в МиреВажно

Спускаемый аппарат «Розетты» успешно сел на ядро кометы Чурюмова-Герасименко

После 10-летнего полета на расстояние свыше 500 млн км от Земли исследовательский робот «Фила» европейского научного космического зонда «Розетта» впервые в мире совершил успешную посадку на ядро кометы Чурюмова-Герасименко.

Прямая трансляция этого события через Европейский центр космических операций в немецком Дармштадте принималась в постоянном представительстве Европейского космического агентства (ЕКА) в Москве. Из-за огромной удаленности этого события от Земли сигнал о посадке был получен с 28-минутной задержкой.

За семь часов до этого события робот отстыковался от зонда. В тот момент расстояние между ним и ядром кометы составляло 20 км.

В ходе полета «Филы» к комете он и «Розетта» обменялись «открытками» в твиттере. Робот сделал фото «Розетты», а зонд сфотографировал приближающийся к комете спусковой модуль.

Ранее глава постоянного представительства Европейского космического агентства в Москве Рене Пишель заявил, что решение о посадке на комету было принято несмотря на то, что борту «Филы» были обнаружены проблемы.

Масса «Филы» — примерно 100 кг. Он оснащен десятью научными приборами, с помощью которых планируется произвести забор вещества ядра кометы и исследовать его состав, а также несколькими специальными устройствами, с помощью которых он должен закрепиться на поверхности ядра кометы.

Полет «Розетты»

Зонд «Розетта» был запущен 2 марта 2004 года. При перелете для ускорения он использовал гравитационные поля Земли и Марса. Он несколько раз облетел Землю и по одному разу — Марс и два астероида.

Чтобы сэкономить электроэнергию, 2,5 года в ходе полета зонд провел в состоянии искусственной «комы». В августе 2014 года он приблизился к комете, после чего стал ее спутником.

Общая стоимость проекта — 1,3 млрд евро.

Цели миссии

В ходе проекта европейские ученые рассчитывают получить реликтовое вещество Солнечной системы, проверить гипотезы о возможности переноса кометами воды и макромолекул органики. Исследование кометы может пролить свет на то, как зарождалась жизнь во Вселенной.

Комета Чурюмова-Герасименко была обнаружена в 1969 году двумя советскими астрономами. Ее индекс 67P означает, что она — 67-я по счету открытая комета, вращающаяся вокруг Солнца с периодом обращения менее 200 лет.

INTERFAX.RU

12 ноября 2014 года 19:08

———

Модуль «Филы» сел на поверхность кометы

Лабораторный модуль «Филы» благополучно сел на поверхность кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Это историческое событие, поскольку произошла подобная посадка впервые.

Информация о посадке кометы была встречена радостными возгласами и объятиями работников центра управления полетов в немецком Дармштадте.

«Это колоссальный шаг для человечества», — сказал генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден.

Сразу после посадки отвечавший за операцию Стефан Уламец сказал: «Филы» на связи с нами… мы на комете».

Закрепиться на поверхности кометы модулю помогли специальные гарпуны.

В среду утром модуль Европейского космического агентства отсоединился от космического аппарата «Розетта» и начал посадку, которая заняла около семи часов.

«Это невероятно важное событие, — заявила в интервью Би-би-си Моника Грейди из британского «Открытого университета», принимавшая участие в проектировке миссии. — Мы и раньше приближались к кометам, но никогда не были настолько близко, никогда не совершали посадку на комету».

«Филы» и «Розетта» должны дать ответы на ключевые вопросы о происхождении Солнечной системы, о том, откуда на нашей планете взялась вода, а возможно, и о происхождении жизни как таковой.

«Кометы сформировались при зарождении Солнечной системы, это простейшие строительные блоки. Возможно, они принесли на Землю воду. Возможно, органические молекулы. Именно это мы и пытаемся установить», — добавила она.

Подробности о комете, посадочном модуле и о миссии космического аппарат «Розетта» можно прочитать здесь.

Модуль должен сделать панорамный снимок с помощью своих микрокамер. Затем начнется первая серия экспериментов, которая продлится около 60 часов.

После этого планируется провести ряд углубленных исследований, выполнимость которых зависит от того, как будут работать солнечные батареи модуля «Филы», смогут ли они эффективно подзаряжаться и не забьются ли они пылью.

Би-би-си