в России

Почему цены на товары в России растут и будут расти (инопресса)

Через два месяца, уже в начале лета, россияне почувствуют существенный рост цен на товары повседневного потребления, говорится в докладе Высшей школы экономики. Среди факторов роста указывается ослабление рубля и удорожание импорта, который составляет около 33% розничной торговли в стране, то есть треть потребления.

«Хотя масштабы повышения цен предсказать трудно, уже сейчас можно утверждать, что в первую очередь инфляция коснется продуктов эконом-класса, таких как молоко, хлеб, яйца. Это ударит по малодоходным слоям населения», — считает автор исследования Георгий Остапкович, возглавляющий Центр конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ.

Дело в том, что крупные розничные сети, которые в России занимают 50-60% рынка, в течение ближайших двух месяцев будут вынуждены перезаключать контракты с поставщиками. И если сейчас им еще удается закупать товар по прежним ценам, то в новых контрактах речь пойдет уже совсем о других суммах.

В некоторых магазинах — особенно тех, где велика доля импортной продукции — повышение цен уже заметно. Если тенденция сохранится, то через пару месяцев в стране, по словам Остапковича, начнется «ползучая инфляция».

Впрочем, и он признает, что «изменение курса рубля неизбежно приводит к изменению цены на импорт. Во-первых, это может повлиять на наличие товара. А во-вторых — на цену».

Контуры кризиса

Колебания на валютном рынке — самая очевидная причина происходящего. Но даже не в том смысле, что подорожавший доллар «утяжелит» стоимость готовой импортной продукции. Гораздо больше, чем иностранного продовольствия и одежды, Россия закупает оборудования и комплектующих для обрабатывающей промышленности.

В структуре товарного импорта на них приходится 65%, подсчитали в Институте Гайдара (в стоимостном выражении — 200-220 млрд долларов в год). Получается, что и многие товары, произведенные в России, подорожают — просто из-за того, что для их производства необходим импорт.

Однако, говорят эксперты, если бы это была главная проблема российской розницы, то это было бы еще хорошо. Настоящие проблемы залегают гораздо глубже: они тесно связаны с общим замедлением ВВП, прогноз по которому Центробанк недавно снизил до 1% в этом году.

Замедляется реальная экономика — снижаются реальные располагаемые доходы населения. Одновременно малообеспеченные слои населения «перекредитованы», а средний класс копит депозиты и предпочитает лишний раз не тратиться (на депозитах в банках накоплено 17 трлн рублей, или 485 млрд долларов).

«Только за 10 месяцев 2013 года задолженность по зарплатам в стране выросла на 37% — а это один из самых первых признаков кризиса. На Урале и в ряде других промышленных регионов объявляются неоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска. На автомобильных заводах от трехсменной переходят к односменной работе», — это цитата из свежего доклада Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РоссииНажать (публикация — 7 апреля 2014 года).

Фактор неопределенности

Налицо — структурные проблемы экономики и, как следствие, проблемы сектора розничной торговли. По информации Росстата, объем розничной торговли в России в прошлом году, равный в абсолютном исчислении 23,6 трлн рублей (670 млрд долларов), вырос лишь на 3,9% по сравнению с 2012 годом. За 2012 год объем розничных продаж увеличился на 6,3%.

Другими словами, розничная торговля, которая еще недавно была главным источником роста российской экономики, постепенно «охлаждается». Причем тренд на замедление наметился еще пару лет назад, о чем свидетельствуют выкладки ряда международных аналитических организаций.

Например, в рейтинге консалтинговой компании A.T. Kearney Россия опустилась на 23 место по привлекательности для инвестиций в розничную торговлю в 2013 году. При этом еще в 2009 году российский рынок, по оценке компании, занимал вторую строчку.

«В торговле останавливается инвестиционный процесс. Возрастает фактор неопределенности экономической ситуации: предприниматели не понимают, что происходит в экономике. В этой ситуации экономика и торговля переходят из фазы рыночных отношений в фазу договорных по типу бартера, а это самое страшное», — сетует Георгий Остапкович из НИУ ВШЭ.

По его мнению, главные проблемы розничного рынка, препятствующие его дальнейшему развитию, лежат не в плоскости экономики, а ближе к политическим, государственным вопросам. Если спросить участников рынка, что их больше всего беспокоит, рассказывает он, то они назовут монополизм на рынке — когда пять-шесть сетей контролируют больше половины оборота розницы.

Кроме того, другая проблема — отсутствие стабильных правил игры: «Если я предприниматель, то я должен составить свой бизнес-план на два-три года вперед. А в условии постоянно меняющихся правил игры это невозможно, — говорит экономист. — Недавно, например, Владимир Путин подписал закон о поправках в Налоговый кодекс, по которым налоговая нагрузка на малый бизнес опять существенно возрастет».

Источник: Би-би-си

пятница, 11 апреля 2014 г., 10:51 GMT 14:51 MCK

*

По теме

Back to top button