Главная / Видео / Люди / "Я так думаю!" Антон Трещилов, диггер (saiLor)

"Я так думаю!" Антон Трещилов, диггер (saiLor)

- В Самаре вы известны многим, как один из основателей и участников диггерского движения, с этого и начнем разговор, Самара - это такой таинственный город, который не зря, наверное, долгие годы был закрытым для иностранцев, тут насыщено было все космической промышленностью, наверное, хотели секреты сохранить. И современная жизнь, она, тоже во многом засекречена и мы не всё понимаем, что здесь происходит... А самое главное, что здесь очень богатая история, связанная с самарскими подземельями, бункерами, тоннелями, катакомбами и всякими прочими подземными ходами и штольнями, о которых мы и поговорим.

- Сегодня мы в редакции "Самара today" мы приветствуем Антона Трещилова, человека известного в Самаре. По образованию вы инженер, инженер-гидротехник.

- Да.

- В Самаре во многом вы известны, как один из основателей диггерского движения, один из его участников и сегодня мы, наверное, с этого и начнем разговор, потому что Самара - это такой таинственный город, который не зря, наверное, долгие годы был закрытым для иностранцев, потому что тут насыщено было космической промышленностью, наверное, то, что хотели секреты сохранить. И современная жизнь, она, наверное, тоже во многом засекречена и мы не всё понимаем, что здесь происходит... А самое главное, что здесь очень богатая история, связанная с самарскими подземельями, бункерами, тоннелями, катакомбами и всякими прочими делами, о которых мы поговорим.

И, конечно, самое известное, открывшееся в перестроечное время - бункер Сталина, о котором узнали все и это стало сенсацией для всех, но люди-то более опытные, они посмеиваются просто над теми, кто просто ходят по поверхности, они говорят: "А есть еще бункер Берии, а есть еще..."

Поскольку штаб Приволжского военного округа, там свои стратегические какие-то проекты были и от гражданской обороны сооружения,- есть много информации о Самаре подземной. Информации много, но реально, кто там побывал, их не так много. Вот вы много видели вообще под Самарой?

- Скажем так, видел то, где бывал и, естественно, по фотографиям. Есть объекты, в которые мне лично попасть не удалось, но я их изучал, у меня были там товарищи, видел фотографии. Да, в принципе, достаточно много чего под Самарой сделано.

- Ну, что, например?

- Лично я видел, естественно, бункер Сталина, это, конечно, как визитная карточка, одна из визитных карточек нашего города сейчас стала и, в принципе, не зря. Потом бункер Берии, там побывал не один раз.

- То есть, он реально существует как бункер?

- Он недостроен, этот объект недостроен. Он, по сути, представляет сеть коридоров, обетонированных, с земляным полом, где торцы просто забутованы деревянными щитами. Сейчас это уже находится в достаточно, даже не плачевном, а опасном состоянии, потому что щиты прогнили, грунт уже идет в тоннели, случались даже провалы поверхностные.

- Это, если Берии, то это нужно говорить, что это позже строилось, чем Сталина?

- Нет, это строилось в одно и тоже время. Вообще, всплеск подземного строительства в Куйбышеве как раз пришелся, я даже расширю, наверное, временные рамки, на конец 30-х годов и заканчивая 1942-1943 годом. Причем, некоторые объекты строились именно не как какие-то такие временные, поспешные сооружения, потому что война началась и нужно было срочно эвакуировать дипкорпуса, правительство, это все известно. А, в общем-то, у нас создавалось такое впечатление, оно, конечно, пока документально подтверждено не совсем на 100%, то, что некоторые объекты были запланированы заранее, до начала войны. Отсюда может вытечь более интересная тема, что роль Куйбышеву была уготована несколько иная, чем просто запасная столица, но это лично наше мнение, но оно, скажем так...

- Есть тому факты, да?

- ...есть тому факты, да. Есть некоторые факты, которые могут это подтверждать, что у правительства Сталина были какие-то виды на Куйбышев гораздо серьезнее, чем просто, как на запасную столицу на случай войны.

