в России

Сладкое завтра

Население привыкло к сладкой жизни. В том смысле, что потребление сладостей в РФ – одно из самых высоких в мире. До кризиса граждане страны ежегодно поедали шоколадно-мучную гору весом под 3 млн т – около 20 кг на каждого. На сласти спускали сумасшедшую сумму – более 400 млрд руб. в год, но теперь тучной жизни пришёл конец.

Сногсшибательная шоколадка

Выпуск дешёвых сладостей – дело невероятно доходное, куда выгоднее иных высокотехнологических предприятий. Чтобы ощутить насколько, вот несколько цифр. В 2016 г. все вместе взятые продажи телевизоров в России едва дотянули до 125 млрд руб., за год разошлось примерно 5,5 млн телеэкранов. При этом одних только самых дешёвых, народных шоколадных батончиков за тот же год продали на 200 с лишним миллиардов. Пресловутых сникерсов в РФ расходится на 20 млрд в год, киндер-сюрпризов – на 40 млрд, шоколадок «Алёнка» и «Бабаевский» – на 15–17 млрд рублей.

Вот она – мягкая сила сладостей. Считается, что в кризис их продажи только растут, потому что сладкое поднимает настроение, помогая держаться. Правда, сейчас по людям так долбануло, что стали экономить и на этом. За два последних года сладости очень сильно подорожали, особенно взрывной рост был по шоколаду, тут некстати ударил мировой кризис на рынке какао. В среднем, по оценкам экспертов, в 2015 г. сладости подорожали на 18%, в 2016-м – ещё на 10%. Народ заглянул в свои худеющие карманы, и в результате впервые за последние 8 лет спрос на сладкое сократился, хотя и несильно – примерно на 3%.

Само собой, покупатели быстро переориентировались на что подешевле. Теперь самая крупная часть сладкого пирога приходится на относительно недорогое печенье в упаковке, на него тратят 22% всех сладких денег. Ещё 12% у развесного печенья. Так что печенье – царь сладкой горы, всего у него треть рынка. Номер два – развесные конфеты с долей 16%. Зато в РФ стали совершенно непопулярны вафли, конфеты в упаковке и шоколадные драже, у них только по 2–3%. Кстати, с конфетами в коробках всё логично, реальный вес там смешной, но цена ломовая, на этом поле накручивают невероятно.

На самом деле внутри России спрос на сладкое упал гораздо сильнее, чем 3%. Скорее на 15–20%. Но тут кондитерам невероятно подфартило на мировых просторах. Благодаря ослабевшему рублю российские печенья и конфеты стали очень привлекательны по цене. Так что экспорт сладкого из РФ в 2016 г. вымахал в несколько раз. Ошеломляющая цифра: в 2016 г. за рубеж продали российских кондитерских изделий на 1 млрд долл. (более 64 млрд рублей). Мы отправили в другие страны ни много ни мало почти полмиллиона тонн сладостей (конкретно – 440 тыс. тонн). «Традиционно основной покупатель российских кондитерских изделий – Казахстан. Но на остальных местах многое изменилось. Потребителем номер два в 2016 году стал Китай, оттеснивший на третье место Белоруссию. Вообще теперь РФ экспортирует сладости уже в 40 стран мира», – рассказывает директор Центра исследований кондитерского рынка Е. Никитина.

Подробнее: «Аргументы недели»

*

По теме

Back to top button