеет право на жизнь! Человек имеет право на жилище.По Конституции. Не имеете права выгонять!»

И нравы в обществе были бы другие. А здесь чего только не происходит… И с той стороны нажим, доходит до смертоубийства и калечения судеб.

Вот, что значит уровень культуры. Вот, что значат музеи, театры, библиотеки. Вот я опять к тому. Когда эти культурные центры есть, они снижают градус напряженности и агрессии в обществе.

Были культурными центрами церкви. Было, да прошло. Не будут. Хоть сейчас и пытаются выделять бюджетные деньги, депутаты с этим разбираются, на строительство храмов. Это незаконно. Но я не к тому.

В свое время церкви были культурными центрами. И все понимали это, что культурные центры. К примеру, Соловецкий монастырь. Он и границы держал. Там и науки были. Библиотеки там были. Там применялись передовые способы ведения сельского хозяйства. И строительство каналов. Все там было!

Сейчас функции монастырей и церквей развелись и перешли на новую стадию, на более высокий уровень. Именно вот те самые учреждения культуры, которые и сейчас существуют. Не будет этих центров — все остальное будет разваливаться. И общество развалится. И народ развалится.

Ну, мы с вами нарисовали такую картину апокалиптическую…

— Я бы не сказал так, Александр Васильевич.

А в чем оптимизм?

— Оптимизм? Опять же в культуре. Культура нам нужна. Музеи нам нужны. Библиотеки нужны. Все это нужно.

Они дают моральную силу!

— Не в том даже дело. Но оставлять их и держать на мизерных заработках?… — «Вот вы создайте такие выставки, чтобы на них ходили!» Ну, хорошо, давайте порнуху покажем! Давать в театрах, везде, будем привлекать и зарабатывать, да? Это не даст культуры и не даст того нужного «положительного градуса» в обществе., уровня развития.

Должен быть покой. Покой в душе. Не в религиозном понимании этого слова. Говорю как атеист. Человеческой душе должен быть покой, должно быть успокоение. Должен быть фундамент и база. Вот эту функцию и выполняют учреждения культуры. Они играют цементирующую роль.

Спасибо!

Начало серии выступлений:

“Я так думаю!” А.Виноградов
0:01 31.08.2011

Сколько лет Самаре, сколько лет Жигулям? В редакции Самара today Анатолий Валентинович Виноградов, – историк, краевед, биолог, природовед. “Я могу только одно сказать, как палеонтолог, занимающийся более древнейшей историей, – люди здесь жили с момента появления вида homo sapiens — “человек разумный”. Может быть, тут даже был другой подвид, более древний, кроманьонец – вот с тех пор здесь люди и живут. Более того, как я это обнаружил и многие не привыкли к этому – здесь жили другие виды и подвиды людей до самого недавнего времени

«Я так думаю!» А.Виноградов (2)
01/09/2011

Сегодня в редакции Самара today Анатолий Валентинович Виноградов, историк,краевед, биолог, член двух академий. И мы продолжаем разговор о корнях земли, на которой мы живем, ее природе, воздействии человека на эту природу. Мы с вами выяснили, что 30 миллионов лет, как существуют Жигули, но в последнее время люди начали более активно осваивать, и прямо скажем — разрушать Жигули. Мы, люди, уже «добились больших результатов» в этом?

Я так думаю!” А.Виноградов (3)
18:06 03.09.2011

Сегодня мы в редакции Самара today продолжаем серию встреч с Анатолием Валентиновичем Виноградовым. Мы говорим о проблемах экологии, краеведения, экономики. И я думаю, что самое время наступило сказать о Волге. В каком состоянии сегодня Волга глазами специалиста, глазами биолога, глазами эколога, краеведа-историка?

«Я так думаю!» А.Виноградов (4)
1:00 05.09.2011

Сегодня в редакции Самара today мы продолжаем серию выступлений Анатолия Валентиновича Виноградова, известного ученого — биолога, краеведа, историка, академика двух академий, человека неравнодушного и знающего очень много. Мы сегодня продолжаем тему «О проблемах культуры». — «Интеллигенция народу нужна. Но об этом знает только интеллигенция»…

***

По теме

Back to top button