- В том числе и объекты под площадью Куйбышева, говорят, что они достаточно...

- Да, объекты эти, что бункер Сталина, что второй, вам тоже сейчас наверняка известен, что там большой бункер находится под площадью Куйбышева, имеет выход на территорию двора театра оперы и балета. Раньше находился еще один выход непосредственно в сам театр, но его заделали, поскольку где-то в 50-60-е годы большая инфильтрация безбилетников через него шла.

- Правда?

- Да. Поэтому выход заделали. Работники, служащие бункера пускали своих родственников через этот вход на спектакли.

- Ну, а в виде теории есть еще и такие, что выходы были где-то и дальше, где-то там вообще за пределами центра города.

- Легенды, я думаю, наверное, у каждого города найдутся, которым более ста лет, скажем так, хотя, в принципе, соседний город Новокуйбышевск, из которого я рода, город молодой и то там уже появились свои мифы и легенды о новокуйбышевских подземельях.

- Да вы что!

- Да. Но они, правда, были нами развенчаны, все оказалось гораздо скромнее, хотя тоже очень интересно.

- Это может быть гражданская оборона.

- Даже это не гражданская оборона, раньше была, до 1960 года, так называемая, система НПВО, местная система ПВО, в которую были вовлечены граждане. Она хорошо известна всем по фильмам художественным, люди сидели на чердаках, тушили бомбы зажигательные.

- Или бомбоубежища внизу.

- Да, да. Потом эта система прекратила существование, она стала не нужна, в общем, это к этой системе относится как раз, вот эти подземелья Новокуйбышевска. Но вернемся к Самаре. Некоторые объекты строились и были запланированы гораздо раньше, до начала войны, от отсюда такая тема интересная взялась.

- Ну, да, есть же теория, описанная даже писателями, Суворовым в том числе, о том, что строительство каменоломен в районе Сока, там это вообще говорилось, есть даже теория, версия о строительстве гидроузла, это было для отвода глаз, для того, чтобы можно было построить вот эти объекты.

- Такая версия существует, но она пока что не подтверждена и я не знаю, она, наверное, документально вряд ли подтвердится, потому что, если это действительно так было, то тема очень серьезная, она до сих пор засекреченная. А, тем более, мы, работая в архивах, столкнулись с очень интересной особенностью тех лет, это, как раз, тридцатые, начало сороковых годов, что многие решения принимались фактически, скажем так, по ходу пьесы, со слова. Допустим, было принято решение делать так, выпускали постановление и все. Даже, допустим, бункер Сталина, второй бункер большой, под площадью Куйбышева, они строились даже без предварительных смет, финансирование шло по факту. Поэтом, если и было какое-то решение принято относительно тех штолен, которые находятся под горой Тип-тяф, то сейчас пока документов не найдено и, наверное, вряд ли они будут найдены, потому что, я говорю еще раз, очень многое делалось фактически просто по приказу, по устному.

- Для вас ведь не секрет, что, особенно последнее время, вновь такой всплеск разговоров о подземных штольнях, о подземных ходах, по которым можно уже на существующих рельсах прогнать вагонетку чуть ли не с Красной Глинки до площади Куйбышева и, якобы, этот проект может рассматриваться при сооружении быстрого метро, или быстрого трамвая? Мы понимаем, что те, кто об этом говорит, он или что-то знает, но не договаривает, либо это совсем сказка?

- Я думаю, что это не совсем сказка, опять же, это мое личное мнение, которое сложилось в течение тех лет, сколько я увлекаюсь диггерством, так можно сказать. Почему это не совсем сказка? Во-первых, я, может быть, начну издалека. Первый раз об этом легендарном тоннеле через весь город, который идет, якобы, от Хлебной площади и до подземного холодильника...

- Даже от Хлебной площади?

