Люди (архивная рубрика)Новость дня

Валерий Гришко, главный режиссер Самарского театра драмы, прославил наш город, сыграв роль патриарха Никона в телесериале «Раскол»


С 5 сентября в 21:25 на телеканале «Россия — Культура» продолжается показ 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол», повествующего о церковном расколе в России в XVII веке. Главную роль — патриарха Никона блестяще сыграл самарский актер и режиссер Валерий Гришко. У всех, кто еще не видел этого фильма, есть шанс посмотреть в эти дни последние серии выдающейся киноработы, которую, без сомнения, можно назвать культурным событием года.

Гришко Валерий Викторович
Главный режиссер САТД им. М.Горького с 2009года


(фото с сайта театра)

Много подробностей и дополнительной информации сообщается на специальной странице в Википедии — свободной энциклопедии

Раскол (телесериал, 2011)

Кадр из телесериала "Раскол". Валерий Гришко в роли патриарха Никона

Сценарий фильма написан Михаилом Кураевым в соавторстве с Николаем Досталем. Сценарист Кураев начал собирать материалы ещё до работы над предыдущим фильмом Николая Досталя Петя по дороге в царствие небесное. Работа над сценарием велась более 2 лет, при этом использовались работы историков Каптерева, Карташёва, Ключевского, Соловьёва, писателя Бахревского. Первоначально планировалось снять 16-серийный фильм, но в процессе производства длительность была увеличена до 20 серий.

Основная тема фильма — реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум. В других сюжетных линиях участвуют цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич, боярыня Морозова и другие исторические персонажи.
По словам Николая Досталя, своим фильмом он хочет «немножко восстановить историческую правду»: история России XVII века сравнительно мало изучена и освещена в кинематографе по сравнению с предшествующими временами Ивана Грозного и Смуты и последующего правления Петра I, хотя события того времени не менее важны, а последствия раскола проявляются и до сих пор.

«Раскол» — один из самых дорогих проектов российского телевидения, его бюджет может превысить $10 млн. Размер сметы объясняется в значительной степени широкой географией съёмок. Большое внимание уделяется достоверности исторической декораций и костюмов, качеству грима.

Съемки фильма начались в октябре 2009 года на «Мосфильме». Там были созданы декорации Грановитой и Крестовой палат, царские покои, патриаршие палаты. За ними последовали съёмки в усадьбе Коломенское.

В феврале съёмки проходили в Ярославской области. Так, Ростовский кремль послужил декорацией кремля Московского, а церковь Иоанна Богослова на Ишне в селе Богослов отлично подошла для создания образа XVII века.

В марте и апреле съёмки проходили в Кандалакше. На берегу Кандалакшского залива на Монастырском наволоке были созданы декорации исчезнувшего города Пустозёрска, где в земляной тюрьме протопоп Аввакум провёл 14 лет. В районе населённого пункта Белое Море снимались Мезень и Тобольск. От съёмок в настоящем Пустозёрске пришлось отказаться — следов города почти не осталось, а добираться туда сложно.

В конце апреля съёмки велись в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области, где много лет провёл в ссылке патриарх Никон.

В мае съёмочная группа возвращалась в Кандалакшу, потом снимали в Кеми, на Соловках, в Ростове.

Съёмочный период завершился в Суздальском районе. В июне — августе 2010 года рядом с селом Абакумлево снимали деревянную Москву с Кремлём и Успенским собором, на берегу Нерли — приезд Никона в Троице-Сергиеву Лавру.

После этого начался монтаж и озвучивание. Первоначально планировалось, что премьера состоится на телеканале Россия-1 в апреле 2011 года. К этому сроку работы над фильмом были завершены, но показ фильма начался только 5 сентября на канале Россия — Культура.

Валерий Гришко о работе в фильме «Раскол»: «Никон никогда не культивировал жестокость»

Валерий окончил ЛГИТМиК, мастерскую Георгия Александровича Товстоногова, работал режиссером в Санкт-Петербургском театре имени Веры Комиссаржевской, главным режиссером Новосибирского театра «Красный факел», а с 2009 года занимает пост главного режиссера Самарского академического театра драмы имени Горького. Среди его киноработ – роли в фильмах «Петр Первый. Завещание» и «Тарас Бульба» Владимира Бортко.

Роль патриарха Никона – пожалуй, главная в фильме. Об этом говорит и сам режиссер Николай Досталь. Расскажите, какой увидели эту неординарную историческую фигуру именно вы? Кем был Никон: политиком, который действует во благо страны и Церкви, или монахом, поступающим в соответствии со своей совестью?

— Я думаю, что как личность он, наверное, собрал в себе все возможные противоречия, какие только могут быть в человеке. С одной стороны, он вышел из самых низов, из мордовских крестьян. Конечно, это невиданная и неслыханная карьера – достичь уровня патриарха всея Руси, будучи воспитанным в такой глуши! Он же, в общем-то, был не очень грамотным, не знал языков, хотя, безусловно, должен был их знать. Но его харизма, его магнетическое влияние на царя и его приближенных позволили ему это сделать. Эта ситуация ставила его в положение, изначально конфликтное по отношению к тем просвещенным, образованным духовным лицам, которые не в первом поколении были священнослужителями. Никон для них был выскочкой, и об этом тоже идет речь в фильме.

Для меня эта фигура даже в чем-то перекликается со Сталиным. Не по сути, не по кровожадности, которой, конечно, в Никоне нет, но по внутреннему трагизму и драматизму. Среди революционеров Сталин тоже всегда был на последних ролях и вдруг дошел до самого верха. Этот момент сведения счетов и утверждения себя вопреки всему наложил отпечаток на всё его правление. Так вот, Никон тоже был вынужден жестокими способами утверждать и себя, и, главное, свои идеи. Не ради того, чтобы стоять на самом верху церковной иерархии, а ради великой цели – возвышения Русской православной церкви. Ведь к этому времени уже пала Византия, ее территория принадлежала туркам. Москва должна была стать Третьим Римом, а четвертому не бывать.

— Эта идея берет свое начало еще в эпоху царя Ивана Третьего, ведь именно во времена его правления пал Константинополь, и он провозгласил Москву Третьим Римом. Ну а у патриарха Никона в XVII веке уже был официальный титул – Великий Государь…

Подробнее:

Валерий Гришко о работе в фильме «Раскол»

***

По теме

Back to top button