История Самары: 16 августа. Родился Адам Олеарий, автор первого изображения Самарской крепости (1603), первую продукцию дал КАТЭК (1934), Похвистнево получило статус города (1947)

16 августа 1603 родился Адам Олеарий, автор первого изображение Самарской крепости.
16 августа 1934 Выпустил свою первую продукцию завод автотракторного оборудования имени А.М.Тарасова.
16 августа 1947 Поселку Похвистнево Самарской области присвоен статус города.

———

Самарский КАТЭК

16 августа 1934 года свою первую продукцию — карбюраторы для автомобилей — выпустил Самарский завод КАТЭК. Это было первое в стране специализированное предприятие отечественного автопрома. Продукция его предназначалась для Горьковского автозавода, а также для только что вступивших в строй тракторных заводов в Челябинске и Сталинграде.

Завод КАТЭК был детищем первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Его с большой помпой начали возводить 19 августа 1931 года. Для строительства был выбран район Барбашиной поляны, где не было ни электричества, ни воды, а из строений — редкие дачные домики. В одном из них разместился штаб «Карбюраторстроя» во главе с начальником А.Ф. Скибой и главным инженером М.Н.Мецлером. Первыми строителями КАТЭКа были комсомольцы-добровольцы местного отделения железной дороги а также молодые рабочие Трубочного и Станкостроительного заводов. Потом начали прибывать крестьяне из окрестных деревень. Их размещали в 35 палатках, выделенных городским отделением общества Осовиахим.

На стройку потянулись подводы с кирпичем, щебнем, лесом и цементом. Началась прокладка трамвайной линии, связывающей будущий завод с городом. Работа не прекращалась и в октябрьские дожди. К зиме успели вырыть котлован под главный корпус, подготовили бетонный узел, лесопилку и водокачку. Одновременно строились каркасно-засыпные бараки для рабочих. Приступили к работе и будущие конструкторы завода. Они проектировали отечественный карбюратор «Зенит», который должен был заменить американский «Форд АА».

В 1932 году строительство завода КАТЭК было включено в список ударных строек страны. Новый статус давал приоритеты в снабжении всем необходимым, а также в привлечении дополнительной рабочей силы. К весне 1932 года здесь работало 48 ударных бригад. А имя каменщика Григория Каленова, который укладывал за смену до 9 тысяч штук кирпича при норме 800, было известно всей стране. Летом 1934 года был готов главный корпус завода, литейный и ремонтно-механический цеха, здание заводоуправления и 48 бараков для семей рабочих. Началась сборка опытной партии карбюраторов.

Вслед за карбюраторами на КАТЭКе начался массовый выпуск запальных свечей для двигателей внутреннего сгорания, потом магнето. В предвоенном 1940 году завод выпустил 110 тысяч карбюраторов и почти три миллиона запальных свечей. Сегодня электрооборудование ОАО «Завод имени Тарасова» стоит почти на всех автомобилях и тракторах отечественного производства, а само это предприятие по привычке все еще называют заводом КАТЭК.

———-

16 августа 1603 родился Адам Олеарий, автор первого изображение Самарской крепости

16 августа 1599 г. (по другой версии родился в 1603 г.) родился Адам Олеарий, известный немецкий путешественник, географ, ориенталист, историк, математик и физик. Будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, записал и опубликовал свои заметки, собранные во время путешествия.
Настоящая фамилия Адама — Ольшлегель (Oehlschlegel/Ölschläger). Он латинизировал её в Olearius.

Самара. XVII в. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Это первое изображение Самарской крепости.

Официальной датой основания города принято считать 1586 г., когда по приказу царя Федора Иоанновича на берегу Волги, несколько в стороне от разрушенного городка-пристани, под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость. В 1688 г. Самара была переименована из крепости в город. Она выполняла функции военной пограничной базы и центра торговли с Востоком. Из всех путевых записок XVII—XVIII вв. наиболее содержательное описание Самары содержится в книге Адама Олеария, секретаря посольства германского герцогства Голштинии.

Голштинское посольство выехало из Москвы вниз по Волге в июне 1636 г., а 28 августа суда подошли к самарской крепости. «До восхода солнца дошли до города Самары, который считается в 350-ти верстах от Казани, — пишет Олеарий. — Этот город лежит по левую руку, в 2-х верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил свое название от реки Самары, которая в трех верстах над городом дает рукав (его называют сын Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь тридцатью верстами ниже…». Из свидетельства Олеария мы видим, что без малого 400 лет назад Самара впадала в Волгу не там, где сейчас, а гораздо ниже по течению — по рукаву, ныне называемому Сухая Самарка.

Адам Олеарий также оставил интереснейшие сведения о достопримечательностях окрестностях Самары. В их числе — «разбойничья» река Уса, о которой ученый писал: «…название этого притока — Уса. Ради густого темного леса, красиво покрывающего берега с обеих сторон, местность здесь приятна на вид, но в то же время она очень опасна для путешественников ввиду удобств, какие она представляет для разбоя».

