Бывший руководитель минздрава Самарской области В.Куличенко, прощаясь с коллегами, подвел итоги своей трехлетней работы в регионе
Министр здравоохранения и социального развития Самарской области В. П. Куличенко, прощаясь с коллективом Минздравсоцразвития, впервые назвал сумму, которую удалось выделить на модернизацию здравоохранения Самарской области — более 8 млрд руб.
В своем обращении Куличенко отметил следующие: «Три года и три месяца я был вашим руководителем. Таково было решение человека, обладающего ныне всей полнотой ответственности за судьбу региона. Видит Бог, я не добивался этого назначения. Но, когда оно состоялось, принял его как величайшее доверие, колоссальную ответственность, возможность в новом качестве реализовать свое призвание — служить людям.
В меру своих сил и возможностей, порой на пределе их, я отдавал все свое время этому служению. Я прожил за эти три года путь, равный десятилетию обычной жизни.
Отдавая должное тем традициям и достижениям, которые сформировались в отрасли к моменту моего прихода, я старался сберечь их и приумножить.
Сегодня, уже вне ежедневной рабочей суеты, я впервые позволил себе оглянуться назад. И оказалось, что нам с вами удалось сделать не так уж мало.
Я вспоминаю, как в первые же дни работы нового Правительства региона нас посетил тогдашний Премьер Зубков с группой министров, в том числе с только что назначенной Татьяной Алексеевной Голиковой. Удалось тогда быстро сориентироваться и обозначить конкретную просьбу – выделить, наконец, федеральные средства на завершение строительства онкоцентра. Только опытные чиновники поймут, каких усилий стоило губернатору и всей команде добиться этого решения. Не сделай мы этого тогда, кризис надолго отложил бы долгожданный запуск объекта. Результат не заставил себя долго ждать. На только что завершившемся национальном конгрессе онкологов Т.А.Голикова отметила Самарскую область как регион, в котором не только диспансер, но и вся онкологическая служба работают на очень высоком уровне.
Нам удалось без серьезных потерь пережить тяжелейший экономический кризис, сопровождавшийся глубоким дефицитом финансирования программы госгарантий бесплатной медицинской помощи. Только посвященные знают, что к лету 2009 г. Мы подошли с прогнозам дефицита средств ОМС в 400 млн рублей. Надо было предпринимать решительные действия. Мы ввели строжайший контроль движения средств, обоснованности оплаты услуг, беспрецедентную по охвату экспертизу объемов и качества оказываемой помощи. Мы ввели с этого года наиболее эффективный способ оплаты медицинских услуг – фондодержание. Принимая такое решение, мы испытывали тревогу – а получится ли, не произойдет ли тяжелых сбоев в работе системы? И сегодня я могу смело утверждать, что благодаря принятым мерам мы удержали ситуацию, увидели позитивные тенденции, которые подтверждают правильность принятых решений. Мы видим, что руководство лечебных учреждений меняет позицию просителя дотаций фонда на оплату услуг, оказанных по показаниям и без, меняет на тактику активного планирования лечебной и экономической деятельности. Мы особенно четко видим это при защите заданий на 2011 год. Наш опыт уже заинтересовал экспертов федерального уровня, и о Самаре вновь говорят как о прогрессивном регионе.
В 2009 году (а достоверная статистика есть пока только по 2009 году) мы добились беспрецедентного снижения смертности, в первую очередь в трудоспособном возрасте – на 8 процентов. Другими словами, мы сберегли 2000 жизней трудоспособных жителей области. На 15 процентов меньше стала смертность в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения. Возможно, аномальная жара этого года внесет свои коррективы, но тенденция очевидна.
Мы открыли роддома в Сызрани и Похвистнево, перинатальные центры в Тольятти и ряде других муниципальных образований. Мы научились спасать маловесных детей, которые ранее были обречены. Именно в недавно открытом перинатальном центре в 5 больнице Тольятти врачам удалось спасти жизнь Наталье Рогачевой и всем ее четверым деткам, которые родились в один день, и родились очень слабыми. Я до сих пор переписываюсь с Натальей в “Одноклассниках” и с радостью наблюдаю, как все четверо ребят растут и нормально развиваются, недавно был у них в гостях.
Мы открыли детскую поликлинику в Сызрани и детскую больницу в Чапаевске. Мы не только сохранили, но и улучшили показатели материнской и младенческой смертности, в этом году они на историческом минимуме. А ведь именно эти показатели в наибольшей степени зависят от качества организации медицинской помощи.
