Новость дня

Сергей Урсуляк: Самара производит впечатление города… я бы сказал, недавно вышедшего из войны

Старая Самара стала местом съемки фильма Сергея Урсуляка по книге Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Телеканал «Россия» начал съемки 12-серийного фильма по одноименному роману Василия Гроссмана. Режиссер сериала Сергей Урсуляк осознает, что сложность самого материала может оттолкнуть массового зрителя.

Интервью Сергея Урсуляка.

— Я не сразу согласился снимать «Жизнь и судьбу». Пожалуй, еще никогда так долго не сопротивлялся. Роман и читать-то тяжело, а экранизировать еще сложнее. И главный вопрос: а кто все это будет смотреть? Но потом, увидев и сценарий, написанный Эдуардом Володарским, и большое желание телеканала «Россия», вдруг подумал, что мое сопротивление выглядит нелепо. И что, наоборот, такую прозу экранизировать — большая удача.

Но самое главное — уровень сегодняшнего зрителя не соответствует масштабу романа Гроссмана. Это все равно что на концерте радио «Шансон» вдруг выйдет ведущий и объявит: «Скрябин. Поэма экстаза». Реакция в этом случае будет, скорее всего: «Уйди со сцены, падла». Вот этого я опасаюсь больше всего. Я говорю не об уровне своей работы, а об уровне литературы, который предлагается к экранизации, и возможной реакции на нее.

— Что актуального в романе у Гроссмана осталось, по-вашему, что было бы воспринято сегодня?

— Основная проблематика романа — конфликт человека и государства — думаю, будет всегда для нас актуальна. Потому что наше государство, меняя одежды, по сути остается тем же самым. Не знаю, свойственно ли это только российскому пространству или всякому государству вообще, но в любом случае поменялось у нас мало что. Я понимаю, что какие-то мечты Гроссмана — он много говорит о свободе — это мечты человека, жившего при абсолютной несвободе. Но в условиях концлагеря у тебя одни ощущения, а когда ты, что называется, на поселении — как мы сегодня,— другие. Например, у меня возникают мысли о том, что когда культуры обращения со свободой нет, то свобода тоже превращается в несвободу.

— Сценарий процентов на 70 соответствует книге. Конечно, сторона событийная будет превалировать. И Сталинград будет занимать большое место. Конечно, любовная линия — Жени Шапошниковой и полковника Новикова — будет сохранена.

— У Гроссмана, как мне кажется, как и у Толстого, есть невысказанные мысли о том, что существует война начальников и война солдатская. И очень часто это две разные войны, и в Сталинграде это было особенно заметно.

Что-то будем снимать в Самаре, поскольку семья Штрума уезжает из Москвы в эвакуацию в Куйбышев. Самара производит впечатление города… я бы сказал, недавно вышедшего из войны. И это, надеюсь, облегчит нам съемочный процесс. Московские эпизоды снимаются на каких-то чудом сохранившихся улицах Москвы. Остальное мы будет собирать по кусочкам… Вообще, восстанавливать эпоху очень тяжело.

«Государство, меняя одежды, остается тем же»
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1581084
Журнал «Огонёк» № 6 (5165) от 14.02.2011

Ранее у нас по этой теме:

В Самаре начинаются съемки отечественного блокбастера о войне

*

По теме

Back to top button