Главная / Общество / Генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин: «Мы сегодня думаем о будущем»

Генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин: «Мы сегодня думаем о будущем»

Почти 50 лет назад состоялся запуск ракеты-носителя «Восток», которая вывела на орбиту первый в мире пилотируемый космический корабль с Юрием Гагариным на борту. Две ступени этой ракеты были собраны на заводе «Прогресс», чьим преемником является ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», и с этого момента все запуски отечественных экипажей производятся на самарских носителях.

kirilin-478

Сегодня Центром «ЦСКБ-Прогресс» обеспечивается почти вся программа пилотируемых стартов на Международную космическую станцию. О достижениях и перспективах предприятия в интервью корреспонденту «ВК» рассказал генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин.

- Сохраняет ли Центр «ЦСКБ-Прогресс» лидирующие позиции среди российских предприятий космической отрасли?

- Если говорить о России, то в области разработки и изготовления ракет-носителей среднего класса мы являемся монополистами. В 2009 году Федеральным космическим агентством объявлен конкурс на создание космического ракетного комплекса (КРК) для космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке. В конкурсе принимали участие лучшие предприятия отрасли, и по его итогам головным разработчиком эскизного проекта по созданию космического ракетного комплекса среднего класса повышенной грузоподъемности нового поколения был определен ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара) в кооперации с ОАО «РКК «Энергия» (г. Королев, Московская область) и ОАО «ГРЦ Макеева» (г. Миасс, Челябинская область).

В настоящее время в нашем Центре разработаны эскизный и технический проекты на ракету-носитель среднего класса повышенной грузоподъемности «Русь-М». «Русь-М» - двухступенчатая ракета-носитель, выполненная по тандемной схеме. Первая ее ступень представляет собой связку из трех ракетных блоков, в которой используются кислородно-керосиновые двигатели РД180В разработки ОАО «НПО «Энергомаш», а на второй ступени – кислородно-водородные двигатели РД0146 разработки ОАО «КБХА». Начало летно-конструкторских испытаний ракеты-носителя с автоматическими космическими аппаратами запланировано на 2015 год, а пилотируемых кораблей - на 2018-й. То есть мы не стоим на месте.

- Приходится ли конкурировать с иностранными производителями космической техники и есть ли у вас совместные проекты?

- Мы конкурируем практически со всеми странами, которые предоставляют пусковые услуги, – это и Китай, и Индия, это и страны Европы и Америки. Но на сегодняшний день большая часть запусков проводится Россией - с территории Байконура и космодрома Плесецк. Сейчас в рамках нашего сотрудничества с Европой создается проект «Союз» в Гвианском космическом центре на территории Французской Гвианы. В 2011 году мы завершаем строительство стартового комплекса для запусков наших ракет на этом южноамериканском, экваториальном космодроме в Куру.

Несмотря на финансовый кризис, нам удалось заключить ряд хороших контрактов. В частности контракт на 21 пуск в Куру, на изготовление 21 ракеты и на аукцион по обеспечению еще до 24 пусков. Это внушительный портфель заказов, и серьезные инвестиции в российскую космическую промышленность.

- В чем, на ваш взгляд, заключаются конкурентные преимущества выпускаемой на «ЦСКБ-Прогресс» продукции?

- В линии ракет-носителей это, прежде всего, их качество и надежность. Мы провели девять глубоких модернизаций носителя. Сегодня эксплуатируется четыре вида носителей – «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2-1а», «Союз-2-1б», и в текущем году планируется начать эксплуатацию ракеты-носителя «Союз-СТ». Мы обеспечили более 1760 запусков. Ни одно предприятие в мире не провело такого количества пусковых кампаний.

- Какие еще задачи стоят перед предприятием на ближайшие 2-3 года?

- В 2011 году мы планируем завершить сборку и обеспечить запуск двух новых космических аппаратов, в том числе «Ресурс-П», так называемый «перспективный». Его уникальность - в наборе сканеров и установке трех съемочных систем, которые позволят получать информацию с Земли не в трех цветах, как сейчас, а в полной цветовой гамме и ближнем инфракрасном диапазоне.

Линия научного космоса у нас представлена аппаратами «Бион» и «Фотон». Очередной «Бион» - космический аппарат по изучению биологического воздействия на живые организмы - мы должны изготовить в 2011 году, а в 2012-м запустить. Космический аппарат «Фотон» предназначен для проведения экспериментов в области космической технологии, производства материалов и биологических препаратов в интересах различных отраслей промышленности и науки. Во время прошлого запуска «Фотона» на его борту было отработано более 20 международных научных программ.

Важное направление работы предприятия (в прошлом Государственного авиационного завода №1) связано с производством авиационной техники. Мы видим, что около тысячи региональных аэродромов сегодня не обеспечены современной авиатехникой, поэтому взялись за создание 10-местного самолета. 3 года назад был подписан контракт на выпуск самолета «Рысачок». А сейчас уже собран первый летный образец. Он создается как для того, чтобы обеспечить внутреннее региональное сообщение, так и для воссоздания отечественной школы подготовки пилотов. Этот самолет также можно будет использовать и в бизнес-авиации, и в работе МЧС. У самолета 2 двигателя, что обеспечивает хорошую жизнеспособность и управляемость. Но главное его достоинство - самая современная бортовая аппаратура.

В декабре 2010 года начаты испытания первого образца самолета, и до конца текущего года мы должны изготовить еще 2 летных образца, как говорится, поставить их на крыло. Есть опцион на 30 самолетов, в первую очередь для обеспечения летных училищ. В конечном итоге у нас будет конвейерная сборка. Та подготовка производства, которую мы обеспечили, позволит нам делать шесть самолетов в год, а если этот проект станет успешным, мощности предприятия позволят выпускать шесть самолетов в месяц, чтобы оснастить все аэропорты, которые сегодня простаивают.

Мы хотим доказать, что в России можно делать современную, перспективную авиационную технику. И решили начать с малого, заявить о себе как о компании, которая с 1958 года перепрофилирована на космические рельсы, но сохранила серьезные традиции производства высококлассной авиатехники.

Подробнее: www.vkonline.ru