В государственном учреждении – центре клеточных технологий мы организовали бесплатное выполнение операций ЭКО для бездетных пар, имеющих невысокий уровень дохода. Для других категорий эта услуга оказывается по адекватной, вполне подъемной цене.
Я считаю крайне важными и высоко эффективными те подходы, которые реализовались в нашем здравоохранении по инициативе Елены Игоревны Полубенцевой, заслуженного врача России, одного из лучших организаторов здравоохранения в стране. Она, кстати, тоже завершила вчера свой труд во благо нашего региона. Мы ввели ежедневный сбор информации и мониторинг всех тяжелых больных, находящихся в районных больницах и боьницах малых городов. Мы взяли “на карандаш” все случаи инфарктов и инсультов. Укрепили экстренную выездную службу в больнице Калинина. Благодаря ежедневному мониторингу мы стали активно переводить в областные учреждения тех больных, с которыми не справляются маломощные больницы. Теперь я с удовлетворением слышу от сельских докторов, что перевести в областное учреждение больного стало легче, и уже не удивляюсь, встречая в сельской больнице пациента, которому установили коронарный стент или выполнили шунтирование.
Особый этап – участие в сосудистой программе. Приятно было слышать, как заместитель Голиковой, В.И.Скворцова на одном из совещаний рекомендовала представителям регионов ехать в Самарскую область учиться как реализовывать федеральные программы.В четырех созданных сосудистых центрах мы теперь лечим инсульты по европейским стандартам. Кроме того, мало какой регион может похвастаться тем, что мы с вами организовали год назад. Теперь в Самаре пациент с острым коронарным синдромом при наличии показаний имеет возможность пройти экстренную коронарографию и стентирование. Так, как это происходит во всем цивилизованном мире, иногда в Москве иСанкт-Петербурге, и теперь – в Самаре. Если три года назад на весь регион было всего одно учреждение, в котором выполняются вмешательства на сосудах сердца, то теперь их 5 – четыре в Самаре и один в Тольятти.
В этом году мы вошли в программу совершенствования медицинской помощи при ДТП. И уже не вычеркнуть из истории областного здравоохранения, что именно в этот период впервые в сельской больнице, а именно в Сергиевске, а также в больнице Жигулевска появились компьютерные томографы. Доступность высокоточной диагностики заболеваний позволит спасти многие жизни, я в этом уверен.
Мы открыли центры здоровья для взрослых и детей. И спрос на их услуги огромен.
Мы спасли целую медицинскую службу в регионе – противотуберкулезную службу. Дефицит кадров там составлял 60 процентов, она была в 2007 году уже у опасной черты. Мы увеличили сотрудникам службы оплату труда в 2 раза, смогли привлечь новые сестринские кадры туда, и впервые за более чем 5 лет во фтизиатрию пришли молодые врачи – интерны.
Я с первых дней работы стремился привнести в качестве идеологической основы здравоохранения принцип Evidencebasedmedicine – медицины, основанной на доказательствах. Это оказалось крайне трудной задачей. Не все, далеко еще не все коллеги поняли, прочувствовали и стали разделять эту парадигму всего цивилизованного медицинского мира. Но уже создана методологическая база, получила вторую жизнь областная медицинская библиотека, ставшая уникальным центром получения медицинской информации, с ее филиалами и обученными нами специалистами. Надеюсь, что эти усилия не пропадут, а будут продолжены. Так как любое назначение врача должно сегодня, в 21 веке, основываться на строгих научных данных, на доказательствах эффективности и безопасности. Если бы этот принцип неукоснительно соблюдался, то не назначалось бы, к примеру, прогревание постинъекционных инфильтратов, от которого польза не доказана, а вот абсцессы иногда формируются, что показала недавно тольяттинская ситуация.
Как врач и педагог, я считаю, что качество оказываемой медицинской помощи – это прямая производная от качества образования врача. И в равной степени – его непрерывного профессионального развития и самосовершенствования. Именно исходя из этого понимания, я инициировал пилотный проект по внедрению в регионе европейской модели непрерывного медицинского образования. Проект идет трудно, как и все новое, но первые плоды уже есть и, возможно, наш опыт будет использован и на федеральном уровне.
Сегодня только ленивый не критикует существующую в стране систему льготного лекарственного обеспечения. И действительно, есть за что. В большинстве субъектов льготники уже не доверяют ей, забирая деньги в надежде, что смогут обеспечить себя лекарствами. Мы постарались сделать все, что сегодня возможно, при нынешней нормативной базе. В результате 30 процентов льготников все же доверили нам лекарственное обеспечение, и это самый высокий показатель в ПФО, так как в соседних субъектах в системе остались лишь 13-20 процентов. Мы обеспечили открытость процедуры закупок лекарств. Только благодаря разделению поставки лекарств и логистической услуги, а также содействию конкуренции, мы сэкономили для государства сотни миллионов рублей, и смогли направить эти средства на дополнительную лекарственную помощь людям.
