Уроки от журналистов: как проверять правдивость новостей
Сайт Storyful продает доверие. А новостные организации его покупают. Эта компания, учрежденная в 2010 году в Дублине бывшим корреспондентом ирландского национального телевидения Марком Литлом, на многое идет в попытках доказать или опровергнуть подлинность и достоверность видеоматериалов и сюжетов, которые распространяются в социальных сетях со скоростью лесного пожара.
Уроки от журналистов о том, как сайт Storyful проверяет правдивость сенсационных новостей
Сайт storyful.com продает доверие. А новостные организации его покупают. Эта компания, учрежденная в 2010 году в Дублине бывшим корреспондентом ирландского национального телевидения Марком Литлом (Mark Little), на многое идет в попытках доказать или опровергнуть подлинность и достоверность видеоматериалов и сюжетов, которые распространяются в социальных сетях со скоростью лесного пожара. В штате его детективной службы в редакциях новостей в Гонконге, Ирландии и Нью-Йорке состоит 45 человек, и эта служба становится все более важной для сталкивающихся с жесткой конкуренцией средств массовой информации. Особенно это касается ситуаций с сенсационными новостями, когда в первую очередь иногда появляется информация пользователя с видеокадрами с места событий.
Storyful выясняет три основных момента при проверке контента социальных СМИ: дату, место и личность человека, разместившего материал. Компания анализирует видео, погоду, бросающиеся в глаза объекты местности, звучащие фоном радиопередачи и прочие кажущиеся маловажными детали. Они могут стать важными подсказками при проверке подлинности контента. Персонал Storyful ведет постоянный мониторинг Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, Vine, Flickr и прочих источников, отыскивая там популярные изображения и информацию.
«У нас три главных цели, — говорит репортер Storyful Меган Спешиа (Megan Specia). — Как можно раньше обнаружить контент, проверить это по самым требовательным и строгим стандартам, а затем передать его нашим клиентам».
Компания Storyful быстро растет. Недавно ее купила News Corps, и услугами этого сайта пользуются новостные организации со всего света.
«В будущем году мы можем удвоить численность нашего персонала», — заявляет Литл, который до 2009 года работал на ирландском национальном телеканале RTE.
Крупные новостные средства массовой информации, такие как New York Times, Yahoo и ABC, ежемесячно вносят плату за подписку, чтобы иметь доступ к ленте новостей Storyful, в которую включают самые свежие проверенные для клиентов новости сервиса. По словам Литла, стоимость месячной подписки может составлять от 1500 до нескольких десятков тысяч долларов в месяц в зависимости от особенностей требований заказчика и уровня доступа к различным темам и регионам.
Эксперт по использованию социальных сетей в новостях Стив Батри (Steve Buttry) говорит о том, что социальные сети это довольно новая информационная среда для журналистов, а поэтому в ней особенно трудно устанавливать подлинность фактов.
Батри, работающий приглашенным сотрудником в школе массовых коммуникаций при университете штата Луизиана, говорит, что работа Storyful очень важна.
«Мне кажется, что они на очень правильном пути. Они говорят о качестве журналистики и о скептической проверке материала на достоверность, используя творческие и весьма изобретательные методы по проверке фактов», — заявляет Батри.
Вот пошаговое руководство, в котором рассказывается о том, как Storyful проверяет различный контент в социальных СМИ. Оно составлено на основе интервью с сотрудниками компании и отчетов с ее вебсайта.
Бостонский марафон
Согласно заявлению вебсайта Storyful, он сообщил своим подписчикам новость о взрыве на финише Бостонского марафона «за пять минут до того, как на месте оказались репортеры из новостных организаций». Вот как сотрудники компании проверяли подлинность видео с YouTube, на котором показан первый взрыв.
Для проверки видео с YouTube, которое Storyful разместила 16 апреля 2013 года, использовались кадры карт Google в режиме «Просмотр улиц».
1) Журналисты из Storyful сравнили фон видео на YouTube с фоном в режиме «Просмотр улиц», дабы убедиться, что съемка была сделана в Бостоне.
2) После некоторых поисков они выяснили, что видео на YouTube выложил пользователь Twitter NightNeko3, о чем сообщается в блоге Storyful.
3) Далее, они проверили имя пользователя в Pinterest и выяснили, что оно принадлежит Морган Триси (Morgan Treacy). В профиле Триси в Facebook говорится, что она из штата Нью-Йорк.
4) Поскольку на видеокадрах предположительно показана мать Триси в момент взрыва, журналисты из Storyful провели поиск на регистрационной странице Бостонской атлетической ассоциации и нашли одну-единственную бегунью по фамилии Триси. Это была Дженнифер Триси 45-49 лет из штата Нью-Йорк.
5) Зафиксированное время Триси показывает, что 40-километровую отметку женщина пересекла в 14 часов 38 минут, но финишную черту, которая двумя километрами далее, она не пересекала. Средняя скорость у Дженнифер равна одной миле за 10 минут, о чем свидетельствуют данные на страничке регистрации, и журналисты пришли к заключению, что она должна была оказаться на месте взрыва в 2 часа 50 минут, когда и была сделана видеозапись.
6) Далее, человек по имени Джерард Куинн (Gerard Quinn), находящийся в контакте с Морган Триси в Facebook, написал, что гордится своей племянницей Триси, принимающей участие в Бостонском марафоне. Позднее он сообщил, что женщина направляется домой, не пострадав от взрыва.
7) Сотрудники нашли имя Дженнифер в телефонном справочнике и позвонили ей, дабы убедиться, что видео принадлежит им.
**Facebook организация, деятельность которой запрещена на территории России.
*Instagram организация, деятельность которой запрещена на территории России.