в России

Потребительская корзина непригодна для потребления

Оценив степень соответствия существующего перечня продуктов и услуг, входящих в потребительскую корзину, реальному уровню потребления, необходимому для нормальной жизни, в компании «Финэкпертиза» пришли к выводу, что даже обновленная потребительская корзина, предложенная правительством, должна вырасти в денежном выражении не на запланированные 4,2% с 5785 руб (данные Росстата за четвертый квартал 2011 года) до 6016 руб., а на 43% — до 8594 руб. Прожиточный минимум также должен составить не 6,2 тыс. руб., а 9,4 тыс. руб.

Согласно планам правительства, устаревший состав потребительской корзины должен был быть пересмотрен еще в 2011 году. Однако кризис внес свои коррективы, и обновленный состав потребительской корзины был представлен в апреле 2012 года. В «Финэкспертизе» отмечают, что предложенные изменения слабо соответствуют экономической ситуации и запросам граждан. Так, в новом варианте трудоспособным гражданам предложено потреблять больше свежих фруктов — 60 кг вместо 23 кг, больше мяса — 58 кг вместо 37 кг, рыбы — 18 кг вместо 16 кг. Однако даже предложенные нормы отстают от реального потребления, подсчитали аналитики «Финэкспертизы»: фруктов, мяса и рыбы взрослый россиянин съедает 70, 79 и 21 кг соответственно.

Однако экспертов беспокоят не заниженные (но все же приближенные к реальным) нормы потребления, а вопрос, за счет чего будет достигнут результат при условии подорожания потребительской корзины всего на 4,2%. Увеличенные нормы будут обеспечены увеличением доли продовольствия в потребительской корзине с 41% до 50%. Доля непродовольственных товаров (одежда, обувь, лекарства) также вырастет — с 16% до 25%. А вот доля услуг (ЖКХ, досуг, жилье) в потребительской корзине снизится с 42% до 25%. Эксперты отмечают, что предлагаемая структура потребления более всего напоминает структуру расходов малообеспеченных домохозяйств, в то время как в среднем лишь третья часть расходов домохозяйств, а не половина, как предложено, идет на покупку продуктов питания.

Коммерсантъ, №85 (4870), 15.05.2012

*

По теме

Back to top button