Впервые у жителей региона появилась возможность записаться ко врачу через интернет, а также найти через интернет в какой из аптек необходимое лекарство продается по лучшей цене.
Мы спасли систему санаториев региона, когда Фонд социального страхования прекратил финансировать долечивание в санаториях. Пришлось не просто взять эти расходы на областной бюджет, но и провести огромную организационную работу. И провели мы ее без сбоев.
Наконец, мы провели беспрецедентную инвентаризацию отрасли, которая позволила сформировать одну из лучших в стране программу модернизации регионального здравоохранения. Ее авторами стал коллектив, в котором ключевую роль сыграли Е.И.Полубенцева, С.А.Вдовенко, ТФОМС, МИАЦ, специалисты министерства и областных учреждений. Мы рассчитывали получить у федерации 4-5 млрд рублей. Но сегодня я впервые могу объявить, что благодаря качественной подготовке, достойной презентации в Москве проекта программы, на ее реализацию Самарская область получит без малого 8 млрд рублей! Беспрецедентный объем федеральных инвестиций в региональное здравоохранение! Причем часть этих средств пойдет не только на стены и оборудование, но и на внедрение новых медицинских стандартов. А это – и современные методы лечения, и дополнительная оплата труда медиков.
Уважаемые коллеги – социальные работники! Пока я, врач по образованию, изучал премудрости социальной защиты, я исповедовал главный врачебный принцип – “Не навреди!” Я старался сберечь то лучшее, что было в системе соцзащиты, и только приблизившись к ее пониманию, я позволил себе, с вашей помощью, реализовать ряд инициатив.
Мы с вами разработали один из первых в России законов о создании безбарьерной среды для маломобильных людей. И мы видим, как месяц за месяцем внедряется в нашу жизнь это понятие, как руководители самого разного уровня обращают свое внимание на проблемы инвалидов, проникаются идеей создания безбарьерной среды. Мы создали комиссию по делам инвалидов при Губернаторе, инициировали проведение ежегодных встреч Губернатора с общественными организациями инвалидов, по итогам которых приняты важные решения, многие из которых реализованы и действительно сделали жизнь инвалидов лучше. Достаточно сказать, к примеру, что мы единственный регион в стране, где в каждом районе есть соцработник, обученный сурдопереводу, и слабослышащий человек может быть сопровожден в поликлинику, аптеку или госучреждение.
Мы первыми закрепили в региональном законе создание приемных семей для одиноких пожилых граждан и инвалидов. Одинокие люди приобрели вторые семьи и избежали попадания на койку (достаточно дорогостоящую для государства) в пансионат или интернат. Наш опыт изучает теперь вся страна.
Именно наша область выступила с инициативой передачи регионам полномочий по выдаче инвалидам технических средств реабилитации и путевок на санаторное лечение. Мы могли этого не делать, так было бы спокойнее, но людям-то порой приходилось в соседние районы ездить в ФСС, да и встречали их там специалисты, не особо компетентные в науке реабилитации. Теперь мы приблизили помощь к людям, хотя это нам стоило колоссальных организационных усилий. Теперь к нам ездят изучать этот опыт со всей страны.
Мы начали реализовывать еще одну инициативу, и здесь я могу уже сказать о своем авторстве этой инициативы – мы создали так называемые “Школы ухода” для инвалидов и родственников, которые за ними ухаживают. На занятиях мы рассказываем о современных средствах реабилитации, новинках этого рынка, учим правильно пользоваться вспомогательными устройствами, учим родственников правильному уходу и особым приемам обращения с инвалидами.
Благодаря развитию технологий домашнего ухода, благодаря новым подходам в определении нуждаемости в уходе, грамотному управлению ресурсами стационарных учреждений, мы существенно сократили очередность в дома престарелых и интернаты.
Наш социальный портал Супрема вышел в большую сеть, получил свое развитие и был признан лучшим региональным социальным порталом в стране.
Мы спасли от разрушения систему оздоровления и отдыха детей, когда федеральное министерство подбросило нам в ноябре 2009 года “подкидыша” в виде отказа финансировать через ФСС детский отдых. Мы не только смогли убедить Правительство и Губернатора выделить средства. Мы без сбоев с нуля создали собственную систему организации круглогодичной и особенно летней оздоровительной кампании.
Конечно, наша работа состояла не из одних только успехов. Были и сложности».
*