———-

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

В поезде пропал мальчик
Об этом сообщила 29 (16) августа 1901 года российская газета «Русское Слово» в рубрике НАМ ПИШУТ. «Из Вязьмы. Самарская мещанка Александра Ротшильд заявила полиции, что сын ее Константин Иванов, 14-тилетний гимназист, 6-го августа отправился к ней по железной дороге из Петербурга, но до сих пор не прибыл и где находится неизвестно. Одет мальчик в гимназическую форму»

16 августа 1918 г. В Самаре опубликовано решение городской продовольственной управы о введении с 1 сентября талонов на водку.

16 августа 1930 г. Состоялся большой авиационный праздник, посвященный открытию Самарской школы гражданской авиации Осоавиахима.

16 августа 1934 г. Выпустил свою первую продукцию завод автотракторного оборудования имени А.М.Тарасова.

16 августа 1947 г. Поселку Похвистнево Самарской области присвоен статус города. В 1940 году на Калиновском месторождении ударил из скважины нефтяной фонтан. В его своде открыли залежи с громадным запасом газа. За 7 лет трест «Кинельнефть» превратил маленький поселок железнодорожников в перспективный промышленный городок. В августе 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Похвистнево получил статус города.

16 августа 1996 г. В Самаре начала работать поисково-спасательная служба Министерства чрезвычайных ситуаций России. Ее назначение – оказание экстренной помощи в опасных для жизни человека ситуациях. В составе службы – четыре бригады, осуществляющих круглосуточное дежурство.

О чем писали самарские газеты

16 августа 1891г. В слободе за р. Самаркой нет никакой начальной школы. А между тем обитатели слободки сильно нуждаются в ней. До сего времени дети слобожан посещали, в силу необходимости, самарские городские и приходские училища. Но в холодное время такое хождение версты за полторы-две, а, пожалуй, и больше, может отразиться на их здоровье.
В Самаре же в настоящее время помимо городских приходских училищ есть еще и несколько частных школ. Из-за значительной платы за обучение они едва ли пользуются большим успехом. Для многих их содержателей школы гораздо выгоднее было бы переселить в за-Самарскую слободу.
(«Самарская газета»)

16 августа 1950 г. «Новые семилетние и средние школы»
С нового учебного года 34 начальных школ области реорганизуются в семилетние. В Сергиевском районе количество семилетних школ увеличивается на три, в Жигулевском, Кинель-Черкасском, Кошкинском, Подбельском, Похвистневском и Хворостянском районах — по две в каждом. В 19 районах прибавляется по одной семилетней школе. 29 филиалов начальных школ превращаются в самостоятельные начальные школы.
Семилетние школы: №13 – в Сызрани, №3 – в Чапаевске, Домашкинская – в Утевском и Колыванская – в Чапаевском районах реорганизуются в средние школы.
(«Волжская коммуна»)

16 августа 1950 г. «Благоустройство Комсомольской площади»
Коллектив стройконторы Куйбышевского дорожно-мостового управления завершает работы по благоустройству привокзальной площади. По размерам она будет второй в городе после площади имени Куйбышева. Вся ее территория асфальтируется. Осенью фасады окружающих зданий будут обсажены декоративными деревьями.
Коллектив строителей настойчиво борется за досрочное окончание работ. 11 августа, на два дня ранее назначенного срока, завершили свою работу мостовщики. На днях будет закончено асфальтирование.
(«Волжская коммуна»)

———

О событиях этого дня из других источников:

———

Архивы Самарской области
16 августа в истории губернии и области:

1915 год. На пароходе общества «Самолет» в Самару прибыл новый самарский губернатор Сергей Дмитриевич Евреинов, назначенный на данную должность 6 июля.

1915 год. В г.Самаре, на старом скаковом ипподроме, прошли велосипедные гонки, организованные велосипедным кружком Трубочного завода, а также соревнования по «пешему бегу» и футбольный матч. Полученные средства были переданы в пользу раненых.

1996 год. В г.Самаре начала работать поисково-спасательная служба Министерства чрезвычайных ситуаций России. Её назначение – оказание экстренной помощи в опасных для жизни человека ситуациях. В составе службы 4 бригады, осуществляющих круглосуточное дежурство.

По документам центрального архива области архива социально-политической истории, материалам губернской и областной прессы.

———

1921 — 16 августа родился Орлов Владимир Павлович (1921-1999), председатель Куйбышевского облисполкома (1963-1967), первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС (1967-1979), председатель Президиума Верховного Совета РСФСР (1985-1988).

1990 — По приглашению сотрудников литературного музея Алексея Николаевича Толстого в Куйбышев прибыли его сын Никита Алексеевич Толстой и правнучка Ксения Бонч-Бруевич.

2000 — Обсуждение первоначального этапа реализации проекта автомагистрали «Центральная» в Самаре.

———

*

Добавить комментарий

Back to top button