История Самары: 7 сентября. Открылось Реальное училище (1880), состоялось открытие Самаро-Уфимской жд (1888), автомобилю ВАЗа присвоено название «Жигули» (1970)

7 сентября 1880 В здании бывшего губернского правления (дом купца Макке) на ул. Казанской (ныне Ал. Толстого, 31) было открыто Самарское реальное училище.
7 сентября 1888 В Уфе состоялось открытие Самаро-Уфимской железной дороги. Из Самары на торжествах присутствовали городской голова П.В.Алабин и гласный П.С.Субботин.
7 сентября 1970 Легковому автомобилю ВАЗа присвоено название – «Жигули».

————

Самарское реальное училище

7 сентября 1880 года в здании бывшего губернского правления (дом купца Макке) на ул. Казанской (ныне Ал. Толстого, 31) было открыто Самарское реальное училище. В нем имелось три класса. Содержалось оно на средства Самарского городского общества. Действительный тайный советник К.К.Грот пожертвовал на стипендии для учащихся 5 тысяч рублей.

В 1882 году в училище было уже шесть классов, в них занималось 156 юных самарцев. Много известных самарских граждан получили здесь среднее образование. Среди них ученый-энергетик, революционный и государственный деятель, академик Глеб Максимилианович Кржижановский, писатель Алексей Толстой, купцы, художники и меценаты братья Головкины.

В числе тех, кто учился в Самарском реальном училище были также:

Аннаев Владимир Егорович (1873-1914), художник-любитель, участник русско-японской и первой мировой войн. Это его отец-купец 1-й гильдии Егор Никитович Аннаев – приехал в Самару в 1848 году в качестве доверенного лица симбирского купца И.И.Макке для строительства дома на Казанской улице – того самого, где 1 января 1851 года была провозглашена Самарская губерния, а позже открыто реальное училище. На средства Аннаева и при его участии на высоком берегу Волги построена и знаменитая кумысолечебница – «дача Аннаева» (сейчас на этом месте – силикатный завод). В 1865 году с его финансовым участием воздвигнута кирха на углу Дворянской (Куйбышева) и Предтеченской (Некрасовской).

Аннаев Николай Павлович (1902-1990), краевед, самодеятельный композитор, педагог, внук Е.Н.Аннаева, родился в Самаре, окончил реальное училище в 1917 году, землеустроительный техникум а 1926 году, музыкальный техникум имени Гнесиных в Москве. В 1948-62 гг. преподавал в Куйбышеве в музыкальной школе №3. Им собраны материалы по истории музыкальной жизни Самары, в том числе и об И.Шатрове, авторе знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии», первое исполнение которого состоялось в 1904 году в Струковском саду.

Вернер Дмитрий Александрович, городской архитектор Самары в 1909-1914 гг. Родился в Самаре, окончил реальное училище, а в 1896 г. — Петербургский институт гражданских инженеров. В 1910-х годах по его проектам построено множество зданий, в том числе: Новотроицкого торгового корпуса (ныне универмаг «Детский мир»), здание общественного собрания (ныне музей ПриВО).

Волков Александр Иосифович (1896-1994), график; окончил реальное училище, класс живописи и рисования В.А.Михайлова (известный самарский художник). Работал в области политической сатиры, плаката и книжной иллюстрации. Участвовал в издании газет, журналов, в годы войны — сотрудник Окон ТАСС.

Лапшин Петр Александрович (1883-1942), живописец, педагог. Родился в Самаре, окончил реальное училище, а в 1908 г. — Пензенское художественное училище. С 1909 г. участник, а с 1911 г. — организатор выставок самарского кружка художников, краевых и областных выставок. С конца 1930-х гг. преподавал на кафедре рисунка Куйбышевского строительного института.

Семенов Николай Николаевич (1896-1986) — один из основоположников хим. физики, основатель научной школы, академик АН СССР (1932), лауреат Нобелевской премии (1956), дважды Герой Социалистическою труда (1966, 1976), кавалер девяти орденов Ленина, многих орденов и медалей. В 1913 г., с отличием окончив Самарское реальное училище, блестяще сдал экзамены в Петроградский университет и вскоре стал известным в мире ученым. Разработал теорию теплового взрыва газовых смесей, общую количественную теорию цепных реакций.

Сухов Василий Константинович (1891-1974), архитектор. Родился в селе Белозерка Самарской губернии. В 1908 г. окончил Самарское реальное училище, в 1924 г. — Петроградский институт гражданских инженеров. Самая известная его работа — Дом промышленности (1935 г., ул. Куйбышева, 145).

