ЗдоровьеЛюди (архивная рубрика)

24 февраля. Медицинский календарь

24 февраля 1515 родился Иоганн Вейер — голландский врач нетрадиционной медицины и активный противник преследований за чародейство и колдовство, ученик знаменитого оккультиста своей эпохи Агриппы Неттесгеймского. Он один из первых усомнился в надобности охоты на ведьм. Также известен своим изучение ликантропии. Специалист в демонологии.

Йоганн Вейер в основном известен своим выступлением против охоты на ведьм в книге «De praestigiis daemonum» (первый том в 1563), где утверждается, что обвиняемые в религиозных процессах женщины являются только жертвами дьявола, который сам и внушает людям выдумки о ведьмах, и сами по себе не заслуживают сурового наказания. В то же время Вейеру принадлежит подробная классификация демонов и инструкции для желающих вызывать их, разъясняющие, как добиться того, чтобы демон служил вызвавшему его человеку, а не наоборот (книга «Pseudomonarchia Daemonum» , 1588 — где показана иерархия демонов или Псевдомонархия демонов (лат. Pseudomonarchia Daemonum, англ. Hierarchy of Demons) — подробная классификация демонов, с описанием каждого из них и инструкциям по вызову и отзыву). Среди медицинских трудов Вейера книга «Сборник редких медицинских наблюдений» (лат. Medicarum observationum rararum liber, 1577). На пересечении медицины и философии находится трактат Вейера «О страхе смерти» (лат. De ira morbo, eiusdem curatione Philosophica, Media & Theologica, 1577).

Трактат «О кознях нечистой силы» был популярен у «черных» романтиков (Ч. Метьюрин, Эдгар По и др.), во многом на него опирался В. Брюсов при работе над историческим романом «Огненный ангел».

В своих трудах пытался исследовать занимавшую беспокойный народ на то время болезнь — Ликантропию. Он уделяет особое внимание оборотням, привлекая в качестве доказательств материалы французских процессов над ними. Обвиняемые и осужденные могли страдать от «дисбаланса меланхолической жидкости». Он приводит список медицинских симптомов, которые могли заставлять этих несчастных среди ночи подниматься с постели и блуждать по округе, воображая себя волками или какими-либо другими животными. Вейер предлагает ряд «целительных средств» при таких состояниях — например, кровопускание, чтобы восстановить баланс жидкостей (как предлагал римский врач Гален), или фруктовую диету, чтобы пресечь неутолимое стремление к поеданию мяса — и тем восстановить естественные склонности. Изменения в рационе и физические упражнения жизненно важны, настаивает он, для установления правильного «гуморального баланса». Вейер отдельно рассматривает случай вервольфов из Полиньи, которые признавались в поедании маленьких детей и посещении в облике волков шабашей, где присутствовали ведьмы и дьявол. Эти люди, предполагает Вейер, не были по-настоящему психически больны — просто находились в плену иллюзий.

Он проявил разумную осторожность, не исключая прямого участия нечистого; даже признавал, что эти люди действительно могли встречаться с дьяволом (хотя что или кого именно Вейер подразумевал под словом «дьявол» — вопрос открытый). Он высказывал предположение, что «отец лжи» способен запутать и одурманить их разум до такой степени, что в нем могли угнездиться всякого рода иллюзии и заблуждения. Поэтому они уверовали в некоторые свои особые свойства и качества, ни одно из которых не существовало на самом деле. Подобные иллюзии сочетались с применением определенных амулетов и мазей, в состав которых входили сомнительные растения, которые вполне могли обладать галлюциногенными свойствами, искажая восприятие и заставляя видеть несуществующее.

Таким образом, разум этих людей запутывался еще более. Во многих отношениях Вейер далеко опередил свою эпоху — так он проявил себя как один из первых специалистов в области медицины, объединивших зачатки психоанализа с рассмотрением возможности применения психотропных веществ. Он также одним из первых установил общепринятый взгляд на ликантропию как на результат работы злых сил — но в совершенно новом свете.

knizhnoe-puteshestvie

*

По теме

Back to top button