Крещенье. Народные приметы на 19 января
19 января (Крещенье) — один из главных православных праздников. В этот день церковь отмечает вхождение Иисуса Христа на путь служения людям. По преданию, Сын Божий прошел обряд крещения в водах реки Иордан, и сегодня во льду рек делают прорубь в виде православного креста под названием «иордань».
После молебна на реке люди купаются в ней раздетые, чтобы излечиться от болезней и очиститься от грехов. В народе этот день называют Богоявленьем. С Крещения до Масленицы играли свадьбы, шли свадебные недели. А народ говорил с облегчением: «Трещи не трещи, минули водокрещи».
На Крещение девушки в последний раз пытались узнать свое будущее, выходили за ворота гадать на первого встречного: встретится старик — не к добру, а встретится молодой парень — в этот год выйдешь замуж. «Если в этот день будет метель, то же самое будет и на Масленице». «В Крещение в полдень синие облака — к урожаю»; «Коли метель, то мести ей и через три месяца»; «Снегу под Крещенье надует, хлеба прибудет».
—————
В эту неделю, следующую за Рождеством, православным разрешалось все. Или почти все: пить немеренно, драться, горланить песни на улицах, целоваться и хватать девок за бока. Не склонные же к активному отдыху граждане ходили в гости, катались с гор и на санях. Ну и, конечно, колядовали и гадали… Желание узнать свое будущее всегда было общей слабостью людей. Отсюда — тяготение к различным формам гадания. Существуют особые периоды, когда привычные жесткие границы земного времени словно истончаются и становятся преодолимыми. Наилучшими среди них для язычников считались конец года и зимний Солнцеворот — смена зимы на лето. Для христиан таким временем стали Святки.
Рождественские святки
Святками называют 12 дней, которые следуют от Рождества до Крещения. По старому стилю они начинались 25 декабря и длились до 6 января, т.е. совпадали по времени с языческой Колядой. Решение о праздновании Рождества Христова было принято в 431 году на Вселенском соборе в Эфесе. Для фиксации праздничного церковного круга был выбран юлианский календарь, введенный в 45 году до Рождества Христова. Православная церковь и российское государство продолжало жить по юлианскому календарю до 1918 года. Хотя вопрос о переходе на новый – единый с европейскими странами стиль — несколько раз поднимался, решить его «кавалерийским наскоком» царское правительство не считало возможным. В конце Х1Х века Русское астрономическое общество заявляло, что «нет основания для введения в России, а тем более в Русской Церкви, заведомо неправильного григорианского календаря».
Большевики оказались куда решительнее: Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года день после среды 31 января 1918 года предписывалось считать 14 февраля. Под угрозой новой волны террора и прибегнув к прямому обману, они вынудили Патриарха Тихона объявить о введении нового стиля и в Русской Церкви. Механическая передвижка календаря на 13 дней вперед не только не ликвидировала накопившиеся к этому времени неточности в хронологии, но внесла сумятицу в православную традицию, которая складывалась веками и была освящена церковным авторитетом.
На Святки гадают особенно много и по-разному. Так, девушка, отправлялась к амбару и сказав: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!», прислушивались к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником — быть ей за бедным.
Повсеместно девушки на Святках выходили «снег полоть». Снег собираешь в полу пальто и говоришь: «Поля, полю снежок на собачий следок!» Потом снег из полы пальто перекинешь через левое плечо и скажешь: «Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!». Приговаривали и так: «Полю, полю белый снег, полю, приговариваю: взлай. взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке».
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) шепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, и т. д.
На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется, и его узнают по масти оставшихся волос.
«Богатый, бедный, вдовец, холостец» — перечисляет девушка, считая колья в тыну.
Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым. Костромские девки «сковородник маме под подушку клали — блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, сковородник вдоль кровати».
Из рассказа одной крестьянки: «Научили меня, когда спать ложиться бросить пояс на трубу или на брус и сказать: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться»». Вот я так сделала, и приснился мне сон: иду я и вижу пруд, на нем гуси, утки плавают и парень загоняет их белобрысый, а жених у меня в этой деревне был черный волосом. А замуж вышла в другую деревню. Смотрю — пруд под окном и мужик мой белобрысенький. Серафимом звали». Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка…
Человек всегда тревожится о судьбе своей, об успехе дел, о здоровье, о любви, норовит вопросить будущее. Такими же были наши предки, древние славяне. Самые интересные и таинственные гадания бывают, конечно, на Рождество или Крещенье.
Девицы, конечно, в крещенский вечерок гадают на женихов. Гаданий таких великое множество! Например, берут в темноте из поленницы полено, и если оно гладкое, то муж будет хороший, а если суковатое, с трещинами, — то дурной и сердитый. А другие, напротив, верят, что если полено суковатое, то быть девице за богатым, а если попадется гладкое — то за бедным.
Некоторые красавицы делают из прутиков мостик и кладут его на ночь под подушку, приговаривая:
«Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Ну а потом только гляди, кто во сне приснится! А вот самое страшное, но и самое верное крещенское гадание. Девушка приходит в пустую комнату одна, ставит на стол два обеденных прибора, свечу и зеркало и, глядя в зеркало, загадывает: «Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать».
Когда придет некто и станет смотреться через ее плечо в зеркало, надо его зачурать и, запомнив будущего жениха, быстренько сказать: «Чур сего места!» — чтобы исчезла, вреда не причинив, та нечистая, неведомая сила, коя образ жениха принимала. Надобно знать, однако, что всякое гадание — штука опасная. Судьба не любит, когда ее пытают, а потому гадалки и ворожеи редко бывают счастливы, пусть даже и предрекают иным людям счастливую долю.