ОбществоСпорт

Первый блин рельсового автобуса в Самаре

На прошлой неделе свой первый «пилотный» рейс совершил «рельсовый автобус», призванный связать железнодорожный вокал и аэропорт «Курумоч». Пришло время подвести итоги первого рейса и углубиться в проблему.

Поводом послужит выездное совещание по вопросам организации работы проекта «Аэроэкспресс», которое в пятницу «по горячим следам» собрал министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев. В совещании приняли участие заместитель начальника Куйбышевской железной дороги, начальник службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях Сергей Антипенко, генеральный директор ОАО «Самарская ППК» Евгений Силантьев и генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Леонид Шварц.

Сначала немного истории и техники: проект «Аэроэкспресса» по подобию московского давно бродит в умах чиновников от транспорта. Однажды этот проект даже воплотился в реальность — была пущена электричка от вокзала к аэропорту, сооружена платформа в «Курумоче». Но после нескольких рейсов от «аэроэкспресса» отказались из-за его низкой популярности — пассажиры предпочитали пользоваться услугами маршруток и автобусов, благо что проезд в них стоил дешевле, шли они быстрее, для посадки не надо было шлёпать до вокзала или ж. д. станции и оставалась возможность заранее спланировать свою поездку, не увязывая её с расписанием «Аэроэкспресса».

РА-1 серии 731

И вот на прошлой неделе к этой идее вернулись. Но отрядили для доставки пассажиров не электричку, а «рельсовый автобус» железнодорожный вагон с дизельным двигателем, гидравлической передачей и двумя постами управления.

Согласно проекта пассажиры «аэроэкспресса» будут подвергнуты комплексному обслуживанию — возможности не просто добраться до аэропорта, но и зарегистрироваться на рейс и даже сдать багаж прямо на вокзале.

На заседании были подведены итоги первого рейса, озвучены плюсы и минусы «Аэроэкспресса». К первому относится тот факт, что этот вид транспорта может стать более экономичным для граждан, чем автомобильный. Также конечная станция находится в 5 минутах ходьбы от здания аэровокзала. Кроме того, РА-1 имеет кабины по обоим концам вагона вследствие чего не требует разворота.

Ко второму — низкая скорость доставки. «Рельсовый автобус» ехал до аэропорта более часа. Сразу же была озвучена и причина этого — оказывается, модель РА-1, предоставленная для тестовых поездок Башкирией, уже является устаревшей. Поэтому Валерий Матвеев поручил СППК проработать вопрос закупки более современной модели трехвагонного рельсового автобуса. Тогда время в пути можно будет сократить до 35-40 минут. Кроме того, министр попросил Леонида Шварца дать предложения по стыковке расписания рельсового автобуса с расписанием регулярных рейсов, чтобы люди прибывали в аэропорт непосредственно перед вылетом своего самолета.

Данная новость требует некоторых комментариев. Во-первых — озвученные плюсы. Да, «Аэроэкспресс» по чистой стоимости может оказаться дешевле для пассажира. Но далеко не всегда. Потому, что до него ещё нужно добраться, а железнодорожные пути в Самаре проходят по очень отдалённым районам. Если же «Аэроэкспресс» не будет делать промежуточных остановок, то чтобы на него сесть, необходимо будет доехать до железнодорожного вокзала, который расположен, мягко говоря, неудобно. Кто поедет на вокзал, допустим, из Промышленного или Кировского района, рискуя попасть в пробку, опоздать на поезд и, следовательно, на самолёт? Не проще ли исключить промежуточное «рельсовое» звено и сразу отправиться в аэропорт за те же деньги?

Салон РА-1 серии 731

Возможно, дело могло бы поправить метро, но единственную ветку дотянут до вокзала в лучшем случае к Чемпионату мира. И она всё равно не проходит по густонаселённым районам Самары.

Кроме того, в поселок Береза ходит несколько маршруток, стоимость проезда на которых составляет всего 30 руб. Очень сомневаюсь, что билет на «Аэроэкспресс» будет стоить дешевле. Его могут спасти только озвученные дополнительные услуги, вроде регистрации на рейс и сдачи багажа, но только в том случае, если система будет работать как часы и не поднимет стоимость проезда до запредельной величины. Для сравнения — билет на «Аэроэкспресс» в Москве стоит 300-500 руб. без всяких дополнительных услуг.

Платформа железнодорожной станции находится в 5 минутах от аэровокзала, это верно. Но, по иронии судьбы, на таком же расстоянии находится и автобусная остановка, на которую маршрутки прибывают каждые 10-15 минут. И стоят заметно дешевле.

Ну, а наличие двух постов управления в «автобусе» затрагивает пассажиров лишь косвенно — им не придётся оплачивать строительство разворотной петли, которое наверняка включили бы в цену билета.

Помимо вышеназванных «плюсов», притянутых за уши, существует и один, но жирный минус — продолжительность поездки. Час — очень долго. Но списывать этот факт на устаревшую конструкцию «автобуса» нельзя — РА-1 серии 730 был разработан «Метровагонмашем» в 1999 г., серии 731 — в 2002 г., а в серийное производство они пошли и вовсе в 2004 г. 7 лет — мизер для железнодорожного транспорта. Кроме того, РА-1 оснащаются импортными дизелями фирмы MTU (принадлежащей концерну Daimler) и гидромеханическими передачами Voith. Вряд ли их можно назвать устаревшими.

Предлагаемый выход — закупка трехвагонных «рельсовых автобусов» вызывает недоумение. Скорее всего, речь идёт о модели РА-2, производства того же «Метровагонмаш». По данным производителя его максимальная скорость — 100 км/ч. Но ровно столько же развивают и «автобусы» РА-1 обеих серий! Поэтому выиграть в скорости, просто купив новый «автобус», невозможно. Да и где в Самарской области разрешено движение со скоростью, превышающей стандартные для железных дорог 80 км/ч?

Кроме того, если поделить расстояние от вокзала до аэропорта на затраченное время (1 час), окажется, что «рельсовый автобус» прошёл весь путь со средней скоростью примерно вдвое ниже максимальной. То есть, собака закопана вовсе не технических данных «автобуса», а в загруженности путей. Станции, стрелки — всё это вынуждает поезд снижать скорость. Только решив эти проблемы, можно сократить время в пути.

Тогда почему к «Аэроэкспрессу» вернулись вновь, несмотря на то, что уже много лет жители и гости самары прекрасно обходятся без него? Всему виной — грядущий Чемпионат мира по футболу. Из-за оригинального места расположения будущего стадиона добраться до него от аэропорта за требуемые ФИФА 40 минут по обычным дорогам просто нереально. Строить прямую магистраль очень дорого (а в России — ещё и очень долго), а речной транспорт всех желающих вместить будет просто не в силах (помимо того, что от аэропорта до Волги несколько километров по прямой, а пристанью, способной принимать большие суда в районе Царевщины даже не пахнет). Поэтому остаётся, по сути, единственный выход — поезд. И в условиях отсутствия альтернативы «рельсовую тему» будут развивать несмотря ни на что. Пока она не упрётся в какие-либо физически неразрешимые проблемы.

Согласно планам на отработку всех вопросов должен уйти год, и в 2012 г. «Аэроэкспресс» должен заработать на постоянной основе. Будет интересно последить за развитием событий.

Дмитрий Фадеев
Фото: Метровагонмаш

Сайт Авто в Самаре

*

По теме

Back to top button