- ...да, я услышал, когда мне было пять лет от отца, когда мы еще жили здесь, в Куйбышеве, на Безымянке. Я тогда услышал от отца такую информацию интересную о том, что в Жигулях находятся ракетные шахты и вот, наверное, можно сказать, что тогда я и заинтересовался, хотя мне было очень мало лет, но это была тайна, это было непознано, это было интересно и это я запомнил, о том, что по Куйбышеву тогда ходили упорные слухи о существовании вот этого гигантского тоннеля. Потом появился второй толчок решительный, это было после книги Суворова, тем более, когда мы узнали, что Суворов, оказывается, служил вовсе не во Львове, не в штабе львовского округа, а здесь он служил, в нашем штабе и, как раз, период написания его книг, вот этот "Ледокол" и все такое прочее, он, как раз, служил здесь, а во Львове он никогда не служил.

- И эти факты все он мог знать.

- Да. Причем, он служил в отделе, именно когда он имел отношение к ГРУ и здесь служил в отделе разведки. Такое впечатление складывается, что он имел доступ к каким-то документам, потому что и опять же, это правило многих, что гораздо удобнее перемешать правду с вымыслом, чем выдавать в чистом виде все, больше поверят и у него, действительно, все это перемешано, правда с вымыслом перемешана.

- Поэтому, он наверняка что-то знал и наверняка имел доступ к неким документам, которые все-таки говорят, что действительно в Куйбышеве, по крайней мере, было начато строительство какого-то гигантского подземного сооружения. Было ли оно закончено, было ли оно не закончено, про это пока неизвестно, но пока что такое впечатление сложилось, что строительство было начато.

- А вот ваши все эти диггерские попытки проникнуть глубоко под Самару, они вас приводили к какой-то закрытой двери, забетонированному проходу, или информация, что «сюда нельзя», либо это пока только в воспоминаниях все и держится?

- К закрытым дверям  приводили, но двери, как правило,  либо вели в какие-то локальные  помещения, либо в никуда. Насчет забетонированных входов, тут все гораздо сложнее. Дело в том, что визуально их обнаружить крайне сложно, если, допустим, пример взять из этой же комнаты вела когда-то эта дверь куда-то, потом это заложили кладкой в два кирпича и ее даже молотком не простукаешь, звук будет все равно глухой. Отштукатурить стену, под интерьер подвести и никто визуально не догадается, что когда-то здесь был проход, хотя, опять же, теоретически можно предположить, что между бункером Сталина и большим бункером под площадью Куйбышева существовал тоннель, но тут, как бы, из чувства логики…

- Ну, логика подсказывает.

- …да, логика подсказывает.

- Конечно, их нельзя  было строить автономно.

- Да, тем более строились  они в одно и то же время.

- Да, еще же есть история  про туннель, который к Волге,  якобы, вел.

- Эта тема до сих  пор актуальна, есть люди, которые  сейчас эту информацию собирают, копают, но тут тоже, как бы, исходя  из логики, что этот тоннель,  скорее всего, был только начат,  потому что ибо, если есть  начало, то должен быть и конец.  На  том берегу конца, скажем  так, пока не видно, пока  он не нашелся.

- Или они дальше так  далеко ушли, что мы конец не  найдем.

- Хотя тут, исходя из  сложности самой технологии прокладки  тоннеля всегда выбираются какие-то, допустим, через водную преграду  он проходит, наиболее узкое место,  наиболее узкий створ, чтобы  берега были как можно более сухие в течение всего года, чтобы было, как можно меньше затапливало, поэтому та версия, что тоннель идет до Рождественно, она не выдерживает критики по той причине, что там берег достаточно пойменный и пришлось бы тянуть очень далеко до коренного берега. Инфраструктура тоже должна какая-то существовать на том берегу, иначе, скажем так, если есть тоннель, значит, он для чего-то должен быть, какая-то причина должна быть для того, чтобы его построили.