Щербачев Петр Александрович (1890-1967), архитектор, сын А.А.Щербачева, внук П.В.Алабина. Родился в Самаре. В 1902-1906 гг. учился в реальном училище, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1915 г. работал помощником архитектора в Самарской городской управе. В советское время по его проектам построено более 100 жилых и общественных зданий. Наиболее известные — здание управления Самаро-Златоустовской (ныне Куйбышевской) железной дороги (1927г.) и Дом Красной армии (ныне дом офицеров и штаб ПриВО; 1932 г.).

Современная судьба исторического здания трагична.

Развитие темы в материалах самарских изданий и блогеров:

————-

Другие события этого дня в разные годы истории Самары:

7 сентября 1888 г. В Уфе состоялось открытие Самаро-Уфимской железной дороги. Из Самары на торжествах присутствовали городской голова П.В.Алабин и гласный П.С.Субботин. Оба они немало сделали для того, чтобы железная дорога на Сибирь прошла через Самару.

На фото: здание жд вокзала в Уфе. Кстати, это было первое каменное здание в этом городе.

Самаро-Златоустовская (ныне Куйбышевская) железная дорога была проложена в конце 1880-х гг.: сначала участок Кинель — Уфа, затем Уфа — Златоуст. Через Белую был построен железнодорожный мост с мостками для пешеходов, движение по нему открылось в 1888 г. К 1892 г. железнодорожное полотно протянулось до Челябинска. На строительстве Уфимско-Златоустовского участка дороги инженером-изыскателем работал писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, который в заключительной части тетралогии «Инженеры» и рассказе «Вариант» использовал опыт этой своей деятельности.

7 сентября 1970 г. Легковому автомобилю ВАЗа присвоено название – «Жигули».

7 сентября 1974 г. В г. Куйбышеве открылись Дни болгарской культуры. В залах филармонии, Дома культуры на площади имени Кирова и Окружного дома офицеров до 15 сентября проходили концерты мастеров искусств НРБ, выступления артистов болгарской эстрады, симфонические концерты.

О чем писали самарские газеты

7 сентября 1951 г. «Почему гибнет зелень?»

На речном вокзале г. Куйбышева цветник выглядит красиво и культурно – на содержание озеленения и разбивку цветников ежегодно тратится несколько десятков тысяч рублей. Но посетители обратили внимание на одно странное явление: газон у ворот вокзала весь высох, погибло 12 деревьев. Причина: продавцы лотков с мороженым выливают соленую воду под деревья и на траву.
(«Волжская коммуна»)

————

О событиях этого дня из других источников:

————

Архивы Самарской области
7 сентября в истории губернии и области:

1880 год. – 135 лет назад. – Открыто Самарское реальное училище имени императора Александра Благословенного в ознаменование 100-летия со дня рождения Александра II и в память его посещения Самары 7 сентября 1824 года. В этом училище в разные годы учились: Н.Н.Семёнов, видный учёный, один из основоположников химической физики, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии; А.Н.Толстой, писатель, академик АН СССР; Г.М.Кржижановский, государственный деятель, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда; П.А.Щербачёв, архитектор, построивший и реконструировавший в г.Самаре более 80 зданий.

1890, позднее 7 сентября. – 125 лет назад. – В г.Самаре вышла из печати книга П.В.Алабина «Несколько старинных документов, относящихся до истории города Самары и Самарского края».

1919 год. В г.Троцке прошёл митинг на тему: «Партийные и беспартийные в нашей революции».

1942 год. В связи с усложнившейся обстановкой на фронте и частыми налётами вражеских самолетов-разведчиков на г.Куйбышев по заводу №42 им.Масленникова издан приказ №3 о переводе оперативного состава работников отдела МПВО, начальников цехов, производственных отделов, главного диспетчера, директоров фабрики-кухни и механического техникума на казарменное положение.

1944 год. Куйбышевский горисполком поручил трамвайно-троллейбусному управлению выделить 3 моторных и 3 прицепных вагона из числа требующих ремонта для оказания шефской помощи г. Смоленску.

1944 год. При Куйбышевском горисполкоме создано квартирное бюро «в целях упорядочения учёта жилой и нежилой площади».

1989 год. Тольяттинский горисполком принял решение об открытии в городе авиационно-технического спортивного клуба.

По документам центрального архива области.

————

*

Добавить комментарий

Back to top button