Общество

Активные методы обучения на уроке литературного чтения

В наше время, век информационных технологий, роль учителя сильно изменилась. Современные педагоги используют мультимедийные доски, интерактивные игры, квесты, презентации и многое другое. И если педагог любит свою работу и хочет развиваться, то современные технологии только помогут завоевать авторитет ребенка.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи (философ, педагог)

Активные методы обучения на уроке литературного чтения

«Если воспитать в ученике любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь. Дайте ребенку любознательность, а знания он возьмёт сам. Сложно учить человека, если он не хочет учиться. А без хороших методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю важно научить ученика мыслить и привить ему навык практических действий. По моему мнению, именно этому и могут способствовать активные методы обучения. Другими словами, из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность», — поделилась мнением Лариса Вячеславовна Шаронина, классный руководитель МБОУ Школа № 92 г.о. Самары.

Активные методы обучения на уроке литературного чтения: варианты

Активные методы обучения — это методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включенностью в учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Они позволяют стимулировать мыслительную деятельность, раскрывать свои способности, приобретать уверенность в себе, совершенствовать коммуникативные навыки, формировать у учащихся творческое мышление.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов».
6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
7. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
8. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
10. Организации релаксации и подведения итогов.

Подробнее о методах

  • Динамично начать урок помогают такие методы, как приветствие «Хлопки руками», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Также есть метод «Добро в ладошках». Учащиеся соединяют ладошки (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Важно
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких секунд.
  • Важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей», «Поляна снежинок», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к ученикам.
  • Методы презентации учебного материала «Инфо-угадай-ка или белые пятна». На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
  • При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать? Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» — обсуждение в группах.
  • «Уголки». Этот прием можно использовать после чтения текста в классе. Суть приема заключаются в самом буквальном отстаивании учащимися определенной точки зрения и привлечении действенных аргументов для ее защиты. Задача учителя развести детей по углам. Уголки также поощряют внимательное отношение к тому, что говорят другие, и предусматривают возможность изменить свое мнение, если мысли оппонентов звучат достаточно убедительно.
  • Для проведения дискуссии и принятия решений – метод «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия — не согласия по цветам светофора). Но ребёнок обязательно должен в устной речи обосновать своё мнение. И вот на этом этапе мы прослушиваем мнения всех детей, часто разгораются споры, разногласия. И здесь на помощь приходит учитель. Он помогает подвести детей к правильному выводу, никого не упрекая в том, что чей-то ответ был не правильный.
  • Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
  • Метод «Творческая мастерская». К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов — главная цель этого урока.
  • Завершить урок литературы можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
    «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Ответы коллективно обсуждаются.
    «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока . И главный вопрос, на который дети должны ответить: для чего писатель написал для детей то или иное произведение, что он хотел сказать или посоветовать детям, прочитав его.
    «Итоговый круг». Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп по содержанию прочитанного, те, в свою очередь, отвечают (работают по кругу).
Важно
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет скорректировать урок на будущее.

«Существует великое множество нетрадиционных форм проведения уроков. Чаще всего в своей работе на уроках литературного чтения я использую такие формы, как «Деловой урок», «Урок-соревнование», «Театрализованный урок», «Компьютерный урок», «Урок-игра», «Урок-концерт», «Урок-экскурсия», «Урок-диалог», — заключила педагог.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества. Но учитель должен помнить всегда, что от него зависят знания ученика и его будущее.

*

По теме

Back to top button