Город (архив)Люди (архивная рубрика)

Кафедральный собор им.В.Куйбышева

Многие жители Самары отрицательно относятся к идее строительства на пл.Куйбышева православного храма. Формально эта идея подается как «возрождение Кафедрального собора, стоявшего на этой площади«. Поскольку в прошлом году топонимическая комиссия города приняла решение о переименовании площади Куйбышева в Соборную площадь, то появилась идея вернуть и храм…

Приводим два мнения самарцев, которые высказываются резко отрицательно против данной идеи. Это Виктор Садовский, журналист и Людмила Кузьмина, правозащитник.

Людмила Кузьмина: Я, нисколько не стесняясь, могу сказать: я категорически против! И не потому, что, скажем, приверженец какой-то идеологии, которая ушла; и не потому, что – приверженец сталинского ампира в архитектуре – именно в этом стиле выполнен наш оперный театр, который строился вообще-то не как театр, а как Дворец Советов для рабочих и крестьян.

Я против – исключительно по эстетическим соображениям. И очень часто смысл моего любого бунта – он эстетический. Другое дело, что его надо как-то выразить, облечь в слова… Так вот, возвращаясь к этой площади и к этой идее – восстановить храм – я категорически против, потому что мне кажется, что это будет какая-то непотребная эклектика, нагромождение, которое само по себе не будет работать на человека. Вот тут сталинский ампир, а рядом храм, но это не воссоздание, это новострой в чистом виде. Тем более, что и название храму предлагается другое – Софийский.

Напомним, что ранее на этой площади стоял Кафедральный собор.

И таким образом мы ничего не воссоздаем, мы как-будто с кем-то спорим… Поэтому я так болезненно отрицательно отношусь к этой идее.

Виктор Садовский: С идеей строительства снесённого в 30-х годах прошлого столетия православного храма не согласен категорически! Почему? Причин много. Давайте посмотрим на них вместе.

Сколько сегодня в Самаре православных церквей?

Много, правда? А если мы зайдём сначала в один, затем во второй и так далее, хотя бы до десятого, мы много увидим там прихожан? Уверен – мало. К тому же, истинных верующих в Иисуса Христа, кто следует его заповедям, по моим и прикидкам многих моих коллег и товарищей, ничтожно мало. Так для чего сносить какие-то здания, неровен час, театра оперы и балета, чтобы вернуть городу было православное обличие? Ради моды на политические пертурбации и конфессиональной, простите, показухи?

В отношении же переименования площади Куйбышева, может, и стоит подумать. Наверное, больше подойдёт – Театральная площадь, нежели Соборная. Собор был, да сплыл, а театр стоит.

Я бы хотел втянуть вас в дискуссию: “А не начать ли нам тревожить власть. Так, как, например, мы тревожили её в конце 80-х годов прошлого века”. Зачем? – может последовать вопрос? А за тем, что она оторвалась от народа, с ним нигде не общается, подмяла под себя все средства массовой информации, не принимает кардинальных мер по реанимации промышленного и сельскохозяйственного производства.

Да и два национальных проекта – Образование и Медицина – идут в Самарской области ни шатко, ни валко. Нет чёткой молодёжной политики, хотя министерство такое есть. Табакокурение и пивопотребление самарскими школьниками приобрело невиданные масштабы и вот-вот этот бич может стать необратимым. А ведь это угроза нации в масштабе одной, отдельно взятой, Самарской области.

Что делает областная власть, чтобы снять эту угрозу? А ведь те же министры здравоохранения, молодёжной политики, крупные медики, к примеру, Г.П.Котельников и другие его коллеги, могли бы выступить закопёрщиками в организации “крестового похода” против табакокурения и пивопотребления.

Да и главам администраций области и города не грех время от времени бежать на школьный звонок, чтобы то в одном, то в другом учебном заведении учить ребят, что такое хорошо и что такое плохо.

Может, скажите: “Ну, и загнул ты, брат!” Ничего не загнул! Надо спасать подрастающее поколение! Развернуть его из ночных клубов в библиотеки, кружки по интересам, спортивные секции,вовлечь в художественную самодеятельность. Не хотят товарищи обл- и градоначальники заниматься, пусть даже от случая к случая, самолично, пусть переложат эту миссию на кого-то из своих сподвижников. Вот тогда я поверю, что такие чиновники ратуют за благо народа. А так – одна, простите, болтовня.

Честь имею!

Заслуженный работник культуры РФ, страстно желающий, чтобы в нашем городе, да и во всей России, не только подростки, но и взрослые, не курили, не подростки не употребляли, а взрослые не злоупотребляли пивом, тем более – крепкими спиртными напитками; чтобы на наших улицах и во всех общественных местах, да и в семьях говорили только на чистом русском языке, а не на языке русском-матерном; чтобы год от года до минимума снижалась преступность, особенно против личности и здоровья людей; чтобы на улицах и площадях всегда было чисто, а всякие там “зеленхозы” не только заботливо ухаживали за зелёными насаждениями, но и с каждым годом увеличивали число высаженных деревьев, кустарников, многолетних трав, цветников.

Вот видите, за что я ратую. А наши начальники? Полагаю, нет. Поэтому на первых порах мы должны предъявить им публично претензии, а при непринятия их к исполнению, перейти к акциям по досрочной отставке одного, второго, третьего. И так далее.


Вероятно, фото сделано с колокольни кафедрального собора.
(Фото с сайта Ондрюшка (ondryushka)

Как жаль. что нельзя переписать хотя бы некоторые страницы истории и сохранить для будущих поколений архитектурные жемчужины Поволжья.

Это из интернет-рассказа самарской школьницы Юлии Зверевой, 9″Д» класс, школа №132, Самара, 1997 г. Сейчас это вполне взрослая дама, но почему-то кажется, что она не изменила своим юношеским убеждениям. Благодаря ее рассказу мы можем подробнее узнать о сооружении в Самаре Кафедрального собора.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Наиболее значительным фактором храмового зодчества в Самаре было строительство кафедрального собора на самой просторной площади города, получившей название Соборная (пл.Куйбышева).Строилось здание 25 лет (с 1869 года по 1894 год), это обошлось городу в 1500000 рублей золотом. Александр II пожертвовал на строительство собора 2000 рублей.

Автором проекта был петербургский академик архитектуры Эрнст Жибер. Большой пятиглавый собор византийского стиля во имя Св.Александра Невского с высокой колокольней занимал самую высокую точку города, являлся главной архитектурной доминантой городского центра и панорамы, открывавшейся с Волги. Совсем рядом, на северной окраине города, располагался пятиглавый Иверский женский монастырь. Какой он был, этот златоглавый собор, теперь можно судить только по сохранившимся фотографиям и описаниям.

В 30-е годы многие уникальнейшие храмовые сооружения были безжалостно снесены. Эту горькую участь разделили вместе с кафедральным собором еще более 22-ух церквей.

Как жаль, что нельзя переписать хотя бы некоторые страницы истории и сохранить для будущих поколений архитектурные жемчужины Поволжья.

Кафедральный собор. За одно это стоит ненавидеть советскую власть, изуродовавшую город таким образом. коллаж — фото пл. Куйбышева — Собор
wise-travel.ru

Иллюстрации:

Самарская область «Забытые истории» Мамаева

belrussia.ru

wise-travel.ru

*

По теме

Back to top button