Общество

Самарские ученые создали уникальный тренажер для пилотов и водителей

Ученые Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) создали уникальную подвижную платформу для производства тренажеров и игровых симуляторов.

DSC_2207-Edit лайт

Опытный образец этой платформы представляет из себя металлическую поверхность площадью около 1 кв метра, стоящую на шести опорах. За счет того, что опоры подвижные, платформа может быстро и гибко менять свое положение в пространстве, имитируя, например, поведение самолета в воздухе или автомобиля на дороге.

Такие подвижные платформы, известные также как «платформы Стюарта», получили распространение в мире, прежде всего, в качестве тренажеров для подготовки военных высококвалифицированных пилотов и водителей. Однако, из-за особенностей конструкции, стоимость таких платформ для тренажёров в России начинается от 500 тыс руб, что существенно ограничивает их применение в «гражданских» сферах, в том числе в обычных автомобильных школах.

Ученые СГАУ нашли возможность более чем в два раза удешевить производство таких изделий и значительно упростить их техническое обслуживание. Уникальность самарской разработки заключается в том, что вместо гидравлики и электромоторов, традиционно применяемых в качестве приводов для движения опор подвижных платформ, впервые успешно применены пневматические цилиндры. «Это позволяет не только удешевить производство, но и более точно передать ощущение движения, отработать навык управления самолетом на земле», — поясняет аспирант СГАУ Павел Грешняков. Это «ноу-хау» было разработано на кафедре автоматических систем энергетических установок СГАУ под руководством директора центра мехатронных систем и робототехнических комплексов университета Владимира Илюхина.

Опытный образец «платформы Стюарта» на пневмоцилиндрах, созданный в СГАУ, выдерживает вес 80 кг. В следующем году, как пояснили в центре мехатронных систем и робототехнических комплексов СГАУ, одна из российских компаний в Санкт-Петербурге намерена организовать на базе этой разработки серийное производство уже более «тяжелых» тренажеров, предназначенных для водителей большегрузных автомобилей и автобусов. Интересно «ноу-хау» СГАУ и отечественным ракетостроителям. РКЦ «Прогресс», например, намерено испытывать на этой подвижной платформе датчики уровня остаточного топлива в топливных баках ракеты-носителя. Это важно для определения точного количества топлива и увеличения полезной нагрузки корабля. Ракетный бак будет установлен на подвижную платформу и в ходе колебаний уровня жидкости датчики будут фиксировать оптимальный расход и остаток топлива.

Кроме того, дешевизна и простота конструкции подвижной платформы, разработанной в СГАУ, заинтересовала производителей отечественных игровых симуляторов конных скачек и автогонок, поскольку она способна существенно снизить себестоимость предлагаемых ими услуг.

*

По теме

Back to top button