ВажноМировая пресса

Что придет на смену mp3?

Ученые из Института цифровых технологий разрабатывают технологию, которая перевернет представления о воспроизведении звука. Проект возглавляет Карлхайнц Бранденбург, создатель формата mp3.

На стене висят различные награды и дипломы — сразу видно, что их обладатель многого добился. Согласно легенде, Карлхайнц Бранденбург (Karlheinz Brandenburg), глава Института цифровых технологий имени Фраунгофера (IDMT), что в немецком городе Ильменау, на протяжении долгих лет остается самым ненавидимым человеком во всей музыкальной индустрии. Он вместе со своей командой внес существенный вклад в появление аудиоформата mp3. «Впрочем, я никогда лично не встречал того, кто был бы на меня зол», — уточняет Бранденбург.

Он знаком со многими из мира музыки еще с тех времен, когда формат mp3 был новинкой, а самого Бранденбурга всерьез не воспринимали. «Несмотря на это, ряд основных игроков отрасли сочли новый формат весьма неплохим. Но, по их тогдашнему мнению, он слишком сложен для применения». Сегодня мир музыки выглядит совсем иначе, а немецкий исследователь Бранденбург введен в зал интернет-славы. «Но это не повод почивать на лаврах», — подчеркивает Бранденбург.

«Мы были не единственными…»

Его глаза загораются при воспоминании об историческом прорыве в аудиотехнологиях, когда музыку удалось отделить от одного конкретного носителя. Все это — результат стечения обстоятельств, трудолюбия и попадания в нужное время в нужное место.

Разработчикам удалось точно услышать, что происходит с музыкой через запрограммированные алгоритмы, точно понять, как мозг обрабатывает аудиосигналы, увидеть в интернете будущий способ распространения информации, а также проявить ловкость при международных переговорах по стандартизации и поиске подходящих партнеров для продвижения нового аудиоформата.

«Мы были не единственными, кто работал над сокращением данных аудиофайлов, но другие допустили слишком много ошибок», — поясняет Бранденбург. Его самого к исследованию сжатия данных привлек его научный руководитель. «Патентный эксперт заявил ему, что это невозможно, однако такое не следует говорить немецкому профессору», — добавляет Бранденбург.

Патент — дело прибыльное

Работа над аудиоформатом мр3 принесла Бранденбургу не только славу. «Я бы сказал, что по своим меркам я богат», — заявляет он без обиняков. Немецкое законодательство заботится о том, чтобы изобретатели получали соответствующий доход. Но и институт имени Фраунгофера получает в год миллионные доходы, измеряемые двузначными цифрами.

Любой, кто использует кодеки для сжатия, или другие разнообразные методики, в разработке которых принимали участие ученые института, должен уплатить налог. В числе оных — производители записывающих и воспроизводящих устройств, персональных компьютеров, а также музыкальные дистрибьюторы. «Каждый конкретный случай дает не так много денег, однако семь миллиардов устройств что-то да приносят», — говорит Бранденбург.

Все так, но это лишь пока — поскольку в большинстве стран срок действия патентов не бесконечный. В Германии, согласно закону, он составляет 20 лет, что также является стандартом для Всемирной торговой организации (ВТО). По словам главы IDMT, удар немного смягчит то, что в вопросе сжатия аудиофайлов ведется целый ряд новых разработок, и исследования института имени Фраунгофера продвигаются вперед.

Он предполагает, что вскоре настанет время нового большого открытия. «Это будет подобно голодеку (разновидности виртуальной реальности. — Ред.) в сериале StarTrek. Желающие смогут не только слушать музыку, но и наслаждаться атмосферой джаз-клуба», — указывает ученый.

В окружении динамиков

В подвале института Кристоф Сладецек, руководитель проекта, демонстрирует будущее аудио. Он сидит перед двумя компьютерами. Из 12 динамиков, расположенных вокруг, доносится поп-музыка. Все как обычно, подумает слушатель. Но вот Сладецек щелкает мышью и передвигает значок музыки из положения «слева наверху» в положение «справа внизу». Внезапно голос певицы начинает звучать прямо за спиной. А еще слушатели могут даже оказаться рядом с нею.

Эта звуковая технология основана на синтезе волновых полей. Она была разработана в 1980-х годах в Делфте (Нидерланды). При ее использовании компьютер обеспечивает отдельным аудиосигналом каждый динамик в помещении, создавая таким образом волновые фронты, которые соответствуют природным источникам звука, голоса или музыкального инструмента.

«Звук идеально перемешан в комнате, и сейчас нам нужно гораздо меньше динамиков, чем прежде», — поясняет Сладецек. Раньше ему требовался 81 усилитель для объемного звучания. Черные ящики по-прежнему висят на стенах. Но теперь они могут просто стать частью дизайна интерьера.

Deutsche Welle

*

По теме

Back to top button