в Мире

Эксперты: Центр НАТО в Ульяновске — коммерческий проект для России

России выгодно открыть транзитный центр НАТО в Ульяновске с коммерческой и политической точек зрения. Но Кремлю придется объяснить населению, как антизападные заявления Путина сочетаются с сотрудничеством с НАТО.

Возможно, не было бы никаких разговоров о транзите грузов НАТО через российский Ульяновск, если бы не испортившиеся отношения США и Пакистана, который с ноября блокирует маршруты снабжения международной коалиции на Гиндукуше по своей территории.В Североатлантическом альянсе по-прежнему надеются на то, что в какой-то момент поставки по пакистанскому пути возобновятся, ответил на запрос DW официальный представитель организации.

Но пока Северная сеть поставок (ССП), которая проходит через территории постсоветских стран и куда может быть встроен транзитный центр в Ульяновске, остается основным источником снабжения войск коалиции в Афганистане и служит критически важной альтернативой пакистанскому маршруту.

Выбор ульяновского аэродрома «Восточный» объясняется рядом технических причин: выгодное расположение, длинная взлетно-посадочная полоса (5100 метров), способность принять любые типы самолетов. Пока остается открытым вопрос о типах грузов. В НАТО говорят о предметах «повседневного использования»; министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, которого цитирует агентство «Интерфакс», не исключил транспортировки военнослужащих. На самом деле солдаты, которые следуют в Афганистан для участия в операциях НАТО, уже давно пересекают российское воздушное пространство, заметил американский профессор Грегори Глисон, эксперт расположенного в Германии George Marshall European Center for Security Studies. По его данным, в прошлом году таких транзитных пассажиров было до 200 тысяч человек.

Страны Центральной Азии смотрят с завистью

Транзитный центр в Ульяновске может несколько изменить баланс в Северной сети поставок. Данный путь позволит ускорить транзит грузов по сравнению с железнодорожным путем через Центральную Азию. Он также уменьшит зависимость НАТО от транзита через Узбекистан, о сложностях на переговорах с которым сообщалось в СМИ. Впрочем, Грегори Глисон считает, что «ульяновский» путь доставки грузов выбран из логистических, а не политических соображений.

Киргизия тем временем открыто выразила свое недовольство намерениями России открыть у себя транзитный центр. Там считают непоследовательным со стороны России настаивать на закрытии центра транзитных перевозок «Манас» в Бишкеке и при этом собираться открыть центр в Ульяновске.

Бишкек обвинил Москву в стремлении к коммерческой выгоде.

Российским властям придется убедить население в необходимости транзитного центра в Ульяновске для транспортировки грузов НАТО из Афганистана, но это будет не очень сложно, уверены эксперты, несмотря на антизападную риторику Владимира Путина перед президентскими выборами. Прежде всего потому, что такое сотрудничество с НАТО действительно отвечает интересам всех сторон. «Я считаю, что сотрудничество по Афганистану является выражением истинной близости интересов России и НАТО в деле обеспечения региональной безопасности», — заявил Грэм Хёрд.

По мнению женевского эксперта, широкое обсуждение в России транзитного пункта в Ульяновске открывает возможность для того, чтобы традиционно антизападным настроениям в обществе пришел на смену более прагматичный подход. «Посмотрите, как власти подчеркивают экономические выгоды от этого проекта, в том числе для крупнейшего налогоплательщика ульяновского региона, авиакомпании «Волга-Днепр», — заметил Хёрд. А если протесты против планов российского правительства окажутся сильнее, чем ожидается, то в Кремле могут пожертвовать кем-то из политиков. «Задачу объяснить необходимость сотрудничать с альянсом доверили Сергею Лаврову, которому уже давно прочат отставку», — указал Хёрд.

Подробнее: Deutsche Welle

*

По теме

Back to top button