Иван Купала. Народные приметы на 7 июля
7 июля (Иван Купала) Травник. Выходи на косовицу — первый большой покос. На Купалу открывали большой покос. Травы, собранные на Купалу, обладают целебной силой. Большой сенокос. Ночь на Ивана Купалу полна чудес. Утром обильная роса — на урожай огурцов. Купальская ночь звездная — будут грибы. День дождливый — на неурожай. Хотя и жаль цветов, но коси луг, когда цветет. В этот день целебна утренняя роса и всякая вода — речная, колодезная, ключевая. Если в Иванов день будет гроза, орехов уродится мало и они будут пустые. Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться. Вечером обязательно прыгали через костры, чтобы очиститься от скверны. Кто выше прыгнет, тот счастливее будет. Можно погадать на суженого: сплести венок и пустить его по воде: утонул венок — значит, суженый разлюбил. Если у вас есть заветное желание, сегодня оно может исполниться, нужно только в Иванов день 12 заборов перелезть. Дружно — не грузно, а один и у каши загинет. Дождливый день — к плохому урожаю. Иван Купала Праздник, который отмечается в этот день, появился на Руси еще в языческие времена, но его изначальное название неизвестно. Нынешнее название — Иван Купала — имеет уже христианское происхождение и восходит к имени Иоанна Крестителя, которого поминают в этот день.
По преданию, он был ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим пришествие Спасителя, а позже крестившим его в водах Иордана. Само прозвище Иоанна — Креститель — в переводе с греческого означает «тот, кто купает», ведь обряд крещения представлял собой именно погружение в воду. На Руси это прозвище переосмыслили и связали с традицией купаться в этот день в водоемах. Купания начинались накануне — вечером дня Аграфены Купальницы — и продолжались всю ночь. В сам же день Ивана Купалы окунаться в реку или озеро нужно было непременно между утреней и обедней — считалось, что после этого проходят все болезни. Люди внимательно наблюдали за соседями: считалось, что в это время не купается только колдун. Символами праздника стали два цветка. Один из них — не существующий в природе цветок папоротника.
По легенде, он распускается один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и может одарять человека даром предвидения, а также способностью находить клады. Другой цветок — Иван-да-Марья. Его желто-голубые лепестки олицетворяли сочетание не только мужского и женского, но также двух стихий — воды и огня. И действительно, купальские огни были известны столь же широко, как и сами купания. Огонь в ночь на Купалу было принято добывать из дерева трением. Считалось, что он прогоняет болезни и дарит жизнь. Еще один обычай, связанный с огнем, — перепрыгивание через горящий костер. Этой забаве, как правило, предавались молодые люди и девушки. Существовало предание о том, что в ночь на Ивана Купалу ведьмы летают над землей на метлах и собираются на Лысой горе. Это время принадлежит всей нечисти, которую только можно представить: ведьмам, колдунам, водяным, русалкам, лешим. Для защиты от них на окна и двери вешали жгучую крапиву. Ивана Купалу называли также Травником.
На то есть две причины. Во-первых, в ночь перед праздником нужно было собирать лечебные травы, которые приобретали особенные свойства — при условии, что сборщик выполнял все необходимые обряды. Во-вторых, на Купалу крестьяне открывали большой покос. Подмечали в этот день особые приметы погоды. Если в Иванову ночь небо было звездным — ждали много грибов. Если выпадала сильная роса — это предвещало урожай огурцов.
Фото: Алена Петрова (Тольятти)
*