- И есть еще сеть  коммуникаций подземных под санаторием  Приволжского округа бывшего,  под ПРИВО, санаторием ПРИВО,  но и не только. Это же тоже отдельная такая  структура и, вполне возможно, она шла, ее развитие шло  параллельным, или автономным каким-то  путем?

- Под санаторием «Волга»  сеть коммуникаций есть, хотя, конечно,  это может быть громко сказано.  Там существует объект, который  тоже был построен в сороковые  годы, это бывший командный пункт,  причем функционировал он где-то, не соврать, до начала восьмидесятых  годов…

- Как реальный объект?

- …да, потому что у меня был свидетель, сейчас он умер, который там был, у него был дедушка военный в высоком чине и он туда его водил на экскурсию, скажем так. Там была дежурная смена, сидели военные, в общем, объект работал. Он достаточно интересен по конструкции, но тоже, опять же, у нас общая такая тенденция по подземельям Самары давно уже складывается, такова, что ни один объект, чем дольше мы их изучаем, тем больше появляется вопросов. Потому, что, допустим, если изучать какие-то другие объекты, то про них можно сказать что-то определенное, что там было что-то построено для этой цели, оно функционировало, потом прекратило свое функционирование, либо до сих пор объект работает, но, как правило, в общем-то, более-менее все ясно. У нас очень много объектов, назначение которых до конца непонятно, потому что мы, когда начали первый раз ходить в тот же бункер ПРИВО, у него такое название, уже прижившееся, бункер ПРИВО, то, во-первых, у нас сразу возникли вопросы по поводу того, что там обустроен очень мощный ствол, как в бункере Сталина, но в конце ствола этого идет довольно такое, маленькое развитие самого бункера. Есть один коридор, несколько помещений, зал, наверняка план его тоже всем известен. Когда мы стали уже тоже при помощи интернета, кстати, интернет он действительно явился таким мощным толчком для развития нашего хобби, нашего увлечения, потому что мы начали общаться с коллегами из других городов, в частности, из Москвы, где опыт-то у людей гораздо больше, то сразу тоже стали возникать вопросы, что очень странная конструкция. Как правило, когда такой объект строится, то смысла в заложении такого ствола, достаточно дорогого и трудоемкого по технологии, нет.  Создалось впечатление, что этот объект не достроен, как объект, опять же, бункер Берии не достроен, как эти слухи по поводу вот этого большого тоннеля, хотя они же не могут появиться на пустом месте? Я так считаю.

- Конечно.

- Раз дым пошел, значит, где-то и огонь был, значит, получается, что мы просто этот  тоннель пока что не нашли,  хотя наверняка зачатки его  однозначно существуют.

- А кто-то умный сидит  и все знает, но молчит.

- Ну, наверняка кто-то  знает. И по поводу бункера  Берии та же самая ситуация, что впечатление такое, что  объект не достроен, что закладывалось  что-то более глобальное. И, что  интересно, строительство всех  объектов  у нас было прекращено  где-то в середине войны, как  будто сменилась какая-то такая  глобальная концепция, как будто  это все стало не нужно. Потому  что, допустим, тот же бункер  Сталина, он тоже странный, у  него, по сути дела, только один  выход. Если ударить чем-то  более серьезным, чем, я не  помню, Фа 2000, что ли, был расчет на удар, на прямое попадание, если, допустим, ударить чем-то более серьезным, то оттуда, снизу просто не выйдешь, тоже нелогично. Тогда зачем он нужен в таком состоянии? Тот же бункер под площадью Куйбышева, он сдан был недостроенным, нами в архиве была найдена пояснительная записка к приемочному акту, он был сдан недостроенным: без дизеля электростанции, без фильтро-вентиляционной установки, с одним подводом электричества, хотя по проекту планировалось два независимых – от Самарской ГРЭС, от Безымянской ТЭЦ, он был сдан в эксплуатацию с одним подводом электричества вместо двух. В общем-то, с одной стороны, недоделки достаточно серьезные и крупные, но, с другой стороны, никто не пострадал, как будто, люди решили, что так и нужно.

