Самарская пресса

Почему самарские продавцы игнорируют законы

Редакция «СГ» решила выяснить, насколько легко несовершеннолетние в Самаре могут купить спиртное. На тяжелый алкоголь решили не замахиваться, обойтись пивом. В проведении рейда нам помогали самарские школьники.

Наш бюджет — сто рублей. В плане рейда — четыре продуктовые точки Самарского района, в которых продается спирт-содержащая продукция. В роли главного героя «операции Ы» — ученик 11 класса Андрей Кулик. Ему 17 лет, так что продавать алкоголь ему не должны.

Первый пункт маршрута — продуктовый ларек, в котором львиная доля ассортимента приходится на пиво и алкогольные коктейли. Андрей выбирает «Самару красную», что покрепче, и протягивает деньги продавщице в окошечко. Сделка проходит без сучка без задоринки… Сразу же после покупки школьник пытается сдать алкогольную продукцию обратно. Но не тут-то было!

— На самом деле я хотел вас проверить, — объясняет он. — Я несовершеннолетний, и по идее вы мне не можете продавать напиток, содержащий алкоголь.

— Ничего не знаю, — парирует сбытчица товара. — Либо предъявляйте ваш паспорт, подтверждающий возраст, чтобы я приняла у вас бутылку обратно, либо уходите. Окошко захлопывается. Продавец явно отказывается идти на дальнейший контакт…

Второй пункт нашего рейда — супермаркет «Пчелка». И вновь в руках у нашего героя бутылка, на сей раз — поллитра «Жигу-левского». Школьник пытается пробить вторую бутылку в кассе. На этот раз к эксперименту подключается друг Андрея, который младше своего товарища на два года. Казалось бы, юный возраст ребят совершенно очевиден, однако ситуация повторяется, и молодая кассирша вновь отпускает напиток несовершеннолетним участникам нашего рейда. Тут к эксперименту подключаюсь уже я с вопросом, знаком ли продавец с 1416 статьей Федерального кодекса об административных правонарушениях? Кстати, яркая табличка с формулировкой государственного постановления висит ровнехонько над головой нарушительницы. Впрочем, та, не увидев в этой ситуации правонарушения, невозмутимо заявляет, что не разглядела в молодых людях несовершеннолетних. Но пиво все-таки приняла обратно.

— Это еще что, — вспоминает Андрей Кулик, пока мы идем по дороге к третьему пункту путешествия, «Горилке» на ул. Ленинградской. — Недавно я наблюдал картину, которая произошла в Ленинском районе. В киоске «333», возле кинотеатра «Россия», 12-летняя девочка покупала алкогольный коктейль. Продавец посоветовал ей отклеить этикетку, мол, так больше будет похоже на лимонад. А когда я сделал этой женщине замечание, та начала возмущаться, что мешаю ей работать и начала отнекиваться…».

А в «Горилке» мы… прокололись. Кассирша Наталья, переводя взгляд с выбранной бутылки пива на Андрея, просит молодого человека предъявить документы. Продажа не состоялась. «Если мы сомневаемся, как сейчас, в возрасте покупателей, то обязательно просим предъявить документы, — рассказывает сотрудница магазина. — И когда подозрения подтверждаются, алкоголь остается на прилавке». Приободренные успехом и разборчивостью продавцов в специализированном магазине, отправляемся в финальный пункт — магазин «Пятерочка +». Но здесь нас вновь ожидает фиаско — кассирша пробивает бутылку «Клинского» подросткам… Итог — в трех точках из четырех продавцы без труда позволили бы 17-летнему Андрею Кулику и его младшему товарищу охладиться хмельным напитком.

— На самом деле, других результатов рейда я и не ожидал, — резюмирует школьник. — Продавцы вроде и догадываются, что нам еще нет 18 лет, но почему-то не гнушаются продавать алкоголь. Почему-то приходит на ум блог мэра Самары Дмитрия Азарова, в котором он вынес на суд общественности вопрос, почему так много людей на улицах города пьют пиво? Ответ прост — оно доступное, дешевое, стоит почти столько же, сколько и лимонад. Кстати, в этой ситуации лично я затронул бы еще один вопрос — почему молодежь пьет? Дело в том, что у нас очень мало спортивных площадок и всего того, что могло бы увлекать молодежь. Именно поэтому многие покупают пиво, чтобы скоротать скучные вечера.

— По статистике, ежедневно в России спиртсодержащие напитки употребляют 33% юношей и девушек, — комментирует психолог Самарского центра медицинской профилактики Наталья Каплина. — За последние десять лет объем продаж пива увеличился в три раза, в основном за счет именно подростков. Цифры, конечно, пугающие, но мы пытаемся искоренить проблему: во всех школах и средних специальных учебных заведениях города сотрудники нашего центра проводят с подростками тренинги по профилактике зависимости, а с родителями — семинары по проблемам детского алкоголизма. Кроме того, мы ежегодно проводим конкурссмотр «Антибригады школ», на котором дети выступают с творческими антиалкогольными работами.

— Корни совсем не детской проблемы подросткового алкоголизма, безусловно, идут от взрослых, — уверена уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова. — Именно от взрослых зависит и решение этой проблемы. Для тех, кто продает детям спиртное, следует ужесточать закон, увеличивать штрафы. Должна повыситься ответственность и у родителей, ребенок которых по вечерам покупает себе выпивку. Кроме того, на подростков сильно влияют массмедиа, пропагандирующие фривольный молодежный стиль поведения. Должна быть социальная и законопослушная ответственность, более активная позиция у надзорных органов. Только во взаимодействии, сообща можно будет искоренить проблему.

Самарская газета

***

По теме

Back to top button