В Самаре открывается выставка работ 1960-2000-х из собрания Московского музея современного искусства
11 февраля в галерея «Виктория» состоится открытие выставки «Нонконформизм как точка отсчета». Московский музей современного искусства и галерея «Виктория» представляют выставочный проект, посвященный художникам, так называемой неофициальной волны: от нонконформистов-шестидесятников до поколения младоконцептуалистов.
Галерею «Виктория» и ММОМА связывают давние партнёрские отношения. Одним из последних проектов, в котором участвовал Музей, была выставка «2.0» в 2014 году, вызвавшая большой интерес у зрителей. В феврале «Виктория» представит более сорока работ специально отобранных кураторской группой Музея.
Проект «Нонконформизм как точка отсчета» представит наиболее полную картину становления и развития неофициальной волны в отечественном искусстве на примере работ художников, являющихся центральными фигурами этого движения. Прежде всего это представители «Лианозовской группы» – Оскар Рабин и Владимир Немухин, а также примкнувшие к ним независимые мастера – Михаил Шварцман, Дмитрий Краснопевцев, Борис Свешников, Олег Целков, Владимир Янкилевский. Этот круг художников, называемый часто «вторым авангардом», был вдохновлен революционными веяниями искусства начала ХХ века. Атмосфера «оттепели», шаги сближения советского общества с остальным миром, позволили нонконформистам действовать активнее. Тем не менее, была сильна реакция, травля властями, которая выразилась отчетливо в апофеозе культурного гнета – знаменитой «Бульдозерной выставке». 1970-е годы дают новые имена, и новый посмодернистский дискурс, выраженный в явлении московского концептуализма. Эта часть проекта представлена именами Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова, Андрея Монастырского, Виктора Пивоварова. Рядом – дерзкие опыты адептов соц-арта Бориса Орлова, Леонида Сокова и Александра Косолапова. И, наконец, дополняют общую картину отечественного андеграунда произведения восьмидесятников – Вадима Захарова, Константина Звездочетова, Тимура Новикова. На выставке также представлен и ряд других имен, возможно, менее громких, но вносящих яркие акценты в общий массив коллекции.
Кураторы проекта решили не замыкать художников в исторически-эпохальных рамках, а, напротив, расширить круг представленных произведений работами, выполненными в постсоветское время. Таким образом, у зрителя есть возможность сравнить творческий метод мастеров «до и после», проследить за движением идей внутри неофициального направления. Сейчас многие из этих авторов вошли в историю не только русского, но и мирового искусства, поэтому вдвойне интересно обратиться к их «стартовым позициям». К сожалению, многих из художников уже нет с нами, но вектор развития современного искусства показывает остроту их идей и актуальность художественных практик.
*