Общество

Состоялась ΙV Международная научно-практическая конференция «Информатизация и цифровизация профессионального образования: проблемы, риски и перспективы»

29 апреля 2024 г. состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «Информатизация и цифровизация профессионального образования: проблемы, риски и перспективы», организаторами которой выступили Самарский государственный социально-педагогический университет, Самарский государственный технический университет и Филиал Самарского государственного технического университета в г. Белебее Республики Башкортостан. Конференция проходила при непосредственной поддержке ректора Самарского государственного социально-педагогического университета С.Ю. Бакулиной и директора филиала Самарского государственного технического университет в г. Белебее Республики Башкортостан Л.М. Инаходовой.

Оргкомитет конференции составили известные ученые и общественные деятели из разных городов России (Самары, Москвы, Ижевска, Белебея, Донецка, Челябинска, Сургута, Казани, Екатеринбурга, Магнитогорска и др.) и зарубежья (Еревана, Астаны, Ульма, Порто-Ново и др.), среди которых: Л.А. Колыванова, д.п.н., профессор Самарского государственного социально-педагогического университета (председатель оргкомитета); Е.Н. Чеканушкина, к.п.н., доцент Самарского государственного технического университета (сопредседатель оргкомитета); Н.М. Белькова, член Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, к.э.н., Председатель межрегиональной общественной организации инвалидов «Пилигрим»; Д.З. Ахметова, проректор по непрерывному образованию, директор Научно-исследовательского института педагогических инноваций и инклюзивного образования, д.п.н., профессор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова; В.Н. Михелькевич, д.т.н., профессор Самарского государственного технического университета; А.Н. Тесленко, д.п.н., д.соц.н., профессор Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, директор Центра ювенологических исследований; Н.С. Бейлина, к.п.н., доцент Самарского государственного технического университета; И.А. Кудрейко, к.фил.н., директор Института педагогики Донецкого национального университета; О.Л. Назарова, д.п.н., профессор Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и многие другие.

В рамках конференции были обозначены следующие направления, среди которых:
1) История развития цифровизации образования.
2) Информационно-цифровая среда профессионального образования.
3) Цифровая культура и ценности российского профессионального образования.
4) Трансформация личности в условиях цифрового пространства.
5) Цифровая компетентность педагога.
6) Инновационная профессиональная деятельность педагога в условиях цифровизации.
7) Лучшие практики обучения с использованием цифровой образовательной среды.
8) Повышение квалификации педагогов в условиях цифровой трансформации.
9) Цифровые технологии обучения в образовательном процессе вуза.
10) Информационная безопасность в цифровой образовательной среде.
11) Цифровизация и инклюзивное профессиональное образование: проблемы и перспективы.
12) Некоммерческие организации в цифровом профессиональном образовании.
13) Цифровая транформация архивной отрасли.

На конференции участниками было представлено 25 докладов, раскрывающих отдельные аспекты регулирования цифровизации и информатизации профессионального образования.

В своем докладе Член Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, к.э.н., председатель Межрегиональной общественной организации инвалидов «Пилигрим» Н.М. Белькова отметила о важности развития и внедрения цифровых технологий в образовании, повышения IТ-компетентности и цифровой грамотности, онлайн-коммуникации, развития цифровых навыков субъектов образования на государственном уровне, что нашло отражение в нормативно-правовых документах, таких как: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», национальный проект «Образование», в который вошли проекты «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего» и др., Федеративный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Целевая модель цифровой образовательной среды» и др.

Активное участие в конференции приняли коллеги из Удмуртского государственного университета, раскрыв особенности цифровой подготовки будущего учителя (Т.А. Наумова– руководитель регионального отделения Лиги преподавателей высшей школы Удмуртской республики, к.псих.н., доцент); возможности образовательных онлайн-платформ как ресурса развития предпринимательского потенциала субъекта (О.В. Кожевникова – к.псих.н., доцент) и обучающего онлайн-курса на основе профессиональной коллаборации (А.С. Сунцова – к.псих.н., доцент).

Несмотря на сложнейшую обстановку в регионе, связанной с военной специальной операцией, коллеги из Донецкого государственного университета Е.И. Скафа – д.п.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики и методики преподавания математики и И.А. Кудрейко – директор Института педагогики, к.филол.н., доцент, приняли активное участие в работе конференции, поделившись с ее участниками опытом организации проектной деятельности будущих учителей по созданию чат-ботов с целью обеспечения коррекционной работы с обучающимися.

Особое впечатление на участников конференции произвел доклад уникального специалиста – Ю.В. Шумовой, к.ю.н., Президента Автономной некоммерческой организации «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий» (г. Челябинск), обозначившей актуальные проблемы информационных технологий в вопросах образования студентов с нарушенным зрением.

Впервые на конференции выступила О.Ю. Козырь, заместитель директора Российского государственного архива в г. Самаре с докладом «Виртуальные проекты Российского государственного архива в г. Самаре: расширение доступа к документальному научно-техническому наследию страны», затронув важные вопросы приобщения современной молодежи к историческому прошлому нашей страны через уникальные документы, сохранившиеся в Российском государственном архиве. Ольга Юльевна рассказала об интернет-проектах, которые проводит РГА в г.о. Самара: виртуальные выставки, видеофильмы, видеоэкскурсии, аудиопубликации архивных документов и т.д. В 2023 году сотрудники архива провели сетевую акцию «Читаем документы о войне», в которой приняли участие архивы, музеи, библиотеки, общественные организации, а также все желающие, в семейных архивах которых сохранились свидетельства того времени: письма, воспоминания, дневники, газетные вырезки.

Отрадно, что в этом году активное участие в конференции приняли аспиранты Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, аспиранты ведущих Самарских вузов (СГСПУ, СамГМУ и СамГТУ).

Подводя итог, участники конференции отметили важность научно-практической конференции по вопросам цифровой трансформации системы профессиональной подготовки будущих специалистов как для общества в целом, так и для сферы образования, в частности.

По окончанию конференции доклады выступающих были рекомендованы для опубликования в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки», включенного ВАК в Перечень рецензируемых научных изданий.

*

По теме

Back to top button