Общество

В Самаре установлен монумент ракетному двигателю НК-33

В Самаре 11 апреля прошла торжественная церемония открытия монумента жидкостному ракетному двигателю НК-33, созданному в ОКБ ПАО «Кузнецов» для советской «лунной» программы в 1960-е годы. Открытие монумента, представляющего собой полноразмерный макет двигателя, приурочено ко Дню космонавтики и 50-летию со дня первого пуска «лунной ракеты» Н1-Л3.

В настоящее время модифицированный двигатель НК-33А используется в качестве двигателя первой ступени в ракете-носителе легкого класса «Союз-2.1в» производства АО «РКЦ «Прогресс».

В церемонии открытия монумента приняли участие губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев, генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов, сотрудники и ветераны самарского предприятия ОДК.

«Этот монумент — дань уважения созданной Николаем Дмитриевичем Кузнецовым конструкторской школе, разработавшей уникальный двигатель НК-33, который и в XXI веке успешно обеспечивает запуски ракет-носителей, — заявил генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. — Сегодня названное в честь легендарного конструктора предприятие выполняет производственные программы государственной важности, ведет перспективные разработки в области двигателестроения».

«Мы устанавливаем не просто монумент НК-33, а фактически памятник целой славной эпохе в истории «Кузнецова», – обратился с речью к ветеранам и сотрудникам предприятия заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев. – Сегодня перед нашим предприятием стоят масштабные задачи. Это не только восстановление производства газотурбинных двигателей, необходимых родине, но и разработка перспективных продуктов. На территории ОП «Управленческий» в течение ближайших двух лет будет построено здание ОКБ, где сосредоточится работа над новыми изделиями. Государство вкладывает огромные средства в техническое перевооружение предприятия, а это значит, что дело Н.Д. Кузнецова будет жить. И наша задача – сделать так, чтобы мы гордились не просто былыми достижениями, но и новыми победами, которые обязательно у нашего коллектива будут!»

Главный конструктор Инженерного центра ПАО «Кузнецов», доктор технических наук Валерий Данильченко акцентировал внимание на характеристиках двигателей НК-33, благодаря которым состоялась их интеграция в современные космические проекты:

«Несмотря на то, что изделия создавались в конце 1960-х — 1970-е гг., в работе использовались передовые конструктивные решения, обеспечивающие высокую надежность, — отметил Валерий Данильченко. – НК-33 является самым надежным из всех существующих двигателей, работающих на керосине и жидком кислороде, и имеет максимальное отношение тяги к массе. В настоящее время модифицированные двигатели НК-33 получили новую жизнь — они успешно применяются на ракетах-носителях легкого класса «Союз-2.1в».

К торжественному событию был приурочен праздничный концерт, посвященный Дню космонавтики. Программа мероприятия, состоявшегося в ДК «Чайка», включала награждение лучших работников и ветеранов предприятия. Им вручены награды Министерства обороны РФ, губернатора Самарской области, АО «ОДК» и ПАО «Кузнецов».

Монумент «Ракетный двигатель НК-33» в качестве одной из достопримечательностей Самары включен в проект «Виртуальная прогулка», созданный компанией МТС к Чемпионату мира по футболу-2019. Текст и аудиогид, рассказывающие об НК-33 и его создателе, генеральном конструкторе, академике Николае Кузнецове, вошли в интерактивный маршрут по Самаре на сайте izi.travel и доступны на русском и английском языках жителям и гостям города. Автор идеи установки монумента легендарному двигателю – д.т.н. Сергей Павлинич.

НК-33 – жидкостный ракетный двигатель, созданный ОКБ Н.Д. Кузнецова по постановлению Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. Двигатель спроектирован для первой ступени ракетно-космического комплекса тяжелого класса Н1, предназначавшегося для полета человека на Луну. Появление НК-33 стало техническим прорывом в отечественном ракетном двигателестроении. Он создан на стыке авиационных и космических технологий по замкнутой схеме на экологически чистых компонентах – керосин и жидкий кислород. Главное его преимущество – минимальный вес относительно тяги. По параметру экономии топлива он соответствует сегодняшним техническим требованиям.

*

По теме

Back to top button