В пятницу в Венеции — мировая премьера фильма Александра Сокурова «Франкофония»
«Франкофония» выросла из них. И не имеет аналогов в мировом кино. Не случайно в Венеции картина уже отмечена Призом Фонда имени Миммо Ротеллы (Fondation Rotella Award); в мотивации награды имя режиссера упомянуто рядом с именем Казимира Малевича: «Малевич, Ротелла и Сокуров принадлежат к истинным новаторам в искусстве».
«Франкофония» — это авторское размышление об искусстве и культуре в веках: как они соотносятся с войной, государством, Империей, Республикой, гуманитарными ценностями, менталитетом народов? О смысле практической истории. О стыде, гордости, безумии, доверии, долге. О хрупкости гуманитарного вообще; единственно работающем рецепте: с детства видеть красивое (увы, и он далек от панацеи).
О тихом противостоянии людей культуры разрушению любого рода.
Франкофония» и начинается тихим закадровым звуком постукивающих клавиш – и нервным Атлантическим океаном на экране сокуровского компьютера. Капитан Дерк, друг режиссера, ведет через шторм свой корабль, рискуя потерять в этом аду музейные экспонаты в контейнерах.
Только Александр Сокуров может начать фильм столь прямой и бесхитростной метафорой: океан жизни – и не утонуть в ней, испытывая этим образом свое бесконечно усложняющееся повествование.
Зрителю придется соответствовать этой сложности.
Идентификация музея
«Зачем мне этот океан?..» — говорит Сокуров. В отличие от «Русского ковчега», теперь Автор даже появляется в кадре — в своем кабинете. Нерв истории вибрирует там, где океан бушует: в мозгу и в душе художника, ведущего свое неожиданное расследование негибели шедевров Лувра в годы войны. Кто еще подумал об историческом опыте на фоне нынешних катастрофических утрат памятников? А Сокуров уже десяток лет – последовательный градозащитник.
«…Зачем мне этот океан? Пусть живет рядом с нами своей жизнью. Зачем нам познавать эту стихию. Есть же у нас наши города. Наши уютные теплые квартиры».
Камера Брюно Дельбоннеля взлетает над узкой улочкой – над Парижем. «Об этом городе я в последнее время думаю часто. Ведь здесь где-то Лувр».
Так легко начинается основной сюжет, герои которого встретились при оккупации Франции нацистской Германией. Мы видим фюрера, который ищет главный музей мира, и хронику Парижа, объявленного открытым городом. Вот он пуст, вот тянутся караваны отбывающих в Виши или бегущих от неприятеля (о, какое слово!), а вот жизнь, не отличимая от мирной, — кафе, прекрасные девушки, духовой оркестр…
*