Как повлияет на туристический рынок поглощение Трансаэро Аэрофлотом: мнение экспертов
Известие о том, что «Аэрофлот» поглотил авиакомпанию «Трансаэро», вызвало напряженное внимание туристического рынка, ведь «Трансаэро» как никакая другая российская авиакомпания плотно сотрудничала со многими крупными туроператорами, а в благополучный 2013 год на долю «Трансаэро» пришлось практически половина всего объёма отечественной туристической перевозки за границу. Поэтому сделка с Аэрофлотом и её последствия обещают туррынку немало проблем. И всё же большинство экспертов полагают, что в сложившейся ситуации это был лучший выход.
Напомним, во вторник стало известно, что совет директоров «Аэрофлота» на ближайшем заседании рассмотрит покупку 75% плюс одна акция авиакомпании «Трансаэро». Данное решение было одобрено на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Фактически правительство дало директиву директорам «Аэрофлота», представляющих государство, голосовать «за» по вопросу о покупке доли в «Трансаэро».
«Для начала стоит отметить, что мир авиаперевозчиков давным-давно работает в альянсах: группа Eitihad объединила Al Italia и Air Berlin, в Европе можно вспомнить группу Lufthansa или AirFrance и KLM. Да и для «Аэрофлота» это будет уже не первая консолидация. Для него такая покупка выгодна тем, что «Аэрофлот» получит возможность развития новых для него туристических маршрутов, поскольку туристическая составляющая тоже важна перевозчику», — пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» ситуацию Дмитрий Горин, глава транспортного комитета АТОР.
Эксперт отметил, что скорее всего Аэрофлот сохранит программы Трансаэро по туристическим направлениям, особенно рентабельные. «При этом подчеркну, что в кризисных условиях «Аэрофлот» достаточно толерантен к туррынку. Например, в этом сезоне перевозчик блочные тарифы перевел в туроператорские тарифы, без рисков, понимая, насколько туррынку сейчас сложно гарантировать какие-то квоты», — дополнил Дмитрий Горин. А учитывая, что все зимние программы у «Трансаэро» уже сверстаны и подписаны, туроператорам боятmся нечего. «При поглощении все обязательства «Трансаэро» как по программам, так и по персоналу, должны быть выполнены. Для «Аэрофлота» это также и подтверждение его стабильности», — отметил Дмитрий Горин. Учитывая опыт интеграции «Аэрофлота» с другими авиакомпаниями, эксперт предположил, что этот процесс займет от одного до двух лет.
А вот по вопросу возможного повышения цен на авиабилеты из-за падения конкурентности на рынке авиаперевозок эксперты в своих оценках разошлись. «Сокращение конкуренции всегда ведет к ухудшению условий для конечного потребителя. Поэтому покупка «Трансаэро» «Аэрофлотом» приведет, скорее всего, к повышению цен по направлениям, на которых присутствовал «Трансаэро». С другой стороны, возможное банкротство такого крупного игрока, как «Трансаэро», повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия на туристическом рынке, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года. Поэтому, видимо, ситуация разрешилась лучшим образом», — прокомментировал Александр Сизинцев, гендиректор тикитингового агентства Biletix. Собеседник при этом отметил, что «Трансаэро» в последнее время шла на значительный ценовой демпинг. «В частности, сравнение цен на направлениях, где «Аэрофлот» и «Трансаэро» выступали российскими монополистами, с ценами на рейсы иностранных авиакомпаний, указывает на этот факт. Так, в этом сезоне на Бангкок средний чек «Аэрофлота» составлял 32’454 рублей, Etihad Airways 27’418 рублей, а «Трансаэро» — всего 24’068 рублей», — привел пример Александр Сизинцев.
