Пляски на гробах. Как трагедия «Булгарии» дала областному министру предлог, чтобы разделаться с конкурентами
Никто не сомневался, что гибель «Булгарии» вызовет кампанию по проверке и перепроверке, и что эта кампанейщина принесет только дополнительные дивиденды многочисленным контролирующим бюрократическим инстанциям. Но случай, имеющий место в Самаре, даже на этом фоне выглядит выдающимся по степени наглости и иезуитства чиновников.
Предыстория такова. Напротив Самары, на правом берегу Волги, находится несколько сел с общим населением около 8000 человек. Самое крупное – Рождествено, находящееся на линии прямой видимости из Самары. Но, как ни печально, – «видит око, да зуб неймет». Для того чтобы попасть из Рождествено в Самару, нужно ехать на автомобиле часа четыре, вокруг всей Самарской Луки, да и то – если нет распутицы, когда дорога становится совсем непроходимой.
Конечно, есть несколько компаний, осуществляющих перевозки пассажиров речным транспортом, в том числе на маршруте Самара-Рождествено. Самая крупная из них – ООО «Самарское речное пассажирское предприятие». Это «дочка» ОАО «Самарский речной порт», 67% акций которого контролирует правительство Самарской области и еще 25% — Федеральное агентство по управлению госимуществом. В ООО переведены пассажирские мощности речпорта – несколько теплоходов типа ОМ, «Москва», сухогруз-паром «Окский-35». Интересы государства в «Речном порте» представляет областной министр транспорта Валерий Матвеев.
А директором «Речного предприятия» работает бывший его заместитель Валерий Аверкиев. В сфере перевозки пассажиров через Волгу ООО «СРПП» практически монополист – несколько мелких частных фирм не обладают достаточным флотом для того, чтобы серьезно потеснить «госпредприятие» на этом рынке. Но вот что касается паромной переправы, здесь у «Речного предприятия» есть серьезный конкурент – частное ООО «Самарское судоходное агентство», учрежденное предпринимателем Владимиром Стариковым. Еще в 2008 году оно приобрело два парома («Первый» и «Бурлак-1», тип СП, проект 603) и организовало альтернативную переправу на самом многолюдном маршруте – в Рождествено. Позже появился и третий паром, побольше – СП 103 (проект Р-144). Тогда областной минтранс, еще не владевший ОАО «Самарский речной порт», поддержал идею «частников». «Учитывая, что существующая переправа, организуемая ОАО «Самарский речной порт», не обеспечивает в полной мере потребностей жителей области в данных перевозках, прошу оказать … возможное содействие в проведении работ по организации паромной переправы» — писал 16.06. 2008 заместитель министра В. Долгов в управление государственного морского и речного надзора.
Владимир Стариков, предприниматель:
— Идея заняться паромной переправой в Рождествено пришла ко мне 3 года назад. Я с детьми решил съездить за Волгу. Мы простояли в очереди на паром (тогда с Ульяновского спуска плавал вместо парома МДК – «малый десантный корабль») больше пяти часов. Там творился какой-то ужас: очередь машин вытянулась на несколько сот метров, люди буквально дрались за очередь, покупали места в очереди за тысячу рублей. Ну это же наши люди! Почему они должны в таких бесчеловечных условиях находиться? Мы поузнавали, нашли в Тольятти два парома, приобрели, пригнали сюда, оформили лицензию, согласовали маршрут, и стали возить людей.
… И тут – удачно подвернувшаяся министру трагедия «Булгарии». Под шумок кампании по борьбе за безопасность речного транспорта грех не попытаться учесть свои личные интересы. А на то, что это напоминает пляску на могиле – нашим чиновникам, в общем-то, плевать. В спешном порядке была собрана межведомственная комиссия под контролем министра Матвеева. Проверяли все речные предприятия Самары, только одни – для проформы, а другие – досконально. Но уж «Самарскому судоходному агентству» с его тремя паромами досталось по полной.
…В результате паромная переправа «Судоходного агентства» не работала 14, 15, 16 и 17 июля. На берегу собирались толпы людей, очереди из машин, но перевезти их в Рождествено было некому. Другой же паром, принадлежащий «Речному пассажирскому предприятию» «Окский-35», ходивший с другой пристани в Самаре, не успевал забирать и перевозить всех желающих – и из Самары в Рождествено, и из Рождествено в Самару. В Рождествено, например, очередь из машин в воскресенье днем растянулась на добрый километр. Люди ждали «Окского» в течение трех-четырех часов, на самом солнцепеке. Паром ушел нагруженным «под завязку», так и не забрав всех желающих. На подмогу была призвана та самая баржа с буксиром «Портовый-13». Вот что написали о ней пассажиры на сайте samaratrans.info: «Кроме «Окского» запустили еще баржу с «Портовым», но вот как ее эксплуатируют не понятно, она же такая ужасная на вид, вся мегаржавая, уж не знаю что там внутри, вот с ней проблем наверно нет, а частников жмут».
Автор Роман Хахалин
Подробнее: Новая газета В Поволжье
*