История Самары: 21 июня. Пожар в Кинеле (1911), побывал известный художник Рокуэлл Кент (1964), город наградили орденом Ленина (1982)

21 июня 1911 года произошел опустошительный пожар в Кинеле, в результате которого поселок был уничтожен почти целиком. Одной из самых серьезных огненных катастроф в истории Самарской губернии считается пожар, случившийся 21 июня 1911 года в поселке Кинель.
1964 — в Куйбышеве побывал Рокуэлл Кент — один из крупнейших художников Соединенных Штатов. Встретившись с жителями города, художниками и журналистами, Кент рассказал, что с Волгой он познакомился давно по репродукции со знаменитой репинской картины «Бурлаки».
21 июня 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР город Куйбышев награжден орденом Ленина «за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, активное участие в революционном движении, значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне».

————

Кинельский пожар

21 июня 1911 года произошел опустошительный пожар в Кинеле, в результате которого поселок был уничтожен почти целиком. Одной из самых серьезных огненных катастроф в истории Самарской губернии считается пожар, случившийся 21 июня 1911 года в поселке Кинель.

Как свидетельствует газета «Самарские губернские ведомости», а также другие периодические издания того времени, в 3 часа пополудни в районе расположенной на окраине поселка железнодорожной станции неожиданно загорелся сарай.

Уже через полчаса от него запылали дома на двух соседних улицах. Между тем все оснащение местной пожарной команды тогда состояло лишь из двух насосов и двух бочек на конном ходу. Конечно же, кинельские огнеборцы в этой ситуации мало что могли сделать с разбушевавшимся пламенем. В итоге уже через час с небольшим после начала пожара огонь перекинулся через железнодорожные пути на другую сторону поселка.

Когда загорелись пристанционные сооружения, в Кинеле началась невообразимая паника. К вечеру здесь уже пылали и прилегающие к станции торговые лавки, стоящие на путях товарные вагоны, а также штабели приготовленных для ремонта просмоленных шпал. Мало того – в самый разгар катастрофы воспламенились даже те шпалы, на которых лежали рельсы действующей железнодорожной линии, по которой, между прочим, поезда из Санкт-Петербурга и Москвы через Самару шли в Среднюю Азию.

К 8 часам вечера того же дня из Самары в Кинель прибыл пожарный поезд, которым командовал сам начальник железной дороги г-н Черный. Однако ко времени его приезда пожар уже стал затихать. Остаток вечера и всю ночь прибывшие спасатели в основном лишь тушили дымящиеся развалины. Полностью пожар прекратился только к утру следующего дня.

Отрадно, что в ходе борьбы с огненной стихией работникам железной дороги и группе пожарных удалось отстоять здание вокзала, которое незадолго до этого построили из камня. Однако почти все остальные строения в Кинеле были деревянными, и, конечно же, в тот страшный вечер их целиком поглотила огненная стихия. Из 530 зданий, которые в этом поселке стояли на учете до 21 июня 1911 года, более-менее нетронутыми огнем остались только 26, в их числе – уже упоминавшийся вокзал, местная церковь и… винная лавка. Зато полностью сгорела почтовая контора, в помещении которой хранилась крупная денежная сумма.

По данным губернской полиции, в результате той трагедии в Кинеле погибло более десятка человек, а также сгорел один покойник, родственники которого до похорон не сумели вынести тело из пылающего дома. А еще в ходе пожара погибло 2445 коров и 2235 единиц мелкого скота, а 3265 человек лишились крова.

По распоряжению начальника железной дороги, правомерность которого подтвердил и министр путей сообщения, движение поездов через станцию Кинель было задержано почти на сутки. Все это время прибывшая из Самары ремонтная бригада восстанавливала сгоревшие шпалы и меняла рельсы, которые во многих местах оказались покореженными разбушевавшимся пламенем. Тем временем вдоль остановленных близ станции поездов ходили кинельцы, лишившиеся жилья, и просили милостыню. Им охотно подавали, причем не только на следующий день после трагедии, но и еще в течение долгого времени, когда после возобновления железнодорожного движения через Кинель, здесь останавливались проходящие поезда.