При этом Дмитрий Горин уверен, что ожидать роста цен пока не приходится. «Средний чек группы «Аэрофлот» в этом году не повысился, он даже снизился на 1’000 рублей. Ситуация на рынке такова, что авиакомпании и рады бы поднять цены, но не могут, т.к. это сразу понизит спрос. Тем более, что август был плохим, идет сокращение спроса, не только по международным направлениям: закончился курортный сезон, наступает сложный период зимы, и по российским направлениям также наступает снижение продаж», — пояснил Дмитрий Горин.
Однако эксперты отмечают, что помимо цен поглощение «Трансаэро» приведёт к ещё целому «букету» сложностей, решать которые пока неясно как. Первая группа касается авиапарка «Трансаэро» и его состояния. «Во-первых, парк у «Трансаэро» откровенно устаревший, в отличие от «Аэрофлота», считающийся по парку самой молодой компанией, где средний возраст самолетов не превышает 3.5 лет. Кроме того, «Трансаэро» масштабно закупала широкофезюляжные «Boeing747», которые «Аэрофлот практически не использует. Этот вопрос сейчас очень всех интригует, что новый собственник будет делать с этим устаревшим авиахламом?», — рассказал ещё один участник тикитингового рынка, хорошо знакомый с ситуацией в авиаотрасли, но пожелавший остаться неназванным. По его словам, в последнее время были постоянные технические поломки именно на этих типах самолетов, и подобная техника может оказаться для нового собственника серьезной проблемой – эксплуатировать её как минимум очень дорого, а как максимум — небезопасно, а избавиться от взятого в лизинг «авиахлама» непросто.
Вторая крупная проблема – как будет реагировать на очередное «прирастание» «Аэрофлота» ФАС? По информации Росавиации доля группы «Аэрофлот» в общем объеме перевозки российских авиакомпаний составляет примерно 42-47%. Доля самого «Аэрофлота» в первом полугодии 2015 года составляет 27.9% (остальное – доля его «дочек»), а доля «Трансаэро» — 14.4%. Впрочем, в среду уже появились неофициальные комментарии ФАС, что это ведомство поддержит Правительство и препятствовать сделке не будет.
Тем не менее, «Аэрофлоту», чтобы в будущем избежать претензий ФАС, придётся на направлениях, где он в итоге станет монополистом, допускать других перевозчиков, или как-то сократить маршруты, оценил эксперт. Соответственно возникает вопрос у тех туроператоров, которые обладали контрактом на этих маршрутах. «Как дальше будут после зимы контрактоваться эти туроператоры? С депозитов деньги никуда не исчезнут, но какие условия получат турфирмы от «Аэрофлота» и не будут ли они вынуждены искать других перевозчиков? В этих условиях туроператорам, обладающим собственным парком, вроде «I Fly», «Северный ветер» и т.п., будет проще», — считает эксперт. При этом собеседник считает маловероятным, что в условиях общего сокращения туррынка «Аэрофлот» пойдет по пути создания своего сильного туристического подразделения на базе «Трансаэро».
Ну и кроме того ещё одной интригой остается позиция и судьба прежних владельцев компании, четы Плешаковых. Отметим, что сам гендиректор дал понять, что в судьбу «Трансаэро» государство вмешалось очень жестко, фактически продавив такое решение. «Ни авиакомпания «Трансаэро», ни ее акционеры не были инициаторами данной консолидации. Руководство авиапредприятия предлагало два иных сценария: реализация ранее принятого решения о создании банковского синдиката, либо финансовая докапитализация компании. С целью обеспечения интересов пассажиров, партнеров и работников <…> акционеры авиакомпании подтвердили свое согласие на предложенную программу», — говорится в заявлении исполнительного директора «Трансаэро» Александра Плешакова. По информации эксперта, «кураторство» туристических программ лежало именно на нем. Какова будет реакция прежних владельцев компании, «в руках» которых пока остаются 36.62% акция, пока неясно. Однако в среду Ольга Плешакова, покинувшая пост гендиректора «Трансаэро», была назначена председателем совета директоров авиаперевозчика. Ранее эту должность занимал Александр Плешаков.
***