Культура

Открывается выставка «Самарские православные храмы ХIХ-ХХI веков»

28 марта в Детской картинной галерее состоится открытие выставка «Самарские православные храмы ХIХ-ХХI веков».

Если описывать выставку в хронологической последовательности, то начинается она с редких фотографий самарских церквей, которые были снесены и разобраны в начале 30-х годов. О масштабах разрушения можно судить по таким цифрам: в дореволюционной Самаре, границы которой доходили до улицы Полевой, было около 30 православных храмов, а к середине века в городе осталось только две действующих церкви. И, с утратой этих храмов, город потерял не только свои духовные опоры, свою историю и своё лицо, но и прекрасную архитектуру. В зале вместе с фотографиями находится большая карта старой Самары, на которой можно рассмотреть, где стояли не только православные храмы, но и другие культовые постройки многоконфессиональной Самары.

Современные церкви Самары представлены проектами Юрия Харитонова – одного из ведущих архитекторов, возрождающих традиции храмового строительства в России, члена-академика Академии архитектурного наследия. Для выставки были выбраны три самарских храма из нескольких десятков, спроектированных Юрием Харитоновым и построенных в России, Сербии и Черногории. Это храм-памятник во имя Св. вмч. Георгия Победоносца, церковь Всех Святых и церковь во имя Софии, Премудрости Божией. Наброски, чертежи и макеты показывают, как зарождаются архитектурные идеи, как они оттачиваются и обретают осязаемые формы. А реальное воплощение этих проектов и то, какое место они заняли в городском ландшафте, можно увидеть на фотографиях построенных храмов.

В каминном зале представлены иконы художников–иконописцев Владимира Кидишевича (Сербия, Белград) и Александра Чашкина (Россия, Москва). Оба художника связаны с церквями, построенными по проектам Юрия Харитонова: Александр Чашкин расписывал храм в честь Георгия Победоносца, а Владимир Кидишевич делает фреску в храме Всех Святых. Выставленные иконы являются авторскими, и образы Спасителя и Богоматери, с одной стороны, каноничны, а, с другой, отражают авторский стиль художника. Вместе с иконами в этой части выставки представлены проекты и макеты иконостасов. Посетители узнают, что собой символизирует иконостас, из скольких чинов он может состоять и по какой иконе в иконостасе можно узнать название церкви, в которой вы находитесь.

В зале, посвящённом истории и современности Иверского монастыря, соседствуют старинные и современные экспонаты: первые были созданы в монастырских мастерских до его официального закрытия в 1919 году, вторые – там же, после его возрождения в 1990-х годах. Большая часть старинных предметов – бельё тончайшей работы, фрагменты вышивки и кружева, предметы дамского туалета – были сделаны в белошвейной мастерской. Среди мастерских, открытых вскоре после основания обители в 1850 году, именно белошвейная была самой крупной и востребованной, поскольку в ней готовили приданое для девиц. Также при монастыре работали золотошвейная, иконописная, чеканная, ковровая, переплетная, башмачная и другие мастерские. В современном монастыре удалось возродить некоторые из этих ремёсел: на выставке представлены работы вышивальщиц и золотошвеек из мастерской лицевого шитья.
«Словарь искусств», который сопровождает каждую выставку музея, на этот раз рассказывает о фреске. Несмотря на то, что это техника монументальной живописи, и она всегда связана с пространством архитектуры, специально для выставки игуменья Нина (Механикова) написала два фрагмента фрески, которые помогут посетителям лучше разобраться в особенностях этой техники. Ещё мы увидим, как и чем работают художники-фрескисты и узнаем, почему Микеланджело говорил, что масляная живопись предназначена «для лентяев и женщин», а фреска – для молодых и сильных мужчин.

*

По теме

Back to top button