Кинельская трагедия, а также другие подобные катастрофы начала ХХ века, заставили российские и губернские власти внимательнее отнестись к планировке и противопожарному обеспечению не только крупных городов, но и мелких населенных пунктов. Помогли и некоторые финансово-строительные льготы, введенные решением правительства для жителей пострадавших городов. В результате уже к 1913 году поселок Кинель, можно сказать, воскрес из пепла почти в тех же размерах, каким он был до трагедии.

——

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

21 июня 1900 г. 21-22 июня Самару посетил товарищ министра финансов граф В.Н. Коковцев. Он осмотрел казенный водочный завод и склад, винные лавки, ознакомился с работой казенной палаты и казначейства.

21 июня 1917 г. Взрыв большой силы произошел в 5-й мастерской Самарского Трубочного завода. Убиты 17 рабочих и 10 тяжело ранены. Взрыв произошел вследствие небрежности администрации – она не принимала меры по обеспечению безопасности на производстве.

21 июня 1970 г. Состоялся «День фольклора» – первый областной праздник народного искусства, организованный Домом народного творчества. В празднике приняли участие русские, татарские, чувашские, мордовские фольклорные коллективы из 13 районов области.

21 июня 1975 г. Завершились гастроли Московского драматического театра им. К.С.Станиславского.

21 июня 1982 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР город Куйбышев награжден орденом Ленина «за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, активное участие в революционном движении, значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне».

О чем писали самарские газеты

21 июня 1875 г. «Извлечение из отчета Самарской городской управы за 1874 год» . Мужских приходских училищ в Самаре – пять. На их содержание в 1874 году израсходовано из городских доходов 3754 руб. 45 коп. В мужских училищах Самары на 1 января 1875 года обучалось 380 человек: в первом – 78, во втором – 85, в третьем – 80, в четвертом – 78, в пятом училище – 59.

Женских приходских училищ в 1874 году в Самаре было четыре, в том числе одно двухклассное. На их содержание израсходовано из городских средств 4923 рубля. На 1 января 1875 года во всех четырех училищах обучалось 388 девочек: в первом – 80, во втором (двухклассном) – 142, в третьем –73, в четвертом – 93.

«Всеми городскими приходскими училищами, как мужскими, так и женскими, , заведуют в хозяйственном отношении особо избранные городской Думой попечители и попечительницы. Заведование же учебною частью принадлежит непосредственно Самарскому училищного Совету, в котором членом от города состоит гласный Думы статский советник А.И.Смирнитский».
(«Самарские губернские ведомости»).

21 июня 1898 г. В с. Марьино Николаевского уезда отмечено появление ящура «на крестьянском скоте».
(Самарская газета. 1898.21 июня)

21 июня 1898 г. — В Самаре, в летнем помещении Собрания канцеляристов «единственным в мире аппаратом живой движущейся фотографии – Синематографом Люмьера» дан «прощальный сеанс: «70 поражающих картин».
(Самарская газета. 1898. 21 июня)

——-

О событиях этого дня из других источников:

——

Архивы Самарской области
21 июня в истории губернии и области:

———-

1982 год. Указом Президиума Верховного Совета СССР г.Куйбышев награжден орденом Ленина за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, активное участие в революционном движении, значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне.

1995, 21 июня. Постановлением президиума Самарского областного Совета ФСО профсоюзов «Россия» коллективу физической культуры «Электрощит» присвоен статус — спортивный клуб «Энергия».

По документам архива социально-политической истории.

——-

1964 — В Куйбышеве побывал Рокуэлл Кент — один из крупнейших художников Соединенных Штатов. Встретившись с жителями города, художниками и журналистами, Кент рассказал, что с Волгой он познакомился давно по репродукции со знаменитой репинской картины «Бурлаки».

1969 — На Волжском автозаводе начался монтаж главного конвейера.

*
Back to top button