- То есть, пропал интерес?

- Пропал интерес, да.

- Я думаю, что диггеры  и люди увлеченные, интересующиеся  в конечном итоге все-таки раскопают  более точную информацию и  когда-нибудь Самара, наверное, узнает, хотя и сегодня мы говорим  из первых уст с человеком,  который знает больше многих гораздо и, вы видите, мы не можем стопроцентно сказать о том, что завтра могут по этим мифическим тоннелям курсировать какие-то поезда.

- Это, еще раз скажу,  это будет вряд ли, хотя бы по той причине, что конструкция тоннелей тех лет, она в принципе не предусматривает прохождение поездов, потому что такое тоннель? Шесть с половиной метров диаметра, это самое главное, чтобы могли поезда проходить, хотя я могу сказать еще одну интересную вещь: как-то тоже в интернете я наткнулся на один документальный фильм, не помню сейчас, к сожалению, кто его снимал, но была такая сборная солянка по подземным темам, московская, куда было нарезано очень много всяких московских сюжетов и попал, в том числе, наш сюжет об открытии самарского метро, на тот момент куйбышевского. И, что интересно, некоторые работники метростроя, тогда у них брали интервью, когда только открывалась первая ветка, многие работники метростроя почему-то в этом интервью сказали, что куйбышевское метро начинали строить на базе уже существующих тоннелей на Безымянке. Вот эта информация, она  у нас пока на контроле.

- Подвисла, да?

- Да, она подвисла, она не опровергнула и не подтверждена.

- Ну, потому что в районе  площади Кирова тоже есть некие  подземные сооружения, о которых  писали в интернете и тоже не до конца ясно, что это, куда это ведет и откуда  это происходит, так?

- Вы понимаете, эти  сооружения мы пока не нашли,  хотя одно время очень активно  занимались их поисками, но по  всем тем наводкам, которые у  нас имелись, найти нам ничего  не удалось. Вот, как раз,  мы были именно в подвале  дома пионеров на улице Физкультурной,  причем были официально, договаривались  с руководством, нас туда пускали,  мы осматривали, ничего там  не нашли подозрительного. Были  в подвале школы, не помню, 141-й,  которая там недалеко, тоже там  ничего подозрительного не было  обнаружено, даже в свое время  у нас одни ребята очень  активные раскопки вели веншахты на территории дома пионеров, тоже ничего обнаружено не было. Веншахта вела всего лишь в подвал этого дома пионеров, не более, но, опять же, я для себя давно решил так, что, если факт не опровергнут на сто процентов…

Плюс еще интересная вещь то, что наша ветка метро, она же там сейчас как тупиковая, Юнгородок же не предполагалась станция, она должна была быть "Крылья Советов", отвод на "Крылья Советов", а сейчас ветку тупиковая и выход идет на поверхность. Вот этот тупик, это тоже нужно документально подтверждать, люди находили некие подземные сооружения с гермоворотами. Поэтому, вполне возможно, что метро проектировалось не только, как метро наше, куйбышевское, а как еще некая коммуникационная система для связи с предприятиями.

- Я думаю, что мы  здесь должны поставить точку,  чтобы продолжить эту тему  в следующей встрече.

Конец первой части.

--------------------------------------------

“Я так думаю!” Антон Трещилов, диггер (saiLor) -2

- У нас вообще идея гораздо шире. В рамках того, о чем я говорил в первой части нашей беседы, что есть такая мысль, подтвержденная фактами, что роль Куйбышеву была уготована гораздо более серьезная, чем просто запасная столица, нам бы хотелось сделать что-то типа такого глобального музея с сетью экскурсионных маршрутов именно в рамках проекта не запасная столица, а вторая столица, где бы объединены, как и подземные объекты и наземные, потому, что сейчас это все равно как-то представлено клочками. Плюс нам бы хотелось на базе музея бункера Сталина создать более широкий музей, объединив бункер Сталина и тот большой бункер, который есть под площадью Куйбышева…