Главная / это Архив / Мы помним ту войну / Самарская область в годы Великой Отечественной войны: статистика

Самарская область в годы Великой Отечественной войны: статистика

Минуло 70 лет с тех пор, как закончились страшные годы Великой Отечественной войны. Победа была достигнута объединенными усилиями фронта и тыла, снабжавшего войска всем необходимым. Самарская область (в то время называвшаяся Куйбышевской) не осталась в стороне и внесла свой вклад в достижение великой цели. Драматические события, свидетелем которых являлась страна в военные годы, можно проследить через статистические показатели экономического и социально-культурного состояния нашего региона.

voina-collage

Промышленность

С началом войны началась огромная работа по эвакуации стратегически важных предприятий вглубь страны. Так Куйбышевская область стала важным промышленным центром, предприятия, ранее выпускавшие мирную продукцию, переходили на производство боевой техники и оружия.

Осенью 1941 г. на Безымянке начал производство боевых самолетов авиационный завод (ныне ОАО «Авиакор-Авиационный завод»), созданный на базе эвакуированных Воронежского и Московского авиационных заводов. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности выросла в 4 раза, то в Поволжье – в 5 раз. Куйбышевские авиастроители произвели и отправили на фронт 36163 самолетов-штурмовиков, а также 4996 усовершенствованных штурмовиков ИЛ-10.

Завод им. М.В. Фрунзе (ныне ОАО «Моторостроитель»), также эвакуированный из Москвы, уже в мае 1942 г. заметно увеличил выпуск моторов АМ-38 по сравнению с количеством, выпускаемым прежде на московской площадке.

Первый Московский подшипниковый завод (ныне ОАО СПЗ-4), прибывший в Куйбышев осенью 1941 г. в ноябре выпустил 3 тыс. подшипников и ежегодно продолжал наращивать объемы производства. 9 ГПЗ помимо подшипников выпускал минометы, снаряды, гильзы, гранаты и литье. На счету рабочего коллектива 70 тыс. минометов, 500 тыс. снарядов и гильз к ним, 2,5 млн. гранат.

Куйбышевский Станкозавод (ныне ОАО «Средневолжский станкозавод») увеличил выпуск станков и за короткий срок наладил производство продукции для фронта, в том числе детали для производства легендарных «Катюш».

Проблема топлива в те годы была одной из самых жгучих. Особенно дефицитной стала нефть, которая использовалась не только как топливо, но и как сырье для выработки горюче-смазочных материалов, необходимых фронту. Нефтяники быстрыми темпами наращивали добычу. Добыча нефти за годы войны выросла более чем в 4 раза, производство бензина – в 2 раза.

Но мало было добывать нефть. Ее нужно было переработать в авиационный бензин для самолетов, в дизельное топливо для танков, в смазочные материалы. Вот почему в рекордно короткие сроки были построены Сызранский нефтеперерабатывающий завод и Куйбышевский нефтеперабатывающий комбинат.

В военные годы в области родилась газовая индустрия. С сентября 1943 г. по июль 1945 г. промышленные предприятия Куйбышева получили 260 млн. кубометров газа.

Четыре года напряженной работы во имя победы превратили Куйбышевскую область в один из крупнейших индустриальных районов Советского Союза. Число крупных промышленных предприятий увеличилось с 597 в 1940 г. до 782 в 1944 г., мощность электростанций возросла в 2,5 раза. Гигантский скачок совершила производительность труда в промышленности: по сравнению с довоенным уровнем она выросла на 270,7%.

Транспорт

Условия для перестройки работы транспорта были крайне сложные, поскольку одновременно с воинскими и обычными перевозками продолжалась эвакуация населения, промышленных предприятий, сырья. За период с 22 июня по 31 декабря 1941 года железнодорожники Куйбышевской дороги провели более 5,5 тыс. тяжеловесных поездов и перевезли сверх нормы почти миллион тонн грузов. За годы войны достроено более 400 км новых путей, а после присоединения в 1942 г. части Пензенской железной дороги, Куйбышевская железная дорога по протяженности стала самой большой дорогой по сети Советского союза.

Также в области получил развитие трубопроводный транспорт. В 1942 – 1943 гг. был построен самый крупный для того времени в стране газопровод Похвистнево-Куйбышев и газопровод Бугуруслан-Куйбышев, протяженностью 145 км.

Самоотверженно трудились и речники. За годы войны Средне-Волжским речным пароходством перевезено около 14 млн. тонн грузов.

Сельское хозяйство

Среднее Поволжье стало одной из важнейших сельскохозяйственных баз Советского Союза. В годы войны на долю Куйбышевской области приходилась пятая часть зерна, производимого всем Поволжьем. Из-за призыва в армию большинства мужчин-хлеборобов, трудовые ресурсы в колхозах сократились на 46%, удельный вес женского труда вырос в 2 раза и составил 75%. Также сократилось финансирование сельского хозяйства, так как для нужд фронта были изъяты тысячи тракторов и автомашин, десятки тысяч лошадей.

Очень большое значение имела уборка урожая в первые годы войны. Именно в период 1941-1942 гг. заготовлено больше всего хлеба (9 млн. центнеров).

Наиболее тяжелым для сельского хозяйства оказался 1943 год. Из-за засухи и суховеев получена низкая урожайность. Средняя урожайность зерновых в области составила лишь 4,9 центнера с гектара. Так, по сравнению с 1942 годом, зерна было сдано государству практически в два раза меньше, а именно – 145,3 тыс. тонн.

Война нанесла ущерб сельскому хозяйству Куйбышевской области, за годы войны сельское население сократилось с 976,1 до 813,1 тыс. чел. Трудоспособных колхозников уменьшилось на 130,6 тыс. чел. Общая посевная площадь сократилась почти на четверть, орошаемые площади почти в 10 раз. Упали плодородие, валовые сборы, объемы заготовок.

