Общество

«НЕ для Всех, НО для каждого»: как создание ситуаций успеха на уроках формирует личностные качества

Одним из ключевых аспектов, способствующих формированию личностных качеств у учащихся, является создание ситуаций успеха на уроках. Этот подход не только способствует повышению мотивации учащихся и развитию их самооценки, но также оказывает значительное влияние на формирование позитивного отношения к учебному процессу и собственному развитию. О своем опыте рассказала классный руководитель МБОУ Школы №92 Шаронина Лариса Вячеславовна.

«НЕ для Всех, НО для каждого»: как создание ситуаций успеха на уроках формирует личностные качества

Зачем нужен успех на уроке

Успех в настоящее время обретает всё больший смысл и конкретное наполнение. Кто такой успешный человек? Это уверенный в себе человек, настойчивый, трудолюбивый, целеустремленный, он всегда знает чего он хочет и всегда добивается этого. Успешный человек — это счастливый человек, который заряжает счастьем других и делает талантливо то, чем он занимается. Печет ли он булочки или правит страной.

А еще. Успешные люди верят в чудеса. Тот, кто верит в чудо ставит перед собой действительно грандиозные цели — такие, которые раньше не достигал никто. А ведь именно так был изобретен первый автомобиль, первый телевизор и тысячу других открытий. Вера в чудо — это упорство и постоянное развитие.

Великим открытием 2-ой половины 20 века было внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи создания ситуации успеха, как импульса для активной работы учащегося. Именно создание ситуаций т.е. условий помогут ребенку раскрыться, заинтересоваться учебным процессом.

Опираясь на опыт великого педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского, хочется отметить: «Ребенок не познавший радости труда в учении и не переживший гордости от того, что трудности преодолены, никогда не будет иметь желание и интерес учиться».

Успех всегда связан с чувством эйфории. Поэтому пережитые положительные эмоции:

  • Повышают мотивацию обучения;
  • Стимулируют работоспособность;
  • Корректируют негативные личностные особенности, такие как низкая самооценка, тревожность, мнительность, неуверенность в себе;
  • Развивают личностные качества со знаком «+»;
  • Инициативность, активность, креативность;
  • Поддерживают в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Для себя Лариса Вячеславовна выделила 3 важных подхода для моделирования ситуации успеха: похвала, разноуровневые задания и обучение самовнушению.

Похвала

Здесь педагог отдельно останавливается на словах из одной притчи, которая хорошо раскрывает конкретный смысл похвалы.

Спросили у мудреца: Как быть с похвалой?
Ответил он нам: «Похвала движет полетом, увеличивает скорость и высоту полёта, совершенствует красоту полёта.»

Спросили мы: За что хвалить ребёнка?
Ответил мудрец: «Хвалите за всякое продвижение, даже за самое малое, трудноуловимое. Хвалите за случайное благое движение.»

Спросили мы: Не возомнит ли о себе ребёнок?
Ответил мудрец: «Возомнит, если похвала фальшива.»

«По пятницам, еженедельно мы проводим УРОК ПОХВАЛЫ, где отмечаем заслуги, пусть даже совсем небольшие, каждого ребенка. Выбираем самого талантливого ученика. И самым проявившимся дарим подарки», — рассказала Лариса Вячеславовна о своем опыте.

Золотые правила похвалы, которые выделила педагог:

1. Хвалите за старательность! 
2. Хвалите действия, а не личность! 
3. Четко обозначайте, за что хвалите! 
4. Хвалите в меру и по делу!
5. Хвалите не только «любимчиков»!
6. Останавливайтесь на хорошем! 
7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
8. Хвалите без сравнений! 
9. Подкрепляйте похвалу!
10. Запаситесь «посланиями»!

Разноуровневые задания

Разработки системы маршрутных листов (чек-листов), куда включены разноуровневые задания, помогают раскрыться детям с высоким, средним и низким уровнем интеллектуальных способностей. Дети могут отличиться творческим подходом выполнения задания.

Отдельно педагог отметила, что в настоящее время увеличивается количество детей с СДВГ. Уловить внимание ребенка бывает очень сложно. Рассеянность, импульсивность, гиперактивность очень мешают в учебном процессе, поэтому учителю очень важно грамотно его организовать для успешного обучения самых разных детей. А маршрутные листы помогают учащимся спланировать свою деятельность и сконцентрировать внимание на самом главном. В маршрутном листе прописывается самая важная информация, даже страница учебника, где нужно найти информацию.

Маршрутный лист — это план урока, который содержит:

  • Задания одного или разных уровней
  • Алгоритм действий
  • Опорный материал
  • Необходимые инструкции
  • Критерии оценивания проделанной работы

Работая с маршрутным листом ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, подготовить свой ответ. Многим детям легче сформулировать свой ответ, после того как они сформулируют ответ письменно. Ребенок получает удовлетворение о проделанной работе.

Обучение Самовнушению

Самовнушение пришло в педагогику из психологии, и оно, действительно помогает укрепить веру в себя, быть более уверенным и сильным.

С такого приема мы начинаем наши уроки:

«Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед к новым знаниям, у вас все получится! Вы все большие молодцы!»

Поднять свой авторитет в глазах учителя, своих одноклассников, родителей — очень важно для маленького школьника.

«Главный смысл моей деятельности всегда связан с организацией ситуаций успеха, при которой ученик испытывает удовлетворение, чувства радости и эмоционального подъема за личностные результаты», — завершила важную мысль Лариса Вячеславовна.

*

По теме

Back to top button