Несмотря на сложнейшие условия труда, нехватку рабочих рук и техники, за годы войны труженики сельского хозяйства сдали государству 97,7 тыс. тонн мяса, 167,3 тыс. тонн молока, около 3 тыс. тонн шерсти и 82,4 млн. пудов зерна, внеся тем самым весомый вклад в обеспечение продовольствием армии и тыла.

Строительство

На протяжении всей войны в области велось огромное по тому времени капитальное строительство, без этого процесс массового восстановления эвакуированной промышленности был бы невозможен.

Только летом и осенью 1941 г. были построены 2 самолетостроительных завода, эвакуированных из Москвы и Воронежа, моторостроительный завод, пять заводов, производящих вооружение для самолетов, пропеллерные винты, пневматическое оснащение самолетов. В этот же период была сооружена первая очередь Безымянской ТЭЦ, достроена и расширена Куйбышевская ТЭЦ. Также в области построено свыше 30 временных аэродромов.

Кроме вышеназванных объектов в годы войны были сооружены: электрифицированная железная дорога Куйбышев – Безымянка (12 км), трамвайная линия Куйбышев – Безымянка (12,3 км), Сызранский локомотивный завод, Сызранский нефтеперегонный завод, Заборовский и Зольненский нефтепромыслы, Тимашевский сахаропесочный завод, подшипниковый завод №4, железная дорога Ульяновск – Вольск протяженностью 319 км, автоматическая телефонная станция, первая очередь завода стройфаянса и другие.

Жилищное строительство продолжалось и в труднейших условиях войны. Рабочие Безымянки получили 129006 м2. жилья, открылись 4 школы на 2080 мест, 5 клубов на 3800 мест, 6 детсадов и яслей, 4 магазина, 10 столовых и 6 мастерских бытового обслуживания. Из маленькой степной станции Безымянка превратилась в крупнейший промышленный район города.

Продолжалось строительство и нескольких зданий культурно-бытового назначения. В сентябре 1942 г. в Кировском районе открылась центральная больница на 400 коек, расширились роддом, детская больница, женские консультации. В 1943 г. начали работу Дворец пионеров, детская спортивная школа на стадионе «Спартак». Осенью 1943г. ремонтируется центральный парк им.А.М.Горького, открываются парки в Кировском районе, детский городской на месте бывшей спортивной площадки мукомолов.

В годы войны в северо-восточной части города возникли и сформировались три новых административных района: Кировский, Молотовский (ныне Советский), Сталинский (ныне Октябрьский). Получили развитие также Красноглинский и Куйбышевский районы.

Наука и образование

В победе над врагом в годы Великой Отечественной войны сказалась и выдающаяся роль науки, отечественной системы народного образования и воспитания. Важное образовательное и воспитательное значение приобрел общеполезный труд учащихся, получивший в годы войны невиданный доселе размах. За четыре военных года учителя и учащиеся области выработали 7 млн трудодней.

Большое значение в военный период приобрели школы ФЗО и ремесленные училища – основной источник пополнения квалифицированных промышленных кадров. За 1941-1945 гг. учебные заведения трудовых резервов подготовили 69411 молодых рабочих.

До 1941 г. в области работали 8 вузов с контингентом студентов 5135 чел. и 35 техникумов с контингентом учащихся 7769 чел. В 1945 г. было уже 9 вузов с контингентом студентов 8213 чел. и 40 техникумов с контингентом 13738 чел. Три четверти вузов, техникумов и, соответственно, студентов и учащихся находились в областном центре.

Тревожным летом 1942 г. с целью подготовки кадров высшей квалификации в Куйбышеве был открыт авиационный институт. Тогда же на базе расформированной военно-медицинской академии был создан медицинский институт. За годы войны вузы области дали стране 4906 специалистов, в том числе 1173 инженера, 1550 врачей, 1528 учителей, 271 агронома и лесовода, 384 экономиста-плановика.

Здравоохранение

В годы войны в Куйбышеве и области была развернута целая сеть госпиталей, больниц, которые были необходимы для решения проблем здравоохранения населения.

В первые и наиболее тяжелые годы войны в Куйбышеве действовало 19 госпиталей, которые максимально были рассчитаны на 9400 коек. Однако в последующие годы число госпиталей снизилось до 17, а вместе с этим и уменьшилось число мест до 7800 коек. К 1944 году в регионе находилось 107 больниц, что на 17 больше, чем в довоенные годы, при этом большая их часть находилась в сельских поселениях области.

Культура

Культурная жизнь области в годы Великой Отечественной войны была очень интенсивной. В Куйбышеве в эвакуации находились Государственный академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио.

Несмотря на трудности военного времени в области расширилась сеть творческих коллективов. Был создан симфонический оркестр, организован музыкальный лекторий государственной филармонии, хор русской песни, в Сызрани были открыты драматический театр, кукольный театр, детская музыкальная школа. За годы войны с 1941 по июнь 1945 гг. в Куйбышеве было выпущено 132 премьеры: драматическим театром – 51, оперным – 31, кукольным – 50 премьер. Показано 5977 спектаклей, из них для детей – 2755. На спектаклях присутствовало 2,5 млн. чел., из них детей – 650,9 тыс.чел. Проведено 17972 концерта, из них: симфонических – 734, эстрадных – 16856.

В военные годы Куйбышевская область внесла весомый вклад в общее дело на благо великой победы, став запасной столицей Советского Союза. Объединенные усилия людей, не утративших надежды и мужества, не отчаявшихся и не опустивших руки в то страшное время, обеспечили для нас мирное небо над головой.

Самарастат